Доброго времени суток дорогие друзья, подписчики, читатели и гости моего канала. Сегодня мы рассмотрим первую группу необычных эдиакарских животных, которые являются, своего рода, основой эдиакарских садов. Хочу сразу оговорить один момент. Мои реконструкции эдиакарской биоты ярко раскрашены, что бы отделять один вид (род) от другого. Да, на моих рисунках они яркие, но в реальности, скорее всего они были студенистые, полупрозрачные и бесцветные. Так что простите мне эту вольность. Впрочем, такая вольность встречается не только у меня.
600 миллионов лет назад наша планета стала более приветливой. По прежнему на Южном полюсе сохраняются ледники, однако ближе к Экватору небо ясное, голубое и обильно дарит солнечные лучи. Морские прибои и отливы оставляют на морских песчаных пляжах первых заложников отступающей водной стихии после тропических ураганов. Конечно, оказавшись на суше, под беспощадными ультрафиолетовыми лучами, они гибли, причем моментально. Но отпечатки их появились именно глубоко, на морском дне. Эти организмы не имели ни внутреннего скелета, ни внешнего панциря. Но, так как не было роющих организмов, которые рыхлили морское дно, их тела прекрасно оставляли отпечатки на бентосном основании. Их сохранение - уникальная удача для современных палеонтологов.
Рангеоморфы - крупный класс Петалонам, имеющих в общем схожую между собой структуру. Перьевидные или листовидные отростки колыхались на длинном стебле, который крепился с помощью радикса (научное название крепления к морскому дну), имевший грушевидную или дисковидную форму. Их отпечатки редкие. Но находят в разных уголках нашей планеты, в том числе не мало было найдено в России. И то, что находят, показывает нам их многочисленность и построение весьма странной экосистемы. В морских глубинах они представляли собой целые леса и рощи. Возвышаясь на своих стебельках, их тела раскачивались в такт морским течениям. Когда их рассматриваешь, то видишь картину, словно с другой планеты. А собственно почему нет? Земля в те времена и была другой планетой. А жизнь на ней только начинала развиваться.
Парачарния - это род рангеоморф, о котором сообщили Дин и Чен (Китай, 1981 г.). Это первые окаменелые останки эдиакарского многоклеточного, найденные в Китае, взятые из породы Шибантан, формации Денъин, Синской системы в Восточном ущелье Янцзы, провинция Хубэй. Первоначально он был классифицирован как Charnia dengyingensis, но Сунь Вейго в 1986 году, сравнив это с находками из Чарнвуда в Англии и Эдиакарского комплекса в Южной Австралии, выделил его в новый род. Он тесно связан с макроскопическими остатками водорослей из вендотении, что свидетельствует о его палеонтологической значимости.
Есть предположение, что парачарнии одни из самых первых петалонам, являющиеся предками всех остальных. Оригинальное ископаемое, извлеченное Дингом и Ченом (1981), отличается от оригинальной чарнии из-за расположения каждого из его полипообразных листьев и длины ствола. Каждый лист полипа в находке 1981 года меньше и находится дальше от стебля.
Целая роща Чарний раскинулась на морском дне. Чарнии представляют собой объёмные организмы в виде двулопастного пера. Отдельная лопасть состоит из серии широких веретеновидных сегментов, каждый из которых в свою очередь поделён на несколько поперечных сегментов меньшего порядка. Зигзагообразный стержень "пера" узкий, длинный, располагается ниже лопастей, на конце несёт грушевидное вздутие для крепления ко дну - радикс.
Первый образец неизвестного науке мягкотелого животного был найден пятнадцатилетней школьницей Тиной Негус в лесу Чарнвуд (в честь которого был назван данный род) близ города Грантем в 1956 году. Школьница удивилась обнаружению окаменелости в докембрийских породах, и обратилась к школьной учительнице географии, которая упрямо возражала девушке, что в докембрийских породах окаменелостей нет и быть не может.
К сожалению, у Негус не было нужных инструментов, чтобы извлечь образец из породы. Годом позже это удалось сделать другому школьнику, в дальнейшем профессору геологии, Роджеру Мейсону, который отдал образец местному геологу Тревору Форду. В 1968 гожу Форд официально опубликовал информацию о находке в "Трудах Йоркширского геологического общества", предположив, что эта структура осталась от каких-то водорослей.
