Найти в Дзене
Ученая кошка

"...Нам ни есть, ни пить не давали, а водили на допросы..."

Это фрагмент воспоминаний, оставленных Альбиной Медведковой. Историю этой девочки и ее мамы - Аграфены Николаевны я узнала в далеком детстве. Это подвиг матери и подвиг ребенка. Альбине было 10 лет, когда они с мамой переехали в село Протасово Малоархангельского района Курской области, чтобы помочь заболевшему дедушке. Шел май 1941 года. А дальше их судьбы оказались связанны с подпольным движением, которым руководил Александр Митрофанович Баринов. Сначала подпольщики собирались в Протасово в доме Лагутина И. М. В дни встреч за тем, чтобы в дом не проникли без предупреждения посторонние, следила сестра хозяина дома. Как только к дому подходили незваные гости, она начинала играть на гитаре. Позже этот дом сменили на дом Бывшевой Анны, которая разрешила сделать большой скрытый подвал. Чтобы не вызывать подозрений, почему в дом ходит много народа, для прикрытия пришлось организовать сапожную мастерскую. Перед подпольщиками стояло много задач. Так, Аграфена Медведкова совместно с Марией

Это фрагмент воспоминаний, оставленных Альбиной Медведковой. Историю этой девочки и ее мамы - Аграфены Николаевны я узнала в далеком детстве. Это подвиг матери и подвиг ребенка.

Семья Медведковых
Семья Медведковых

Альбине было 10 лет, когда они с мамой переехали в село Протасово Малоархангельского района Курской области, чтобы помочь заболевшему дедушке. Шел май 1941 года.

А дальше их судьбы оказались связанны с подпольным движением, которым руководил Александр Митрофанович Баринов.

Сначала подпольщики собирались в Протасово в доме Лагутина И. М. В дни встреч за тем, чтобы в дом не проникли без предупреждения посторонние, следила сестра хозяина дома. Как только к дому подходили незваные гости, она начинала играть на гитаре. Позже этот дом сменили на дом Бывшевой Анны, которая разрешила сделать большой скрытый подвал. Чтобы не вызывать подозрений, почему в дом ходит много народа, для прикрытия пришлось организовать сапожную мастерскую.

Перед подпольщиками стояло много задач. Так, Аграфена Медведкова совместно с Марией и Александром Бариновыми должна была пробраться в город и наладить связь с другими подпольщиками. На этом ее роль в деятельности подпольной организации не ограничивалась. Именно Груня, как ласково называли ее друзья и знакомые, была главным связистом и агитатором по отбору в партизаны.

Аграфена Николаевна принимала непосредственное участие в диверсионной деятельности, проводимой подпольщиками. Она занималась распространением листовок и агитационных материалов. Агитки и газеты печатались в партизанской типографии, а потом запекались в буханки хлеба: с нижней стороны корки убирался мякиш, на его место закладывали литературу, а потом запекали. Этот опасный, но важный груз из штаба Первой Курской партизанской бригады переправляли в Малоархангельский район.

Но какая работа досталась Альбине Медведковой? А работа была непростой и очень рискованной. Мама с дочкой передавали, для Первой Курской партизанской бригады, собранные сведения.

Из воспоминаний Альбины Медведковой:

... Все наши походы в партизанский отряд были связаны с большим риском, так как нас часто останавливали фашисты, обыскивали. Но все ценные сведения были зашиты у меня в тапочках, и немцам даже в голову не приходило, что в обуви - тайная информация...

Из воспоминаний руководителя подпольной организации Баринова А. М.:

...Сведения маскировали в задник туфли или же отрывали набойки и закладывали внутрь специальную просмоленную бумагу...

Чтобы не повредить обувь Альбина несла их всю дорогу в руках, и только при угрозе обнаружения, надевала.

19 февраля 1943 года по трагическому стечению обстоятельств группа подпольщиков была обнаружена. К этому времени в Протасово почти все дома были заполнены немцами, а потом подъехала и эсэсовская часть с комендатурой. Работа подпольщиков осложнялась. Приходилось быть максимально осторожными.

Неопытность часового сыграла свою злую роль. Он с опозданием подал сигнал тревоги, а на пороге дома Анны Бывшевой, где находились подпольщики, уже стоял немецкий унтер-офицер. Обнаружив внутри несколько молодых мужчин, он почувствовал неладное, так как все лояльные к немецкой власти "паны" были эвакуированы в западном направлении, и поспешил уйти. Его необходимо было вернуть. Груня Медведкова догнала его уже в сенях. Она схватила немца за рукав, но он освободился и замахнулся на нее кинжалом. Руководитель группы А. М. Баринов ликвидировал захватчика его же оружием.

Пропажа офицера не могла остаться незаметной. К утру село оцепили и начались обыски. Именно по этой причине и не удалось Аграфене Медведковой и Марии Бариновой с детьми покинуть Протасово и перебраться в Малоархангельск.

Возле дома Анны Бывшевой была обнаружена кровь. Уже через несколько часов было обнаружено тeло, спрятанное в снегу на месте бывшей маслобойни.

Были схвачены: Мария Баринова с детьми, Аграфена Медведкова с дочерью, Анна Бывшева (находились в доме) и живший по соседству Михаил Бывшев.

Из воспоминаний Альбины Медведковой:

...Нам ни есть, ни пить не давали, а водили на допросы, где зверски избивали...

23 февраля четверых подпольщиков: Аграфену Медведкову, Марию Баринову, Анну и Михаила Бывшевых расстреляли.

Альбина Медведкова (11 лет), Женя Баринов (7 лет), Юра Баринов (2 года), Алла Баринова (11 месяцев) были заперты в сарае и подожжены. Только чудом им удалось спастись. Пришедшие в село красноармейцы успели предотвратить гибeль детей.