Уфимцы гордятся тем, что живут в городе, где начинал свой творческий путь известный рок-певец Юра Шевчук. Многие вспоминают, как пили вместе с Юрой или сидели у подъезда на лавочке, а он пел свои песни. И так далее и тому подобное. ..
Так получилась, что моя юность уфимская совпала с уфимской юностью Шевчука. Но с Юрой я не была знакома. Несколько раз только побывала на его небольших концертах да прослушала в студии звукозаписи как-то первый диск группы ДДТ "Свинья на радуге", который поразил меня своими отчаянно смелыми текстами. Потом начались гонения на Шевчука. Именно в то время я работала в отделе пропаганды в республиканской молодежной газете. И через наш отдел проходили организованные сверху разгромные статьи про Шевчука. Например, "Менестрель с чужим голосом" и еще какие-то. Мне повезло, что я в этом не участвовала.... Слишком невысокую должность корреспондента всего лишь тогда занимала.
Но вот моя хорошая знакомая дочь ученого физика, друга моего отца Виктора Хвостенко Светлана Хвостенко тесно подружилась с рок-певцом. Она встала на его защиту, вошла в его семью, а потом... смертельно влюбилась в него. Светлана была прекрасной поэтессой. И многие ее стихотворения посвящены Юре. Из-за него она переехала из Уфы в Питер, где и ушла из жизни преждевременно. Я дружила, со Светланой, отговаривала ее уезжать из родного города. но она не послушалась... Увы...
И еще я познакомилась однажды с деканом факультета худграф в местном пединстите, который выгнал когда-то Юру из института за слишком вольное неформальное поведение. А потом принял обратно и стал шафером на его свадьбе. Декан оказался мужем моей однокурсницы, которая пригласила меня однажды к себе в гости.
Мир тесен и каждый так или иначе соприкасается друг с другом через семь рукопожатий.
Так или иначе, но я до сих пор очень уважаю этого человека, как не прогнувшегося и оставшегося верным своей позиции, выраженной в одной из ранних песен "Не стреляй!".
Многие деятели культуры, увы, прогнулись и поменяли свою позицию ради плюшек, ради карьеры, ради выживания. А Юра не прогнулся и продолжает гнуть свою линию несмотря ни на что.
Это очень ценно и важно, чтобы оставался кто-то в безумном мире, как маяк, как точка света, на которую можно ориентироваться в кромешном мраке.
На какой же почве выросла эта "звезда"?
Гитарист первого состава «ДДТ» Рустэм Асанбаев ( ныне ушедший из жизни) рассказал как-то моей коллеге журналистке Людмиле Киян о том, как все начиналось.
Я впервые услышал, как поет Шевчук, в конце декабря 1979 года. В уфимский ДК «Авангард», где я играл на гитаре в ансамбле «Калейдоскоп», его привел наш руководитель Гена Родин. До этого он мне все уши про него прожужжал: «Есть тут один парень - Юра Шевчук - так клево поет! У него глотка просто луженая...». Помню, когда Юра пришел, он был в тулупе и в валенках. На голове ушанка. Худой такой, с бородой и в очках с треснутыми стеклами. С появлением Юры мы стали работать, так сказать, на два фронта: без него у нас была одна группа - мы играли в основном эстрадные песенки, а с ним совсем другая. Шевчук хотел создать настоящую рок-группу и нас заразил своими мечтами.
Название «ДДТ» появилось, конечно, не сразу. Ясное дело, что «Калейдоскоп» нас не устраивал. Нужно было что-то более жесткое. Сначала мы хотели назвать группу «Братья Карамазовы». Но потом Юра сказал: «Мы же будем играть ядовитый рок, так что у меня есть название – «ДДТ». Нормально придумал?». Мы говорим: «Да вроде, пойдет». ДДТ (или «дуст») тогда был в каждом доме - им тараканов травили и клопов. Помню, продавался в таких желтых коробочках - очень вонючий и очень ядовитый, его потом запретили. А много лет спустя я где-то прочитал, что «ДДТ» расшифровывается как «дом детского творчества», группа, мол, там начинала играть. Посмеялся, конечно. Мы даже не знали, где этот дом в Уфе находился.
О себе Рустэм рассказал так:
Я начал играть на гитаре в 1968 году, мне тогда было четырнадцать. До этого увлекался спортом, в футбол играл, хоккей. Но продал коньки и купил за шесть рублей «гитару семиструнную» - других просто не было. Играть на ней было невозможно, настоящие «дрова». Я ее потом в шестиструнку сам переделал. Конечно, всегда мечтал о настоящем инструменте. У моего соседа, Саши Афанасьева такая была и я стал его «адъютантом» - бегал ему за сигаретами, таскал гитару на репетиции , но зато имел возможность иногда поиграть на хорошем инструменте. А года через два у меня самого появилась серьезная гитара. Мой отец - известный башкирский писатель Нажиб Асанбаев - поехал за гонораром в Москву и хотел там купить хорошую болгарскую гитару рублей за двести. Но в итоге купил за 405 рублей (бешеные деньги по тем временам!) - чешскую гитару «Tornado». Московские фарцовщики его уговорили: «Мужик, ты понимаешь, что тебе просто крупно повезло - гитар таких всего две завезли - бери, что тут думать?»
ВСЕ НАЧАЛОСЬ СО СТАТЬИ В «КОМСОМОЛКЕ»
-В ноябре 1980 года в «Комсомольской правде» напечатали заметку о конкурсе «Золотой камертон», который проводился вместе с фирмой «Мелодия». Юра к тому времени уже написал «Не стреляй!», «Инопланетянин», «Черное солнце». Для конкурса решили записать две первые и еще тогдашний хит Юрия Антонова «Все как прежде» - его постоянно крутили на танцплощадках. Такие были условия конкурса: две песни свои и одна популярного советского композитора. Записывались на Башкирском телевидении. Когда Юра увидел направление с печатью на телецентр, из него просто поперли новые песни. В итоге под шумок был записан самый первый альбом «ДДТ». Всего за две-три ночи. А в ноябре 1981 года в «Комсомолке» появилось обращение к комсомольским организациям с просьбой помочь участникам «Золотого камертона» - конкурс растянулся на полтора года. Юра и Гена Родин с газетой пошли в обком комсомола и группе опять выписали пропуски на телецентр, где записали магнитоальбом «Свинья на радуге». В него вошли восемь песен с первого альбома и восемь новых - получился полноценный двойной магнитоальбом.
НА ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ «ДДТ» БИЛЕТЫ СТОИЛИ 50 КОПЕЕК
В апреле 1982 года состоялся первый концерт в актовом зале Уфимского нефтяного института - о том, чтобы местная рок-группа выступала во дворце культуры, не могло быть и речи.
Чтобы оплатить аренду зала, сделали вход платным - по 50 копеек за билет. Народу набилось уйма: люди стояли во всех проходах. Потом к организаторам наведывались люди из «органов», интересовались: кто разрешил концерт такой проводить, сколько денег выручили. А о гонорарах тогда никто и не думал - главное было выступить
ПРЕЗЕНТАЦИЮ АЛЬБОМА «СВИНЬЯ НА РАДУГЕ» ЗАМАСКИРОВАЛИ ПОД ДИСКОТЕКУ
В мае 1982 музыканты решили отметить выход «Свиньи на радуге» с друзьями. Арендовали в кафе «Ачкарлак» («Белая чайка») зал на сто человек, якобы для встречи одноклассников с дискотекой. Кафе пользовалось дурной славой, порядочные люди его стороной обходили. Думали, что придут только друзья и хорошие знакомые. Но народу в итоге оказалось очень много. В этот вечер музыканты не играли, включили магнитофон с записью и веселились вместе со всеми. А потом директор кафе рассказал, что к ним заходили люди из КГБ, разговаривали со всеми - от официантов до посудомоек. Оказалось, в тот вечер в кафе был и уфимский хиппи Борис Развеев - он тогда впервые услышал записи «ДДТ».
«НЕ СТРЕЛЯЙ!» ВЫРЕЗАЛИ ИЗ ЭФИРА
К маю 1983 уфимского состава «ДДТ» уже не существовало. А тут из Москвы пришло приглашение на фестиваль «Молодежь в борьбе за мир». Музыканты заняли денег на дорогу, достать билеты на самолет помог Асанбаеву друг - Юра Булатов. В Москве поселились в гостинице «Колос» на ВДНХ. Тогда устроиться в гостиницу было проблемой - и опять помогло письмо от «Комсомолки». Группу сняли для ТВ, но показали всех, кроме ДДТ. Остался лишь первый аккорд от «Не стреляй!». Было, конечно, очень обидно. Но все все равно остались очень довольны выступлением. После концерта отправились портвейн пить, а Юра не пил тогда, отправился по магазинам за пластинками.
- Друг Юра настоящий, -считал Рустэм
Рустэм Асанбаев родился 22 сентября 1954 года в Уфе. По профессии художник - окончил худграф Уфимского педагогического института, как и Юрий Шевчук. Лидер-гитарист первого состава «ДДТ», играл в группе со дня ее основания и до 1983 года. Участвовал в записи альбома «Свинья на радуге». Много лет играл в уфимской группе «Вoogie Band». Записал саундтрек к фильму «Медвежья охота». Известен также как автор песен - выпустил сольный альбом «Блюз на остановке.
Известный уфимский рок-н- роллщик Ринат Билялов был другом Рустэма Асанбаева и после его ухода из жизни в 2016 году каждый год посвящает его памяти свой концерт.
Уфа наша давно имеет славу одного из самых музыкальных городов России, благодаря тому, что стала колыбелью для таких культовых рок-музыкантов, как Юрий Шевчук, Земфира (признана Минюстом России иноагентом), Рустем Булатов и многие другие. Но стоит отметить, что рок-музыка стала зарождаться в Уфе, как и в целом в СССР, намного раньше.
В 1960-е годы сотни молодых людей ловили на радиостанциях непривычные, но кайфовые песни «Битлов», перезаписывали пластинки, передавали из рук в руки редкие журналы и, вдохновленные новой музыкой, пытались копировать западных звезд. Первые рокеры в основном пели популярные хиты на английском языке или песни советских композиторов. И только со временем музыканты поняли, что рок может быть и на русском языке, и стали сочинять собственные песни.
Об истоках уфимского рока рассказано в книге краеведа и писателя Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла». «Эльфы»
Эльфы
1960-е годы
Одними из первых в Уфе стали подражать западным звездам и петь на английском языке. В рок-ансамбле, созданном в 1962 году при БГУ, играли Валентин Федотов (основатель), Виктор Степанов, Борис Родионов, Игорь Ефимов и Сергей Горячев. Чтобы не сильно выбиваться из идеологии, музыканты помимо рок-н-ролла играли песни советских композиторов.
«Кузнецы грома»
1960-е годы
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
В начале 60-х играли на заводе «Прогресс», затем - в клубе «Спутник». В составе были Сергей Шайкин, Александр Альтерман, Николай Гаранин, Игорь Гатауллин (впоследствии солист «Веселых ребят») и Валерий Письменный. Последний хорошо знал английский и имел самую большую коллекцию дисков в Уфе. Группа распалась после отказа играть песни советских композиторов по предписанию Минкульта.
ВИА Уфимского НИИ нефти
Конец 1960-х - начало 1970-х годов
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
Вокально-инструментальные ансамбли были во многих крупных вузах или организациях. В группе при НИИ нефти играли Ринат Билялов, Валерий Вишонкин, Михаил Красильников и Борис Шевченко. На республиканском молодежном фестивале «Агидель-71» Ринат Билялов как солист получил диплом I степени.
«Красные кресты»
1968-1978 годы
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
Коллектив Уфимского медуниверситета, созданный Радиком Курамшиным и Валерием Письменным. В разные годы в нем играли также Анатолий Квасов, Светлана Сафарова, Борис Шевченко и другие. Из всех вузовских музыкантов
они были самые гастролирующие, выступая как в Башкирии, так и в соседних регионах.
"Ступени"
1970-е годы
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
Ансамбль Нефтяного института был создан в 1973 году Александром Полетаевым. В нем также играли Борис Вахильт, Николай Семенов, Владимир Малышев и другие. А ударник Сергей Пустарнаков, считавшийся тогда лучшим рок-барабанщиком Уфы, позже играл в составе «ДДТ». На концерты группы не раз вызывали милицию, чтобы «успокоить» разбушевавшихся фанатов.
«Бисквиты»
1960-1970-е годы
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
Коллектив, организованный в 1966 году Игорем Селюком, Игорем Семиным,
Игорем Заболотновым и Павлом Пановым, играл на популярной танцплощадке в парке Матросова. Вокалист Заболотнов писал стихи и переводил популярные западные хиты. Он считается автором русскоязычного текста «Дом восходящего солнца» Animals.
"Барды"
1970-е годы
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
Также выступали в парке Матросова. Коллектив собрал в 1970 году Аркадий Еремин. По словам Рината Билялова, Еремин однажды выручил организаторов концерта в Свердловске популярной бразильской группы, у которой сгорела аппаратура. Музыкант собрал технику со всего города, обеспечив такой звук, что иностранцы были в восторге.
«Спектр»
1960-1970-е годы
Фото из книги Наиля Махмутова «По “следам” уфимского рок-н-ролла»
В ансамбле играли Юрий Старостин, Георгий Пахтусов, Александр Чувилин и другие. На I Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества руководитель Чувилин и солистка Ермолаева были награждены дипломами. В 1977 году коллективу присвоили звание «Народного эстрадного ансамбля». Один из немногих, он выступал на башкирском телевидении.
«ДДТ»
С 1980-го по настоящее время
Рустем Асанбаев и Юрий Шевчук, 1980-е
Будущая легенда русского рока была создана в Уфе в 1980 году. В первый состав вошли автор и исполнитель песен Юрий Шевчук, гитарист Рустэм Асанбаев, басист Геннадий Родин, клавишник Владимир Сигачев и барабанщик Ринат Шамсутдинов. В Уфе группа записывает первые альбомы и становится популярной на всю страну. Но остросоциальные песни Шевчука не давали покоя местным властям, и 1985 году Шевчук переезжает в Ленинград, начиная новую страницу в истории группы.
Вот на такой почве и выросла звезда российского рока, которая светит нам и до сих пор!
Чтобы канал продолжил существовать, поддержите, пожалуйста автора любой суммой доната КАРТА ЮMoney 2204 1202 0023 5873 или по ссылке
https://dzen.ru/id/5c2f49657f172e00ac05f439?donate=true