Геологи позже относили чарнию к морским перьям, однако против этой версии говорит зигзагообразных стебель чарнии, тогда как у морских перьев он прямой. В настоящее время чарния помещена в тип петалонамы, включающий в себя нескольких схожих с ней по строению представителей эдиакарской биоты. Их отпечатки позже стали обнаруживать не только в Англии, но и на острове Ньюфаундленд (Канада), и в Архангельской области (Приморские и Холмагорские районы). Однако не все найденные отпечатки принадлежали именно им. И вскоре, некоторые из них, были выделены в иной род.
Нам очень мало известно о жизни этих животных. Чарния была придонным и сидячим организмом, прикреплённым к морскому дну. Вероятно чарнии обитали в глубоких водах, значительно ниже волновой базы, то есть вне зоны фотосинтеза. Кроме того, у неё нет очевидного пищевого аппарата (рта, кишечника и т. д.), поэтому её образ жизни остаётся загадкой. Некоторые предполагают, что они выживали либо за счёт фильтрационного питания, либо напрямую поглощая питательные вещества всем своим телом (осмотическое питание), и в настоящее время этому уделяется значительное внимание в ходе изучения.
Если чарнии не превышали 30 сантиметров, то вот следующий представитель мог вырастать до полуметра длинной. Чарниодискус - состоял из центрального ствола длиной от 15 до 50 см и боковых сегментов, чьи окантовки стрелкой смотрели вверх.
Как и у многих представителей эдиакарской биоты, сегменты правой и левой сторон черниодискуса были не строго парными, а располагались с некоторым смещением. В основании стебля располагался уплощенный диск, который, как полагают учёные, был погружен в мягкий грунт и удерживал животное на месте. Ареал обитания (а соответственно место обнаружения отпечатков) - Канада, Великобритания, Россия (Архангельская область), Индия, Китай и Южная Австралия. Данные организмы являются хорошим подтверждением того, что когда-то эти географические точки были соединены в одно целое и являлись единым побережьем. Геологи сталкиваются с подобным явлением не однократно.
Трепассия - один из старейших известных рангеоморфов, достигающий в длину более одного метра. Самые длинные экземпляры T. wardae достигали 185 см (73 дюйма). Это длинный и тонкий рангеоморф, его структура состоит из односторонних ветвей с первичными и вторичными ветвями, восходящими от центрального стебля. Первичные ветви были способны к незначительному повороту, как показано на пучках вторичных ветвей. Взрослые экземпляры Trepassia имели значительную толщину, о чем свидетельствует цилиндрическое поперечное сечение листа.
Стратегия питания донной взвесью и растворенными веществами трепассии заключалась в том, что она использовала свой длинный, тонкий петалодий (стержень) для непрерывного питания на высоте над морским дном. Считается, что Trepassia размножалась бесполым путем. Более высокие организмы были окружены большими скоплениями потомства. Она росла путем добавления новых ветвей на кончике листа. Возможно существует связь между ее способом размножения и большим размером тела.
Некоторые из Рангеоморф имели своеобразный рисунок "плетения". Беотукис был ветвистым, даже пушистым, подобно роскошным дамским перьям, которыми в галантную эпоху украшали свои пышные прически. Однако сидел беотукис в громоздкой ножке. Описан данный "зверь" на основе отпечатков, найденных в Ньюфаундленде, в отложениях Мистейкен-Пойнт. Беотукис считается морфологически промежуточным видом между Trepassia (ранее известным как Charnia wardi ) и Bradgatia.
Брадгатия же чем-то напоминала листья капусты, собранные в пучок. Размеры варьировались от 8 до 22 сантиметров. Изначально отпечатки были обнаружены в скалах Чарнвудского леса (Англия), там же где чарния и чарниодискус. Но позже были найдены и в Ньюфаундленде (Канада).
Хилекуллюс относится к тому же роду, что и брадгатия. Хилекуллус форди - многолистный ареоморф, состоящий из крепления и кроны аналогичного размера, соединенных прямым, пропорционально длинным и узким стеблем одинаковой ширины. Стебель длиннее короны. Радикс состоит из нескольких концентрических колец и имеет треугольную форму там, где он встречается со стеблем. Крона многолистная, имеет субкруглые очертания — с множеством листиков, которые все исходят из одной точки на кончике стебля. У окаменелостей были как развернутые, так и свернутые листки, показывающие дистальную структуру (плечо человека - проксимальный отдел, кисть руки человека - дистальный, надеюсь понятно объяснил).
