Найти в Дзене
Литературный попкорн

Трогательная книга «Собаки и другие люди»: истории о наших самых преданных друзьях

Живое существо не поверяется календарем, счет идет на минуты счастья, что ты испытал рядом с ним – цитата из книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди» «Собаки и другие люди» - новая проза Захара Прилепина, очаровывающая простотой и фоновой грустью. Это роман, состоящий их 13-ти историй, хронологически перемешанных и читаемых в любой последовательности как самостоятельный рассказ. Главный герой – Захар, он рассказывает о жизни характерами своих собак. У рассказчика большая, дружная семья. В начале книги все решают перебраться в глухую деревушку, составленную из нескольких домов на паре улиц, расположившуюся вблизи леса. Мимо окон протекает речка. Домик максимально удалён от цивилизации и удобств в виде продуктового магазина, и это определяет герметичную деревенскую жизнь наедине с природой, обитателями леса и мыслями о важном. Речь в книге пойдёт не о семье, детях, буднях и заботах многодетной семьи. Главные герои книги – собаки. – Это что ещё за шмель? – спросил я, не сдержав улы
Оглавление
Живое существо не поверяется календарем, счет идет на минуты счастья, что ты испытал рядом с ним
– цитата из книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»

«Собаки и другие люди» - новая проза Захара Прилепина, очаровывающая простотой и фоновой грустью. Это роман, состоящий их 13-ти историй, хронологически перемешанных и читаемых в любой последовательности как самостоятельный рассказ.

Главный герой – Захар, он рассказывает о жизни характерами своих собак.

У рассказчика большая, дружная семья. В начале книги все решают перебраться в глухую деревушку, составленную из нескольких домов на паре улиц, расположившуюся вблизи леса.

Мимо окон протекает речка. Домик максимально удалён от цивилизации и удобств в виде продуктового магазина, и это определяет герметичную деревенскую жизнь наедине с природой, обитателями леса и мыслями о важном.

Речь в книге пойдёт не о семье, детях, буднях и заботах многодетной семьи. Главные герои книги – собаки.

обложка книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»
обложка книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»

Шмель

– Это что ещё за шмель? – спросил я, не сдержав улыбки.
Он был пушистый и чуть нелепый, как шмель: рыжий, летний, безобидный.
Я полюбил его с первого взгляда.
– цитата из книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»

Сенбернар по кличке Шмель стал любимцем в каждом доме небольшого селения. Он был первой собакой, открывающей повествование, и без усилий проник в сердце каждого читателя.

Источающий каждой клеточкой безусловную, безопасную любовь, могучий сгусток нежности научился преодолевать любые препятствия на пути к людям.

Лапы и когти стали орудием, открывающим любой засов, а мощное плечо окончательно одолевало ещё сомневающийся механизм, пропуская гостя внутрь. Так, Шмель перезнакомился со всей округой:

  • с Алёшкой и его лежачей матерью;
  • со Слепцами – незрячим мужем и его верной женой;
  • с несчастной Екатериной Елисеевной и её великовозрастными дочерьми;
  • с нелюдимым лесничим Никанором Никифоровичем;
  • с прокурорской четой в отставке;
  • со старичком, стремительно приближавшимся к юбилею с двумя нулями.

Сенбернар Шмель объединил людей, ночуя в каждом доме поочерёдно. Именно Шмель воспитал всех маленьких детей рассказчика. И ушёл слишком внезапно. История о Шмеле, пожалуй, моя самая любимая.

Кай

У него была поразительно большая, похожая на музыкальный инструмент грудная клетка…
Предназначение этой грудной клетки было иным: дать возможность собаке, набрав облако воздуха, лететь, едва касаясь земли тонкими красивыми ногами.
– цитата из книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»

Русская псовая борзая, жизнерадостный белоснежный пёс, стремительный как ветер. Кай отличался своим игривым нравом. Рассказчик восхищается безупречностью творения, признавшего в нём хозяина.

С Каем связана одна из самых литературно богатых историй, когда Захар решает отыскать озеро в глубине леса, но из-за нападения лесных блох теряет тропу и продолжает путь в неверном направлении, попав в ту самую Дебрь.

На протяжении жуткой прогулки, затянувшейся до глубокой ночи, Кай неотступно следовал за хозяином, ни разу не попрекнув его взглядом за неверно выбранный маршрут.

Кай окажется книжным долгожителем, к счастью, его минуют страшные болезни и ранний уход из жизни. Бьющая через край жизненная сила не раз заденет угрюмого Кержака, вынужденного влачить тягостное существование и терпеть боли в суставах. Но за неуместную игривость Кай не раз получит отпор, могущий отучить от шалостей любую собаку, но не Кая.

Нигга

Пёс словоохотливо жаловался жене – и тут же огорчался, что не всё, кажется, она понимает. Не понимает до конца, как темно и страшно было в той проруби!..
Закончив свой рассказ, пёс тут же, будто забыв какую-то важную вещь, начал по новой, то высоко поднимая голову с запавшими от горя глазами, то тычась своей всё ещё холодной мордой прямо в лицо, в губы жене.
– цитата из книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»

В доме рассказчика появляется мастино наполетано по кличке Нигга, чёрный, как смола. История о нём начинается с леденящего душу падения пса под лёд. Он с трудом избежал мучительной смерти и только благодаря догадливости выжил в тот зимний день.

«С Ниггой у меня появилось то самое чувство, когда спустя год уже не можешь понять: как же ты жил без него до сих пор».

