Недавно в Таллине открыли музей, в котором, следуя современным либеральным клише, воссоздали обстановку советских квартир, построенных для колхозников в 1960-х годах.
Этот дом, состоящий из 4-х 3-х комнатных квартир, был построен в 1963-1964 годах для животноводов колхоза Ярвесалу в Эстонии.
В начале 2010-х годов его выкупили у оставшихся жильцов, распилили на 24 части и, доставив в столицу Эстонии, заново собрали в парке развлечений.
После чего в этом здании открыли музей "Дом колхозника", в котором воссоздали (как утверждают организаторы музея, на основании тщательных согласований с бывшими жильцами) обстановку советских квартир на период 1960-х, 1970-х и начала 1990-х годов.
Однако меня не оставляет подозрение, что многое в экспозиции этого музея просто банально переврано и извращено.
Посудите сами:
Первым советским жилищем, которое здесь предлагается посетить, стала квартира бригадира доярок Майли, в которую она заселилась сразу же после постройки дома в 1964 году:
Но что же мы видим в этой абсолютно новой квартире? Ведро под раковиной!
Сразу же возникает резонный вопрос:
Это такой идиотский проект, когда одна труба, из которой в раковину попадает вода, запланирована при строительстве, а вторая (сливная) труба - нет? Или это просто банальная недоделка?
Но как бы в наше время не смеялись над жилищным строительством в СССР, ни одна комиссия в 1960-е годы не приняла бы в эксплуатацию новый дом, в котором не были бы закончены жизненно важные коммуникации!
Однако это еще не все. На экскурсии в этой квартире говорят, что поскольку Майли так и не смогла купить в свой санузел сантехнику (ни унитаз, ни ванную), то она просто стала использовать его как кладовку.
Получается, что в новом доме (кстати, первоначально в него заселили передовиков производства) помимо части труб, не установили еще и унитаз с ванной (хотя место для них и было предусмотрено)?
Как такое может быть?
Ведь в СССР не существовало такого понятия, как черновая отделка, и все новые дома в обязательном порядке сдавались с готовым ремонтом "под ключ".
Все это больше похоже на современное жонглирование фактами.
Кстати, если бригадир доярок превратила свой санузел в кладовку, то куда же она (извините) ходила в туалет?
Организаторы музея "Дом колхозника" об этом скромно умолчали.
Надо полагать, что бригадир доярок использовала для этих целей ведро (аналогичное тому, что мы можем видеть под умывальником) а его содержимое, по доброй Европейской традиции, она выливала из окна на головы других колхозников.
Идем дальше:
Если верить авторам экспозиции музея, то вторая квартира в "Дом Колхозника" в 1970-е годы принадлежала семье механика и учительницы, в которой родилось трое детей:
Нельзя не признать, что эта квартира выглядит уже гораздо современнее и не так убого, как жилище бригадира доярок.
Впрочем, продолжать утверждать, что в 1970-е годы в СССР не было ни унитазов, ни газовых плит, было бы уже как-то чересчур. Однако устроители музея впали здесь в другую крайность:
На примере этой действительно неплохо обставленной для 1970-х годов квартиры они утверждают, что так хорошо в сельской местности в СССР жили лишь избранные работники колхозов-миллионеров (с высокой прибылью).
В то время как абсолютное большинство других деревенских жителей в СССР во всем нуждались и бегали по нужде до дощатого сортира на улице.
Впрочем, и в этой квартире 1970-х годов не обошлось без некоторых подтасовок. Например, мне кажется, что газовую плиту здесь специально подобрали такую старую и страшную (как минимум конца 1950-х годов, т.е. такую, которая должна была бы стоять в предыдущей квартире бригадира доярок).
Но зато в этой квартире в 1970-х годах уже была полноценная ванная!
Были в этом колхозном жилище и элементы новой советской роскоши (особенно если сравнивать с 1960-ми годами):
А вот в третьей квартире, по задумке авторов музея, жил комбайнер Раймо, который после развала СССР остался без работы, опустился и запил.
На стене одной из комнат этой квартиры можно даже посмотреть интерактивный ролик, в котором уже постаревший Раймо, вспоминая те времена, говорит буквально следующее:
Эти гребаные колхозы были какие были, но все-таки тогда хорошо жили. На тракторе работал, на комбайне, в мастерской сварщиком. Да, конечно, бывало и выпивал немного, но достойную зарплату платили! А теперь работы нет, только халтурки за бутылку водки.
При этом особенно красноречиво в устах бывшего хозяина квартиры звучит описание разворовывания колхозного имущества в 1990-е годы:
Всю технику стащили, из коровника молодняк своровали, столовую и садик закрыли. И никакой земли, которую тут некоторым возвращают, нет.
На первый взгляд кажется, что бывший комбайнер Раймо сожалеет здесь о распаде СССР. Но в устах неопрятного, очевидно, что до сих пор сильно пьющего человека такая ностальгия по советским временам звучит не слишком привлекательно.
Очевидно, что на это и был сделан расчет!
В целом, придется лишь сожалеть, что как бы этот музей не был смешон, но свою функцию антисоветской (считай, антироссийской) пропаганды он все же худо-бедно, но выполняет.