В морях эдиакарского периода обитали очень странные существа, ни на кого не похожие и никому из своих преемников не родственные. Они представляли собой живые структуры и напоминали листья папоротников. Но новое исследование показало, что по меньшей мере один из них, кулмофронс, не держался вертикально, как это принято считать, а любил «прилечь» на дно и полежать плашмя. Это вероятно объяснялось тем, что животное впитывало в себя вещества, находившиеся в донном субстрате. Этим организмам уже было мало бултыхаться в толще воды. Вероятно некоторые рангеоморфы каким-то образом сообразили, что в субстрате больше полезного для них и просто "наклонились" в сторону дна. Но все еще держась стеблем за дно.
Но если кулмофронс просто наклонился ко дну, то фрактофусы полностью отказались от своего диска для крепления. Ко дну они крепились всем своим телом. Хотя некоторые исследователи утверждали, что организмы, подобные фрактофусу могли даже передвигаться по дну. По крайней мере они в этом "заподозрены". Исследования в данной области еще ведутся.
Летом 1967 года С. Б. Мисра, индийский аспирант (1966–1969) Мемориального университета Ньюфаундленда, обнаружил богатое скопление отпечатков мягкотелых организмов на поверхности больших каменных плит во время картирования группы Консепшн полуострова Авалон Ньюфаундленда около мыса Рейс, в месте под названием Мистейкен-Пойнт .
Эти необычные отпечатки ранее неизвестных мягкотелых морских животных на поверхности аргиллитов (глинистого известняка) включали рангеоморф эдиакарского периода, возрастом 575–560 миллионов лет назад. Эти отпечатки являются свидетельствами некоторых из древнейших известных сложных форм жизни, которые существовали где-либо на Земле. Мисра был первым, кто подготовил и представил систематическую геологическую карту региона, классифицировал и описал последовательность горных пород в этом районе и разработал историю осадконакопления горных пород. Характер распространения фрактофуса предполагает, что у него была эффективная репродуктивная (!) стратегия. Похоже, что она состояла в отправке водного пропагула в отдаленную область, а затем в быстром распространении оттуда, весьма вероятно, бесполым путем, так же, как растения сегодня распространяются столонами или побегами.
Собственно пора бы рассмотреть и того, в честь которого назван целый класс петалонам. Рангея - это листоподобные эдиакарские ископаемые с шести-кратной радиальной симметрией. Рангея - род класса рангеоморф.
Рангея была первой сложной Докембрийской макрофоссилией, названной и описанной в любой точке земного шара. Rangea - это ветвь животных размером от 1 до 10 сантиметров, характеризующаяся повторяющимся рисунком самоподобных ветвей и сидячим бентическим образом жизни. Окаменелости обычно сохраняются в виде слепков, обнажающих только листовой лепесток, а редкость и неполнота образцов затрудняют реконструкцию трехмерного изображения всего организма.
Окаменевшая Rangea состоит из нескольких ветвей. Каждый лист имеет листовидную форму с серией углубленных борозд, которые выходят наружу под разными углами. Листы состоят из ряда шевроноподобных отростков, называемых одеялами. Одеяла располагаются в два ряда, то есть как длинные лепестковидные первичные одеяла, так и короткие ланцетные вспомогательные одеяла. Вспомогательные стеганые одеяла сжимаются на небольшом расстоянии от средней зоны, когда основные стеганые одеяла расширяются, тогда как основные стеганые одеяла простираются до края ветви, где они резко сужаются. Ни в одном образце не может быть подсчитано точное общее количество первичных лоскутных одеял либо из-за отсутствующих областей, либо неполной сохранности. Верхушки одеял резко разграничены клиновидными полями либо гладкого, либо морщинистого рельефа, которые придают этой части тела зубчатый вид.
Окаменелости Rangea schneiderhoehoni были найдены в Каньесе и Клифуке, входящих в состав формации Дабис, а также в Нидерхагене, входящем в состав формации Нудаус, Намибия. Эти залежи датируются примерно 548 млн лет назад. Окаменелости Rangea также были обнаружены в эдиакарских отложениях России (Архангельская область) и Австралии. Эти окаменелости датируются примерно 558-555 млн лет назад - почти самый конец Эдиакария.
Первым, кто изобрел канделябр, были не древние египтяне, иудеи или римляне. Нет. Это была сама природа. И случилось это порядка 570-550 миллионов лет назад. Примоканделябрум - на острове Авалон (Канада), среди отпечатков прочих рангеоморф, были обнаружены отпечатки с роскошными узорами. Описание им дали Хофман, О'Брайен и Кинг в 2008 году. По внешним признакам он схож с остальными листообразными рангеоморфами. Основной ствол разделяется на ветвистую крону, которая напоминает дерево или канделябр. Его описание тесно связано с другим рангеоморфом.
Парвископа — род листовидных форм, открытый в 2008 году на основе окаменевших образцов из Ньюфаундленда (Канада). Parviscopa является представителем эдиакарской биоты (635–542 млн лет назад), и, в частности, входит в состав авалонского биотопа, который относится к более древней части эдиакарского периода (580–560 млн лет назад) и характеризуется глубоководными отложениями.
Parviscopa имеет стебель и ветви и схож с растением. Образцы обычно имеют длину 2-3 сантиметра. Parviscopa встречается на полуострове Бонависта в Ньюфаундленде, Канада, и был отнесен к семейству Petalonamae (1972 г.). Он похож на Примоканделябрум, который также встречается в том же регионе, но Парвископа меньше и имеет более выраженные ветви и не имеет базального диска прикрепления. Некоторые исследователи предполагают, что Парвископа , возможно, является молодой особью Примоканделябрума без сохранившегося диска.
Парвископа была описана Хофманном, О'Брайеном и Кингом в 2008 году. Она была обнаружена на полуострове Бонависта в Ньюфаундленде, Канада, что привело к видовому названию. Parviscopa в переводе означает «маленькая метла из веток», что относится к внешнему виду образцов.
Животные обитали в глубоком море с другими похожими организмами. Они были сидячими организмами, которые были прикреплены к морскому дну и, вероятно, питались субстратом. Они могли питаться посредством осмоса или фильтрования. Область, в которой они жили, вероятно, была слишком глубокой для фотосинтеза организмов.
Parviscopa уникален, поскольку не имеет рангеоморфного ветвления, как многие другие авалонские таксоны. Хотя Parviscopa является ископаемым телом, он напоминает множество следов ископаемых. Также не было решено, принадлежит ли Parviscopa на самом деле к Primocandelabrum или это его собственный отдельный род. Primocandelabrum и Parviscopa не похожи на более крупные таксоны, и оба они имеют длину всего несколько сантиметров. Так что на рисунке изображены они, вероятно, в натуральную величину.
Гигариманета — род Рангеоморф из эдиакарских отложений канадской формации Мистейкен-Пойнт. G. samsoni росла аналогично Fractofusus и Beothukis и врастала в бактериальный мат.
Gigarimaneta состояла из нескольких рядов лентовидных сегментов, которые далее подразделялись на более мелкие сфероцилиндрические сегменты. Но они не показывают характерного фрактального ветвления связанных лент, однако считается, что многочисленные деления в единицах организма представляют собой инвагинации предполагаемого нижнего эпителия, который увеличивал соотношение поверхности к площади и объему без симметрии скольжения ветвей. Эти деления сегментов, вероятно, позволяли таксону получать большое количество питательных веществ из субстрата под ним, путем симбиоза с сероокисляющими бактериями.
А теперь представьте себе, что на дне морском вырос целый забор из гребней. Каждый из них покрыт "листьями", чья структура характерна для всех рангеоморф. Пектинифрон - один из самых необычных представителей Петалонам. Размер организма от 10 до 20 сантиметров. На изогнутом дугообразном стебле расположилось около полтора десятка отростков. При росте организма прибавляются и отростки.
Все эти организмы обитали не в одно время. Одни сменили других. Парачарнии и чарнии обитали в самом начале. Брадгатии и Трепассии просуществовали до самого конца Эдиакарского периода. Одни виды замещали собой другие.
Такое замещение называется сукцессией - это постепенная, необратимая, направленная смена одних биоценозов другими на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека. Но в нашем случае, конечно только природные факторы. А факторов очень много. И мы о них еще поговорим.
У меня снова было семь пятниц на неделе. То комп навернулся, то звук пропадал, потом проблемы со сканером были, то нас бомбили и вырубался интернет. Да и сейчас предупреждение о тревоги получил. Все конечно решилось благополучно, но год начался как-то не очень. Будут новые публикации. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и оставляйте свои комментарии. С вами автор канала "Страницы Земли".