Нигга стал больше, чем лучшим другом. Он привнёс в жизнь Захара незаменимое присутствие, что дарит не любая собака. Угрюмый пёс имел самое доброе сердце в округе, но хозяева держали это знание в тайне.

Будучи щенком, пёс опередил остальных собак и бросился на медвежонка, чтобы защитить хозяина. Медвежонок успел скрыться в лесной чаще, а щенок упрочил лидерские позиции в собачьей иерархии, напугав всех и заставив сердце Захара трепетать от ужаса и благодарности.

Из-за несокрушимой преданности пёс не побоится соседского ружья и бросится на лесника Никанора Никифоровича, порвав ему руку. Даже извинения и оплата лечения с расходами не спасут Ниггу от смертельной стихии под названием "месть". После чудесного спасения пса от отравления Захар найдёт под забором странный ком слипшихся зёрен, содержащий крысиный яд.

Кержак

Тибетский мастиф Кержак, добродушный и открытый щенок, названный в честь осеннего керженского леса, пришедший в дом рассказчика и напугавший своим видом всю деревню. Пушистый медвежонок, занявший лидерские позиции и отодвинувших шерстяных старожилов на второстепенные позиции, теперь станет грозой любого, кто захочет сунуться во двор.

И, хотя Кержак ничего не требовал, однажды наша семья решила: он единственный из всех питомцев имеет право жить во дворе [а не в вольере]. Он никогда не порвёт обувь. Не перегрызёт провода. Не растреплет по всему двору мусорный мешок.
Он будет заниматься исключительно делом. Ненавидеть всех, помимо семьи.
– цитата из книги Захара Прилепина «Собаки и другие люди»

Кержак любил жизнь, лес, реку. А вскоре ему диагностировали разрушение костей. Ветеринар предложила его усыпить, но рассказчик с женой решают бороться за жизнь пса. Лучший в России ветеринар взялся за оперирование безнадёжного случая. Планировалась установка 4-х протезов, охлаждающихся на морозе и приносящих Кержаку незаслуженные муки.

Благодаря хирургическому вмешательству Кержак остался жить, а вот Нигга внезапно ушёл. "Отдал товарищу свою жизнь". Они с Кержаком поддерживали друг друга, помогая пережить трудные периоды, показывая остальным питомцам пример настоящей дружбы.

Золька, Толька, Тигл

Золька и Толька - два бассета, жившие в одной конуре. Золька обладала крутым темпераментом и была единственной женщиной в царстве кобелей. Она была инициатором провокаций и прибегала к типичным женским уловкам, а Толька оттенял её крутой нрав непоколебимым спокойствием.

Золька, хоть внешне и не показывала, любила своих собратьев всем своим неспокойным сердцем. И разрывала сердце читателю, когда выла над опустевшей конурой, ещё вчера такой привычно заселённой...

А самый последний пёс, алабай Тигл, и сквозь текст внушал мне ужас. Покалеченный в детстве недружелюбной челюстью соседского пса, он не простит обидчика, при первой возможности проявив силу своего первозданного духа и до смерти напугав любого свидетеля той не свершившейся мести.

иллюстрация к книге Захара Прилепина "Собаки и другие люди" , Иллюстратор Вадим Солодкий
иллюстрация к книге Захара Прилепина "Собаки и другие люди" , Иллюстратор Вадим Солодкий

Впечатления от прочтения

Язык книги очаровывает. Приходилось долго вчитываться и настраиваться на серьёзный слог, на одну страницу вдумчивого, бережного чтения уходило несколько минут.

После книги остаётся много мыслей, грусти, теплоты. Смысл для себя должен отыскать каждый сам.

Все собаки в этой книге обладают уникальным характером. Каждая из них занимает отведённое ей согласно породе и силе характера место в собачьей иерархии. И остальные с этим молчаливо соглашаются, тут уж не до конкуренции.

Для меня было интересно погрузиться в мир серьёзных пород собак, их взаимоотношений, шалостей, болей. Проникнуться теплотой и преданностью, благодарным присутствием самых верных четвероногих любимцев.

иллюстрация к книге Захара Прилепина "Собаки и другие люди" , Иллюстратор Вадим Солодкий
иллюстрация к книге Захара Прилепина "Собаки и другие люди" , Иллюстратор Вадим Солодкий

Ещё до появления в моей семье собаки любая история о домашнем питомце могла меня растрогать до слез. Над этой же книгой я пролила их приличное количество.

Начинаясь весело и жизнеутверждающе, истории одна за другой становятся более меланхоличными, а ушедшие в лучший мир собаки оставляют зияющие пустоши в сердцах домочадцев. Читатель же разделяет эту тихую печаль.

Помимо собак, на страницах живут очаровательные коты Мур и Ляля, говорящий попугай с чувством собственного достоинства, одомашненный снегирь, ловко ныряющий в сугроб.

Свели с ума бесподобные иллюстрации Вадима Солодкия, ещё больше умиляющие и сближающие читателя с главными героями повествования.

Столько добра удалось получить от прочтения. Но вместе с тем это правда жизни: собаки болеют и умирают. У Нигги был порок сердца, у Кержака дисплазия всех лап, а алабай Тигл оказался эпилептиком.

Сцена беспамятства огромного пса, в течение получаса не узнававшего свою хозяйку – и по совместительству кинолога – повергла меня в дрожь. Да, не все собаки внушают чувство безопасности. Но все – любовь.

Публикация участвует во флешмобе «Лучшая книга 2024 года», организованном на канале Библио Графия.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые публикации!