С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. Из-за речевых проблем ребенок стремится избегать общения с другими людьми, и это может привести к неразвитости коммуникативного навыка. У детей с нарушенной речевой функцией замедляется развитие и других психических процессов. Могут ли родители заниматься развитием речи у детей без помощи специалистов? Об этом речь пойдет в нашей новой статье.
Как происходит развитие речи у детей
Развитие речи, языка и коммуникации происходит в тесной взаимосвязи. Но, если речь невозможно развить без коммуникации, то коммуникация без речи может осуществляться, хотя и на довольно примитивном уровне.
Клинический психолог, эксперт Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова объясняет: «Коммуникация не обязательно связана напрямую с языком, потому что мы можем обмениваться взглядами, выражением лица, использовать другие вещи, которые не имеют отношения к системе знаков или кодов. Коммуникация не связана с речью, потому что мы можем общаться вокально, не произнося никаких слов. Необходимым условием для развития коммуникации является наличие коммуникативного партнера. Если ребенок по какой-то причине находится один, мы общаемся с ним редко, либо общаемся таким образом, что у ребенка нет возможности ответить, то мы тормозим развитие коммуникации у ребенка, развитие языка и речи тоже».
Таким образом, мы понимаем, что развитие речи и коммуникативных навыков у детей должны происходить параллельно. На первом этапе развития ребенка, коммуникация у него происходит в основном с родителями. И степень развитости речевой функции у малыша во многом зависит от общения, которое он получает от близких. Если в речи родителей используется большой словарный запас, проявляется отзывчивость и внимание к ребенку, то и его речь будет более богатой и грамотной.
Детский невролог, разработчик образовательных программ по вопросам психического здоровья детей раннего возраста Святослав Довбня: «Мы очень плохо усваиваем то, с чем не вступаем во взаимодействие. Мозг ребенка настроен, чтобы впитывать в себя то, на что он может влиять. Если что-то снаружи звучит и никак не связано с уходом за ним, с игрой, то эта информация с большой вероятностью никак не останется в его мозге. Ребенок рождается способным слышать любые речевые звуки. Но в 9 месяцев эта способность теряется, остается только способность слышать те языки, которые звучали при общении с ребенком».
Как мы видим, общение — важнейшее и обязательное условие развития речи у ребенка. В ходе общения с окружающими людьми ребенок учится:
- понимать речь других;
- связно выражать свои мысли;
- высказывать свои чувства;
- вступать в активное взаимодействие с окружающими;
- развивать самоконтроль.
В ходе освоения языка общения, малыш знакомится с тремя его составляющими: фонетикой (как звучит речь), лексикой (словарный запас) и грамматикой. Ведь речь — не только устный, но и письменный навык. Самое лучшее, когда ребенок овладевает этими тремя составляющими в ходе игры.
Логопеды развивают не только речь, но и коммуникативные навыки у детей, сначала уделяя внимание невербальным средствам общения и умению слушать и понимать речь, а в дальнейшем делают упор на развитие вербальной коммуникации. В ходе занятий специалисты, конечно, используют различные игры и упражнения, многие из которых родители могут делать с детьми самостоятельно.
Упражнения для речи
В раннем возрасте дошкольники обладают слабо развитой речью, со скудным словарным запасом. Для них характерно употребление слов в упрощенном или искаженном виде. И причина кроется не только в неразвитости речевого аппарата, но и недостаточной силе выдоха. Для улучшения речевой функции детям показаны упражнения, связанные с дыхательной гимнастикой.
- Дыхательные тренажеры для малышей покупать совсем не обязательно. Можно просто устроить соревнования, кто дальше продвинет кусочек ваты по столу (по полу) с помощью силы выдоха. Участники набирают воздух в легкие и дуют на белые комочки. Эта незатейливая игра вызывает массу положительных эмоций у малышей.
- Дети обожают пускать пузыри, дуя в воду через трубочку. Им придется по душе ваша просьба устроить бурю в стакане воды. Всегда здорово совместить приятное с полезным.
- Оказывается, мыльные пузыри — это тоже полезное для речи упражнение, в ходе которого малыш делает глубокий вдох, медленный выдох, складывая при этом губы трубочкой.
Помимо дыхательной гимнастики для развития речи очень важна артикуляционная гимнастика.
- Произнесение различных звуков, которые активно задействуют мимику, оказывают большую пользу для развития речевого аппарата. Звук, которым родители интуитивно забавляют малышей с самых первых дней жизни, щелкая языком и изображая лошадку, один из самых полезных для артикуляции ребенка. Упражнение «цок-цок» нужно применять на ежедневной основе.
- Легкое и забавное упражнение для речи: надуваем щечки и лопаем «шарики» ладошками.
- Еще одно полезное упражнение: «достань вишенку». Ребенок представляет, что кончик его носа — это вишенка, которую нужно достать языком.
Специалисты также применяют такой вид упражнений для развития речи, как звукоподражания. Родители используют его регулярно, даже не осознавая, насколько оно полезно для развития речи у детей. Но у логопедов есть секрет: они повторяют звукоподражания ритмично и меняют темп повторяющихся звуков: от медленного к быстрому. Тем самым стимулируют нарабатывание навыка у детей.
Также логопеды знают, что пропевать звуки и слова детям легче, чем говорить, поэтому песенки для самых маленьких помогают запустить речь.
Когда дети становятся постарше, и у них сохраняются проблемы с речью, заниматься дома им, как правило, тяжело и неприятно. Нередко родителям приходится обращаться за помощью к профессионалам. Но, чтобы занятия у логопеда были более эффективными, полезно подкреплять их домашними упражнениями. Компания BertToys разработала логоигрушки, которые делают занятия по развитию речи приятными и интересными. Собачка Буля, Панда Тичи и Тигренок Рыки могут позаниматься с ребенком самостоятельно, без участия родителей. В памяти игрушек записаны упражнения для артикуляционной гимнастики, логосказки и песенки, логопедические распевки, игры и еще много интересного. Логоигрушки рекомендованы детям от 2 лет, но в них так много функций, что с их помощью ребенок постарше может даже научиться читать.
Игра — основной способ развития ребенка. Развивайтесь, играя вместе с BertToys!