Найти в Дзене

Как на месте Дикого поля появилась Новороссия

Дикое поле и Донецкая соль Новороссии - этот термин во времена царской России обозначал степные просторы на северных берегах Черного и Азовского морей, от современного Приднестровья до Донбасса. Не случайно даже университет в Одесе при царях официально именовался «Императорским Новороссийским». Степные просторы Новороссии впервые вошли в состав России при Екатерине II по итогам двух победоносных войн с турками. Но, помимо нескольких ремесленных очагов Крыма, все это огромное пространство было, как говорили наши предки, Диким полем – не то что городов, местами и людей почти не было… Совсем безлюдной пустыней степи от Днестра до устья Дона не были, но там, где сегодня население исчисляется многими миллионами, до появления Новороссии обитали считанные десятки тысяч. Первый кусочек будущей Новороссии официально вошел в состав России ровно три века назад – в 1719 г. царь Петр I указом «Об устройстве губерний» среди прочего учредил Бахмутскую провинцию, включавшую округу крепости Бахмут на

Дикое поле и Донецкая соль Новороссии - этот термин во времена царской России обозначал степные просторы на северных берегах Черного и Азовского морей, от современного Приднестровья до Донбасса. Не случайно даже университет в Одесе при царях официально именовался «Императорским Новороссийским».

Степные просторы Новороссии впервые вошли в состав России при Екатерине II по итогам двух победоносных войн с турками. Но, помимо нескольких ремесленных очагов Крыма, все это огромное пространство было, как говорили наши предки, Диким полем – не то что городов, местами и людей почти не было… Совсем безлюдной пустыней степи от Днестра до устья Дона не были, но там, где сегодня население исчисляется многими миллионами, до появления Новороссии обитали считанные десятки тысяч.

Первый кусочек будущей Новороссии официально вошел в состав России ровно три века назад – в 1719 г. царь Петр I указом «Об устройстве губерний» среди прочего учредил Бахмутскую провинцию, включавшую округу крепости Бахмут на одном из притоков Северского Донца. Три века назад здесь же проходила перманентная «линия фронта» между Русским царством и Крымским ханством. Казачья стража на месте Бахмута появилась еще во времена Ивана Грозного, а при Петре I население Бахмутской провинции уже насчитывало 8847 человек мужского пола.

На данной фотографии изображена транспортировка соли по Чуматскому пути.
На данной фотографии изображена транспортировка соли по Чуматскому пути.

Соль в ту эпоху на Руси была дефицитным и дорогим товаром, ее залежи на Северском Донце активно разрабатываются и сегодня, а в СССР «артемовская соль» давала 40% этого продукта, Так что соль в нашей истории была первым промышленным продуктом Новороссии, а пограничная крепость Бахмут – первым ее административным центром.

Екатерина, еще не Великая, но уже мудрая императрица, продолжила заселение Дикого поля. В 1763 г. селиться в Новой Сербии разрешают не только балканским выходцам, но и беглым украинцам и русским, в том числе раскольникам и иным лицам «всяких народов». Вскоре, 22 марта 1764 г., появляется документ, впервые обозначивший новое имя региона, – царица утвердила доклад Сената о создании на линии степных крепостей новой губернии. Любопытно, что сенаторы изначально предлагали назвать губернию Екатерининской, но царица оказалась скромнее и выбрала другое. «Называть Новороссийская губерния», – поставила она собственноручную резолюцию на сенатском докладе.

-3

Собственно, само имя показывает масштаб замыслов – как заморская Америка стала для европейцев Новым Светом, так некогда Дикое поле должно было стать для русских Новой Россией. Появившийся 255 лет назад указ о создании Новороссийской губернии содержал и «план раздачи земель к заселению» – фактически первый системный проект освоения огромного региона.

Новая губерния протянулась длинной полосой на полтысячи верст по обе стороны Днепра, от современной Кировоградской до Луганской области. И сразу после создания Новороссийской губернии пришлось пережить последний удар Дикого поля – ровно 250 лет назад, в 1769 г., крымские татары провели финальный в истории набег на земли Южной России.