В греческой мифологии Пандора — первая женщина на Земле. До появления Пандоры женщины были только богинями, управляющими людьми, по воле Зевса женщина появилась на Земле, среди мужчин, как копия богинь.
Согласно "Теогонии" Гесиода, Прометей, бог огня и божественный обманщик, украл огонь с небес и даровал его смертным, сделав жизнь счастливее на земле.
Зевс, царь богов, решил воспрепятствовать этому благодеянию. Поэтому он поручил Гефесту (богу огня и покровителю ремесленников) сотворить из земли и воды прекрасную женщину, которой боги преподнесли свои лучшие дары. Афина-Паллада с харитами облекли девушку в сияющие, как солнце, одежды и надели на неё золотые ожерелья. Оры возложили на её пышные кудри венок из вешних благоухающих цветов. Гермес вложил ей в уста лживые и полные лести речи. Назвали боги её Пандорой (Пандора – значит, наделённая всеми дарами). Пандора должна была принести с собой людям несчастье.
Когда это зло для людей было готово, Зевс послал Гермеса отнести Пандору на землю к брату Прометея, Эпиметею, который забыл предостережение своего брата Прометея и сделал Пандору своей женой.
В "Работах и днях" Гесиода, написано, что у Пандоры был сосуд, в котором хранились всевозможные страдания и зло. Она открыла сосуд, из которого зло разлетелось по земле. Внутри оставалась только Надежда ("пессимистическое ожидание"), так как крышка была закрыта прежде, чем она смогла сбежать.
Счастливо жили раньше люди, не зная зла, тяжёлого труда и губительных болезней. Теперь мириады бедствий распространились среди людей. Теперь злом наполнялись и земля, и море. Незваными и днём, и ночью приходят к людям Зло и Болезни, страдания несут они с собой людям. Неслышными шагами, молча приходят они, так как лишил их Зевс дара речи, – он сотворил Зло и Болезни немыми.
Из этой истории выросла идиома "открыть ящик Пандоры", означающая сделать или начать что-то, что вызовет множество непредвиденных проблем.
В интерпретации Бугро Пандора выглядит почти светящейся на абсолютно темном фоне. Одетая только в белое одеяние, напоминающее те, что носили в античные времена, испуганная Пандора только что открыла свою опасную золотую шкатулку. Широко раскрытыми глазами она смотрит вдаль на зло, которое только что обрушила на мир. Она стоит в ужасе, прижав идеально сложенную руку к груди, казалось бы, парализованная своим непоправимым поступком. Бугро создает убедительный портрет человеческих страданий, который остается актуальным, несмотря на то, что он облачен в древние одежды.
В картине “Битва Пандор” ("Ящик Пандоры") Рене Магритта, мужчина стоит на пустом мосту и смотрит на раскинувшийся перед ним город. Все, что мы можем видеть, - это его спину и черную шляпу-котелок, характерную для Магритта. Мужчина смотрит на пустынные улицы и темные окна, а небо окрашено в зловещий красный цвет. Название картины отсылает к греческому мифу о Пандоре, первой женщине на земле. Движимая любопытством, Пандора открывает шкатулку, из которой выходят все ужасы мира. Возможно, мужчина в котелке - единственный человек, который стал свидетелем мира, созданного Пандорой после того, как все остальные ушли. Однако рядом с ним, единственным выжившим, стоит одинокая белая роза — знак надежды на фоне жестокого пейзажа.
В своей композиции Корто использовал тенденции и стили своего времени. Обратите внимание, что ее шкатулка становится своего рода шкатулкой для драгоценностей.
В 1960-х годах искусствоведы Дора и Эдвин Панофски считали, что Пандора "открывает серию работ 19-го века, в которых имена и атрибуты Пандоры являются не более чем предлогом для демонстрации очаровательной женской наготы или полуобнаженности".
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. Christie's, Wikipedia
2. "Что ждет нас: “Ящик Пандоры” Магритта", Александра Герс, 2020
3. Гесиод: "Теогония", "Труды и дни" и "Щит Геракла". Издательство Университета Джона Хопкинса, Балтимор и Лондон, 1983.