Найти в Дзене

Развитие речи у ребенка: эффективные методы и упражнения

С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. Из-за речевых проблем ребенок стремится избегать общения с другими людьми, и это может привести к неразвитости коммуникативного навыка. У детей с нарушенной речевой функцией замедляется развитие и других психических процессов. Могут ли родители заниматься развитием речи у детей без помощи специалистов? Об этом речь пойдет в нашей новой статье. Развитие речи, языка и коммуникации происходит в тесной взаимосвязи. Но, если речь невозможно развить без коммуникации, то коммуникация без речи может осуществляться, хотя и на довольно примитивном уровне. Клинический психолог, эксперт Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова объясняет: «Коммуникация не обязательно связана напрямую с языком, потому что мы можем обмениваться взглядами, выражением лица, использовать другие вещи, которые не имеют отношения к системе знаков или кодов. Коммуникация не связана с речью, потому что мы можем общаться вокально, не произнося ника
Оглавление

С каждым годом детей с нарушениями речи становится все больше. Из-за речевых проблем ребенок стремится избегать общения с другими людьми, и это может привести к неразвитости коммуникативного навыка. У детей с нарушенной речевой функцией замедляется развитие и других психических процессов. Могут ли родители заниматься развитием речи у детей без помощи специалистов? Об этом речь пойдет в нашей новой статье.

Как происходит развитие речи у детей

Развитие речи, языка и коммуникации происходит в тесной взаимосвязи. Но, если речь невозможно развить без коммуникации, то коммуникация без речи может осуществляться, хотя и на довольно примитивном уровне.

Клинический психолог, эксперт Фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Татьяна Морозова объясняет: «Коммуникация не обязательно связана напрямую с языком, потому что мы можем обмениваться взглядами, выражением лица, использовать другие вещи, которые не имеют отношения к системе знаков или кодов. Коммуникация не связана с речью, потому что мы можем общаться вокально, не произнося никаких слов. Необходимым условием для развития коммуникации является наличие коммуникативного партнера. Если ребенок по какой-то причине находится один, мы общаемся с ним редко, либо общаемся таким образом, что у ребенка нет возможности ответить, то мы тормозим развитие коммуникации у ребенка, развитие языка и речи тоже».

Таким образом, мы понимаем, что развитие речи и коммуникативных навыков у детей должны происходить параллельно. На первом этапе развития ребенка, коммуникация у него происходит в основном с родителями. И степень развитости речевой функции у малыша во многом зависит от общения, которое он получает от близких. Если в речи родителей используется большой словарный запас, проявляется отзывчивость и внимание к ребенку, то и его речь будет более богатой и грамотной.

Детский невролог, разработчик образовательных программ по вопросам психического здоровья детей раннего возраста Святослав Довбня: «Мы очень плохо усваиваем то, с чем не вступаем во взаимодействие. Мозг ребенка настроен, чтобы впитывать в себя то, на что он может влиять. Если что-то снаружи звучит и никак не связано с уходом за ним, с игрой, то эта информация с большой вероятностью никак не останется в его мозге. Ребенок рождается способным слышать любые речевые звуки. Но в 9 месяцев эта способность теряется, остается только способность слышать те языки, которые звучали при общении с ребенком».

Как мы видим, общение — важнейшее и обязательное условие развития речи у ребенка. В ходе общения с окружающими людьми ребенок учится:

  • понимать речь других;
  • связно выражать свои мысли;
  • высказывать свои чувства;
  • вступать в активное взаимодействие с окружающими;
  • развивать самоконтроль.

В ходе освоения языка общения, малыш знакомится с тремя его составляющими: фонетикой (как звучит речь), лексикой (словарный запас) и грамматикой. Ведь речь — не только устный, но и письменный навык. Самое лучшее, когда ребенок овладевает этими тремя составляющими в ходе игры.

Логопеды развивают не только речь, но и коммуникативные навыки у детей, сначала уделяя внимание невербальным средствам общения и умению слушать и понимать речь, а в дальнейшем делают упор на развитие вербальной коммуникации. В ходе занятий специалисты, конечно, используют различные игры и упражнения, многие из которых родители могут делать с детьми самостоятельно.

Упражнения для речи

В раннем возрасте дошкольники обладают слабо развитой речью, со скудным словарным запасом. Для них характерно употребление слов в упрощенном или искаженном виде. И причина кроется не только в неразвитости речевого аппарата, но и недостаточной силе выдоха. Для улучшения речевой функции детям показаны упражнения, связанные с дыхательной гимнастикой.

  1. Дыхательные тренажеры для малышей покупать совсем не обязательно. Можно просто устроить соревнования, кто дальше продвинет кусочек ваты по столу (по полу) с помощью силы выдоха. Участники набирают воздух в легкие и дуют на белые комочки. Эта незатейливая игра вызывает массу положительных эмоций у малышей.
  2. Дети обожают пускать пузыри, дуя в воду через трубочку. Им придется по душе ваша просьба устроить бурю в стакане воды. Всегда здорово совместить приятное с полезным.
  3. Оказывается, мыльные пузыри — это тоже полезное для речи упражнение, в ходе которого малыш делает глубокий вдох, медленный выдох, складывая при этом губы трубочкой.

Помимо дыхательной гимнастики для развития речи очень важна артикуляционная гимнастика.

  1. Произнесение различных звуков, которые активно задействуют мимику, оказывают большую пользу для развития речевого аппарата. Звук, которым родители интуитивно забавляют малышей с самых первых дней жизни, щелкая языком и изображая лошадку, один из самых полезных для артикуляции ребенка. Упражнение «цок-цок» нужно применять на ежедневной основе.
  2. Легкое и забавное упражнение для речи: надуваем щечки и лопаем «шарики» ладошками.
  3. Еще одно полезное упражнение: «достань вишенку». Ребенок представляет, что кончик его носа — это вишенка, которую нужно достать языком.

Специалисты также применяют такой вид упражнений для развития речи, как звукоподражания. Родители используют его регулярно, даже не осознавая, насколько оно полезно для развития речи у детей. Но у логопедов есть секрет: они повторяют звукоподражания ритмично и меняют темп повторяющихся звуков: от медленного к быстрому. Тем самым стимулируют нарабатывание навыка у детей.

Также логопеды знают, что пропевать звуки и слова детям легче, чем говорить, поэтому песенки для самых маленьких помогают запустить речь.

Когда дети становятся постарше, и у них сохраняются проблемы с речью, заниматься дома им, как правило, тяжело и неприятно. Нередко родителям приходится обращаться за помощью к профессионалам. Но, чтобы занятия у логопеда были более эффективными, полезно подкреплять их домашними упражнениями. Компания BertToys разработала логоигрушки, которые делают занятия по развитию речи приятными и интересными. Собачка Буля, Панда Тичи и Тигренок Рыки могут позаниматься с ребенком самостоятельно, без участия родителей. В памяти игрушек записаны упражнения для артикуляционной гимнастики, логосказки и песенки, логопедические распевки, игры и еще много интересного. Логоигрушки рекомендованы детям от 2 лет, но в них так много функций, что с их помощью ребенок постарше может даже научиться читать.

Игра — основной способ развития ребенка. Развивайтесь, играя вместе с BertToys!