Найти в Дзене

Лодейнопольский музей, продолжение. Волго-Балт, часть 117

Продолжаем экскурсию по Лодейнопольскому историко-краеведческому музею. В предыдущей статье я завершил свой рассказ около экспозиции «Крестьянский быт», первая тема сегодняшнего осмотра – «Уездный город». Среди экспонатов – одежда, мебель, посуда. Самовар в окружении оятской керамики. В коллекции Лодейнопольского музея, как сказано в различных описаниях этого учреждения, есть картины известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Правда, какие из картин являются копиями, а какие – оригиналами, у меня информации нет. Про портрет Поленова, который находится в музее, я могу сказать, что он является копией картины, принадлежащей кисти И.Е.Репина. Оригинал портрета написан в 1877 году и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Поленов Василий Дмитриевич родился в 1844 году в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Будущий художник с детства проявил способности к рисованию. В десятилетнем возрасте маленького Василия впервые привезли в Имоченц

Продолжаем экскурсию по Лодейнопольскому историко-краеведческому музею. В предыдущей статье я завершил свой рассказ около экспозиции «Крестьянский быт», первая тема сегодняшнего осмотра – «Уездный город». Среди экспонатов – одежда, мебель, посуда.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Самовар в окружении оятской керамики.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

В коллекции Лодейнопольского музея, как сказано в различных описаниях этого учреждения, есть картины известного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Правда, какие из картин являются копиями, а какие – оригиналами, у меня информации нет.

Про портрет Поленова, который находится в музее, я могу сказать, что он является копией картины, принадлежащей кисти И.Е.Репина. Оригинал портрета написан в 1877 году и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Поленов Василий Дмитриевич родился в 1844 году в Санкт-Петербурге в культурной дворянской семье. Будущий художник с детства проявил способности к рисованию. В десятилетнем возрасте маленького Василия впервые привезли в Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецком крае, где Поленовы строили усадебный дом. В этом доме семья Поленовых проводила летние месяцы до 1884 года. Сейчас это деревня Имоченицы в Алёховщинском сельском поселении Лодейнопольского района Ленинградской области. Детские впечатления от девственной вепсской природы нашли своё отражение в работах молодого и более взрослого человека, здесь он написал 37 картин. Одна из них – «Переправа через реку Оять. С мельницы» – висит в музее справа от портрета Поленова. Ниже, слева направо – «Река Оять», «Сказитель былин Никита Богданов», «Усадьба в Имоченцах» (?).

Ещё одна картина Поленова – «Семейное горе». Сюжет картины характерен, наверно, для всех времён: соблазнённая в городе девушка вернулась в родной дом с ребёнком на руках. Над картиной художник начал работать в 1870 году, делал наброски, рисунки, этюды, в 1876 году начал писать саму картину, но не закончил, охладел к этой теме.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Частью экспозиции «Уездный город» являются также старые фотографии с видами Лодейного Поля и предметы самого разного назначения – от санок до кирпичей.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

В витрине выставлены бытовые предметы жителя города: подсвечник, веер, чайный сервиз…

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Над витриной помещён чеканный барельеф с картины Рубенса «Елена Фурмент».

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Из XIX века переместимся в век двадцатый. В первой трети столетия в Лодейнопольском уезде (позже ставшем районом в Ленинградской области) произошли крупные политические и экономические изменения. В январе 1918 года Совет солдатских и рабочих депутатов признал Советскую власть, важными экономическими событиями стали строительство железной дороги в 1914-1916 годах и возведение гидроэлектростанции Свирь-3 (Нижне-Свирской ГЭС) в 1927-1935 годах, уже в советское время.

На снимке ниже на левом стенде выставлены фотографии, отображающие моменты строительства Мурманской железной дороги в 1914-1916 годах, на правом – ансамбль балалаечников Александра Сомова.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Идея строительства железной дороги к незамерзающему порту на берегу Баренцева моря обсуждалась в Российском государстве несколько десятилетий. Единственный порт на севере – Архангельск, замерзал почти на полгода, это тормозило развитие региона и не способствовало торговле с западными странами. И только когда с началом Первой мировой войны клюнул «жареный петух» (точнее, два «петуха») в виде Германии и Турции, закрывших для России Балтийское и Чёрное моря, решение было принято и быстро реализовано. Уже зимой 1914 года были проведены изыскательные работы, и вскоре начаты строительные работы. Сквозное движение поездов было открыто в ноябре 1916 года. Участок дороги от Петрозаводска до Мурманска длиной 1052 километра строился на государственные деньги.

С Санкт-Петербургом Петрозаводск связывала Олонецкая железная дорога. Она строилась с 1914 по 1916 годы от участка Петербургско-Вятской линии Северной железной дороги (построена в 1906 году) у разъезда Дубовики около реки Волхов, через Лодейное Поле до Петрозаводска. Строительство Олонецкой дороги длиной 281 километр вело «Акционерное общество Олонецкой железной дороги». Этот участок в 1917 году был выкуплен казной и присоединён к Мурманской железной дороге.

С железной дорогой связана и судьба врача и музыканты Александра Александровича Сомова. В Лодейное Поле врач конноартиллерийской бригады русской армии Сомов приехал в 1918 году. С собой он привёз музыкальные инструменты – 20 балалаек. Он сразу начал создавать ансамбль балалаечников, начавший свою концертную деятельность в 1919 году. В первом составе коллектива были рабочие Мурманской железной дороги, да и сам Александр Александрович работал санитарным врачом на станции Лодейное Поле. Позже при клубе железнодорожников Сомов создал оркестр народных инструментов. С началом войны многие музыканты ушли на фронт, А.А.Сомов уехал в эвакуацию, где скончался в 1944 году.

На стенде, кроме фотографий, представлены предметы из арсенала железнодорожников: сигнальные флажки и рожок, молот, маслёнка (видны на предыдущей фотографии), станционные колокол и фонарь.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Рядом со стендом размещены газеты, плакаты, фотографии времён становления Советской власти и рабочий стол какого-то начальника тех времён.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

У противоположной стены зала представлена атрибутика более поздних лет – фотографии, красное знамя пионерской организации и текст клятвы пионеров.

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

Перейдём к следующему важному объекту в экономике региона – Нижне-Свирской ГЭС. О строительстве и уникальности ГЭС я писал раньше (посмотреть можно здесь). Курировал строительство секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП(б) С.М.Киров, который сделал очень много для стройки: добивался финансирования, обеспечения материалами и необходимой техникой (хотя это на заменяло массовый ручной труд), решал организационные вопросы. В мае 1927 года Сергей Миронович Киров и автор проекта, в будущем главный инженер и начальник строительства ГЭС, Генрих Осипович Графтио осмотрели берега Свири и после консультаций (на основании проведенных ранее изысканней) определились с местом строительства гидроэлектростанции. 19 октября 1927 года состоялась торжественная закладка гидроэлектростанции, на которой присутствовали председатель ВЦИК М.И.Калинин и С.М.Киров. Этот момент запечатлён на картине Бажукова «Здесь будет ГЭС…» (1970г.)

Фото 05.09.2024.
Фото 05.09.2024.

На этом сделаем очередной перерыв в музейной экскурсии, в следующей статье приступим к осмотру главной экспозиции, посвящённой борьбе с финско-немецкими захватчиками на свирских рубежах.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуальных круизов из Самары по рекам бассейна Волги, путешествия по Волго-Балтийскому водному пути. Выбрать интересный для Вас регион можно в моих подборках.

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#ленинградскаяобласть #лодейноеполе #путеводитель #парксвирскаяпобеда #музеи