Найти в Дзене
Замполит8888

Система юридических функций первого древнерусского правового кодекса «Русская Правда» от 1016 года

В процессе формирования русской государственности, безусловно, возникла и усилилась потребность в создании единых правил уголовного и гражданского судопроизводства. Это было связано с развитием и усложнением процессуальных отношений. Ответом на этот запрос государства стала «Русская Правда» — эталон справедливости и правовой мудрости Древнерусского государства. «Русская Правда» — это не только исторический документ, но и важный правовой кодекс, который использовался в судебных процессах в период своего создания и в последующие века. «Русская Правда» была важным правовым событием Древней Руси, имевшим логическую интерпретацию в более поздних судебных и уставных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 годов, а также в некоторых статьях Соборного Уложения 1649 года. Понятие преступления («обиды») и система наказаний по «Русской Правде»? Этот сборник правовых норм, сформировавшийся в Древней Руси, не появился случайно. Его источниками стали церковные уставы, обычаи, договоры и законодательные а
Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

В процессе формирования русской государственности, безусловно, возникла и усилилась потребность в создании единых правил уголовного и гражданского судопроизводства. Это было связано с развитием и усложнением процессуальных отношений. Ответом на этот запрос государства стала «Русская Правда» — эталон справедливости и правовой мудрости Древнерусского государства.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

«Русская Правда» — это не только исторический документ, но и важный правовой кодекс, который использовался в судебных процессах в период своего создания и в последующие века.

«Русская Правда» была важным правовым событием Древней Руси, имевшим логическую интерпретацию в более поздних судебных и уставных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 годов, а также в некоторых статьях Соборного Уложения 1649 года.

Понятие преступления («обиды») и система наказаний по «Русской Правде»?

Этот сборник правовых норм, сформировавшийся в Древней Руси, не появился случайно. Его источниками стали церковные уставы, обычаи, договоры и законодательные акты, изданные киевскими князьями. В истории сложилось мнение, что нормы «Русской Правды» были справедливыми и достаточно полными для регулирования частной жизни и правовой практики в то время. Значительная часть положений в этом документе относится к области уголовного права.

В «Русской Правде» отсутствует четкое определение понятия преступления. Вместо этого используется термин «обида», который подразумевает нанесение личного или имущественного ущерба. Преступления были разделены на две группы: против личности и против имущества. Допускалась возможность самосуда, при этом учитывались права и обязанности участников и объектов преступления, а также смягчающие обстоятельства.

В документе определено понятие соучастия, согласно которому все участники преступления несут равную ответственность, независимо от их роли.

Выделены два основных объекта преступления: личность и имущество. Каждый из них включает в себя различные виды правонарушений.

Система наказаний была довольно простой и относительно мягкой. Она включала штрафы (виры), членовредительство и, в особых случаях, поток и разграбление. Кроме того, отмечалась конкуренция между потерпевшим и государством в вопросе применения кровной мести.

Церковная судебная практика гармонично вписывалась в общую систему уголовного права «Русской Правды». Она была неотъемлемой частью правовой системы Киевской Руси и может быть названа церковно-юридической.

Судебные инстанции

В Древней Руси судебные процессы осуществлял непосредственно князь, который обладал всей полнотой власти. Судебное разбирательство проводилось по желанию и усмотрению высокопоставленного чиновника.

С появлением «Русской Правды» роль князя как высшей судебной инстанции была закреплена в ряде положений юридического документа. Судебные решения князей иногда становились прецедентами и фиксировались как правовые нормы. Впоследствии князь рассматривал особо важные дела, судил представителей высшей знати и разбирал жалобы на местные суды.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Местные функции судопроизводства выполняли волостели и посадники с участием выборных представителей и вече. Помимо княжеских судов общей юрисдикции существовали: во-первых, церковный суд, который рассматривал не только дела о нарушениях церковных правил и канонов, но и расследовал случаи самовольного расторжения брака, изнасилования, имущественные споры между супругами, церковное воровство и другие правонарушения. Во-вторых, боярский суд, который распространялся на население, зависимое от боярина. В нём боярин, подобно князю, в основном судил самостоятельно, а часть дел поручал своим помощникам.

Поскольку уголовные и гражданские дела не были выделены в отдельные судопроизводства, то и порядок их рассмотрения был одинаковым.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Как проходило судебное разбирательство

Согласно нормам Русской Правды, судебное разбирательство представляло собой состязательный процесс, в котором каждая сторона активно отстаивала свою правоту. Истец и ответчик имели равные права и возможности в ходе открытого и устного разбирательства.

Судебная тяжба включала в себя три основных этапа:

Первый — объявление о совершенном преступлении — «заклич», по обычаю происходило в людном месте, например, на рынке. Это инициировало процесс поиска подозреваемых.

Второй — «Свод», это особая процедура, которая проводилась до объявления о преступлении или в течение трех дней после него. В ходе «Свода» подозреваемые давали объяснения, пока не был найден ответчик, не сумевший убедительно оправдать себя. Этот человек признавался «татем» (преступником).

Третий — «Гонение следа», поиск улик и преступника. Поскольку специальных органов сыска не существовало, пострадавшая сторона занималась этим самостоятельно, привлекая родственников, всю общину и помощников.

Доказательства в Русской Правде основывались на нескольких ключевых элементах:

— Показания свидетелей — «видоков» и «послухов»;
— Вещественные доказательства — «поличные»;
— Испытания огнем, железом или водой — «ордалии»;
— Присяга.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Кроме того, хотя в кодексе не были прописаны, но на практике использовались элементы "божьего суда", как то судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.

Русская правда — это начало Отечественной правовой системы

Основная идея Русской Правды заключалась в стремлении общества избавиться от пережитков родовых отношений, которые регулировали межличностные и имущественные связи. Этот свод законов решал актуальные проблемы и обеспечивал баланс между государством и общиной, основываясь на традиционных представлениях о справедливости.

Изображение взято из открытого доступа.
Изображение взято из открытого доступа.

Сама Правда воспринималась как воплощение справедливости, и её применение было возложено на общину и другие самоуправляемые сообщества. Русская Правда вывела древнерусское общество на новый уровень развития и оказала значительное влияние на дальнейшее становление русского государства и его правовой системы.