Фильм «Спартак» 1960 года оставил яркий след в истории мирового кинематографа. Картина получила много как хвалебных отзывов, так и жёсткой критики, но вместе с тем стала долгоиграющей классикой, не утратившей свою актуальность по сей день. В СССР она имела баснословный успех: свыше 60 млн зрителей!
Несмотря на великолепный результат, за кадром осталось много нерассказанных историй касаемо создания фильма – от столкновений между участниками до травм и крупных ссор!
Первый сценарий комом
Начнём с того, что фильм не претендует на историческую точность. В основу «Спартака» легла книга Говарда Фаста. Кстати говоря, именно Фаст и писал первоначальный сценарий, однако... его версия получилась ужасной. Позже продюсер (и главный актёр) Кирк Дуглас назовёт попытку Фаста адаптировать собственную книгу «катастрофой». В итоге Дуглас обратился к Далтону Трамбо, чтобы спасти проект, и Трамбо написал сценарий, но конечный результат вновь вызвал массу вопросов... В итоге на подмогу пришлось снова обращаться к Фасту, который впоследствии рассказывал:
«Они начали снимать фильм по сценарию Далтона Трамбо, и у них было около часа и сорока минут несвязного и хаотичного фильма. Хотя у них был весь этот фильм, у них не было «фильма» и истории – просто отснятые куски, не более»
По оценкам Фаста, он написал 27 сцен, чтобы связать уже отснятый материал в целостную картину.
Любопытный факт: часть фильма снималась в замке Уильяма Рэндольфа Херста, Сан-Симеон. Несколько сцен из «Крёстного отца» также снимались там.
Выбор режиссёра и масштаб проекта
Изначально режиссёром должен был стать Дэвид Лин, но он отказался. Затем эту роль предложили Лоренсу Оливье, исполнителю одной из ключевых ролей в фильме, но тот посчитал, что роли Марка с него будет достаточно. В итоге пригласили Энтони Манна, но Кирк Дуглас рассорился с ним в пух и прах. В итоге режиссёрское кресло занял Стэнли Кубрик, однако ему так и не дали полного контроля над сценарием, который он частично находил глупым.
Тем не менее Кубрик потратил 40 000 долларов на декорации для лагеря гладиаторов площадью более десяти акров! На той стороне декораций, которая граничила с автострадой, был установлен 125-футовый асбестовый занавес, чтобы снять пожар лагеря, который был организован в сотрудничестве с пожарной службой и полицией Лос-Анджелеса. В пресс-материалах студии говорится, что 5 000 униформ и семь тонн доспехов были взяты взаймы из итальянских музеев, и что каждый из 187 каскадеров Голливуда был обучен гладиаторским ритуалам смертельного боя. Всего в производстве было задействовано около 10 000 человек... Масштабы съёмок поражают!
Конфликтов было не миновать...
Кирк Дуглас не ощущал удовлетворённости во время производства. После серьёзной ссоры с оригинальным режиссером Энтони Манном он настоял на кандидатуре Стэнли Кубрика, однако и с Кубриком оказалось не так просто. Впоследствии Дуглас часто говорил, что сожалеет об увольнении Манна из картины...
Проблема заключалась в том, что Дуглас удерживал наибольший контроль над производством в своих руках. И это не нравилось Кубрику, который чувствовал себя оскорблённо и был совершенно не согласен со сценарием во многих (очень во многих) моментах. Много лет спустя Кубрик даже открестится от этого фильма, заявив:
«В этом фильме было всё, кроме хорошей истории!»
Оператор Расселл Метти вовсе ушёл со съёмочной площадки, жалуясь, что Стэнли Кубрик не даёт ему делать свою работу. В итоге Кубрик выполнил большую часть операторской работы. Метти жаловался на это вплоть до выхода фильма и даже в какой-то момент попросил убрать его имя из титров. Однако, поскольку его имя было в титрах, когда фильм получил премию «Оскар» за лучшую операторскую работу, её отдали Метти, хотя на самом деле не он снимал большую часть фильма...
...как и травм
Не обошлись съёмки и без травм. Так, Тони Кёртис порвал ахиллово сухожилие во время игры в теннис с Кирком Дугласом, в результате чего ему наложили гипс от пятки до колена. Его сцены были отложены, пока его нога не восстановилась.
Сам Дуглас, в свою очередь, полностью остановил производство на 10 дней, когда заболел гриппом.
У арт-директора Эрика Орбома случился сердечный приступ во время производства, который он не пережил; позже он получил посмертный «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика в фильме...
Крики толпы – это крики участников футбольного матча
76 000 футбольных болельщиков на матче между Нотр-Дамом и Мичиганским государственным университетом 17 октября 1959 года должны были кричать «Да здравствует Красс!», «Вперед, Рим!», «Спартак, Спартак!» и, конечно же, «Я – Спартак!». Им также было поручено воссоздать «крики и звуки сражающейся армии», а актер Джон Гэвин (Юлий Цезарь) сказал им не кричать современные фразы. Дуглас позже написал в своей автобиографии:
«Для Спартака вполне естественно обратиться за помощью к спартанцам»
В тот день Мичиганский государственный университет выиграл со счетом 19:0.
Кстати говоря – фраза «Я – Спартак» вошла в «100 величайших фраз из фильмов» по версии журнала Premiere в 2007 году.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще