В селе Тишково Пушкинского района существовала когда-то старинная Спасская церковь псевдоготической архитектуры. К сожалению, старый храм был снесен в 1930-е годы. В Тишково хранят память о том, что после 1812 года селом владел врач и филантроп Федор Петрович Гааз. За милосердие и любовь к ближним современники называли его святым доктором и Божиим человеком, а в Католической церкви он был и официально причислен к лику блаженных.
Фотографии каменной церкви Всемилостивого Спаса в Тишково, а также усадебных построек конца XVIII века, мы найдем в книге 1928 года "Памятники усадебного искусства". Тогда в Тишково еще были еще целы два восьмигранных столба, восьмиугольный флигель, остатки оранжереи с овальным залом, службы, пилоны, парковые трехарочные ворота с круглыми башнями… Всего через несколько лет после публикации, в 1930-е годы, все эти постройки, в том числе и редкая по архитектуре церковь с элементами западной готики, были снесены. Кирпичи от уничтоженного храма пошли на строительство цехов фабрики "Серп и молот" в городе Пушкино и на корпусов дома отдыха "Тишково".
Церковь Всемилостивого Спаса была построена при помещике Петре Александровиче Собакине. Другим знаменитым владельцем Тишково был Михаил Григорьевич Собакин – тайный советник, сенатор и поэт. Во время вспыхнувшего в 1771 году в Москве Чумного бунта был помощником Еропкина в борьбе с эпидемией. Однако в критический момент, когда разъяренная толпа грабила Чудов монастырь, он заперся в своем доме и не спас московского архиепископа Амвросия, которому мятежники угрожали расправой. Об этом событии писал автор мемуаров "Жизнь и приключения Андрея Болотова. Описанные самим им для своих потомков":
О таковом смятении и бунте услышав, владыка (Амвросий) немедленно поехал из Чудова со мною и в моей карете к Михаилу Григорьевичу Собакину в надежде там переночевать, яко у холостого человека. Мы застали его больного в постели и от набатов в великий страх пришедшего. Мы принуждены были его оставить.
Императрица Екатерина II отстранила Собакина от службы, а через год он умер.
Дворяне Собакины владели усадьбой в Тишково с 1792 по 1812 гг. После войны с Наполеоном у села появился новый хозяин – московский доктор Федор Петрович Гааз. Фридрих Иосиф Гааз родился недалеко от немецкого города Кёльн в 1780 году. Его дед был врачом, а отец – аптекарем. В России молодой доктор оказался случайно, после того как вылечил отдыхавшего в Европе русского вельможу Репнина. По его приглашению Гааз переехал в Москву.
Деятельность доктора-филантропа Гааза началась с 1825 года, когда он стал главным городским врачом. Вскоре затем князь Д. В. Голицын пригласил Федора Петровича (как стали его звать на русский манер) в Московский попечительный о тюрьмах комитет. Вот как описывал А. Ф. Кони доктора в те годы:
Ему было 47 лет, он постоянно носил костюм своих молодых лет, напоминающий прошлое столетие… ездил, по тогдашней моде, цугом, в карете, на четырех белых лошадях. Обладая в Москве домом и подмосковным имением в селе Тишках, где он устроил суконную фабрику, Гааз вел жизнь серьезного, обеспеченного и пользующегося общественным уважением человека…»
Однако в конце жизни доктора от респектабельного образа не осталась и следа:
Быстро исчезли белые лошади и карета, с молотка пошла оставленная без хозяйского глаза и заброшенная суконная фабрика, бесследно была продана недвижимость, обветшал оригинальный костюм…
Федор Петрович Гааз истратил все свои деньги на помощь бедным и заключенным. Когда в 1853 году он скончался, у знаменитого на всю Россию врача не нашли средств даже на собственные похороны.
На Воробьевых горах находилась пересыльная тюрьма в Москве, откуда будущие каторжане пешком выдвигались в Сибирь. Место это было особенное. Здесь по задумке царя Александра I и архитектора Витберга должен был строиться грандиозный Храм Христа Спасителя. Однако недобросовестность подрядчиков, многочисленные хищения денег остановили стройку: Витберга судили и выслали из Москвы. Храм Христа Спасителя в итоге построили на его нынешнем месте. Тем не менее, от первой стройки остались пустые казармы для рабочих, здания кузниц и мастерских, различные хозяйственные помещения. Их-то и переоборудовали для новой пересыльной тюрьмы. Сюда на Воробьевы горы, на протяжении многих лет несколько раз в неделю приезжал доктор Гааз, чтобы напутствовать заключенных, лично пообщаться с ними, отыскать в толпе больных, старых и немощных, чтобы избавить их от изнурительного пути.
Федор Петрович оставался католиком, но свою жизнь посвятил служению страждущим преимущественно православного вероисповедания. Он отдавал все силы на улучшение быта заключенных, на оказание им полноценной медицинской помощи, ходатайствовал перед высшими властями о помиловании или о смягчении приговоров. Он приобрел огромную популярность в народе как заступник самых презираемых в обществе людей. Кроме того, в толпе преступников, собиравшихся на Воробьевых горах, было и много осужденных ошибочно, за мелкие проступки, потерявших паспорт, и просто случайных людей.
Русский юрист Дмитрий Ровинский вспоминал, как будучи чиновником комитета по помилованию стал свидетелем спора доктора Гааза с митрополитом Филаретом (Дроздовым). Федор Петрович в своей речи заступался за, как он выразился, "невинно осужденных", однако митрополит резко прервал доктора такими словами:
Вы все говорите о невинно осужденных… Таких нет, если человек подвергнут каре – значит, за ним есть вина.
Доктор Гааз ответил:
Да вы о Христе позабыли, владыко!
Филарет задумался и смиренно признал правоту доктора:
Не я о Христе позабыл – Христос меня позабыл!
Доктор Гааз в 1841 году напечатал огромный тираж духовной книги для арестантов "А.Б.В. христианского благонравия. Об оставлении бранных и укоризненных слов и вообще неприличных на счет ближних выражений или о начатках любви к ближнему". В ней Федор Петрович приводил множество цитат из Евангелия и апостольских посланий о христианской любви и прощении, и включил в нее ряд нравоучительных рассказов. Эту небольшую книгу святой доктор дарил каждому арестанту, отправлявшемуся с Воробьевых гор в Сибирь. Также он выдавал и маленькую сумочку, чтобы ссыльному было куда убрать книгу в пути. Узники также получали тесты двух молитв – Фомы Кемпийского "О подражании Христу" и молитву Ефрема Сирина.
В Тишково и сегодня помнят о связи истории подмосковного села с именем знаменитого доктора. О христианских добродетелях врача рассказывают в местном православном приходе Николая Чудотворца. Федору Петровичу Гаазу также посвящена музейная комната в здании почты. В 2010 году на территории бывшего усадебного парка жителями сельского поселения Ельдигинское был установлен памятник.
Знамениты слова из завещания "святого доктора" Федора Петровича Гааза:
Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Не стесняйтесь малым размером помощи, которую вы можете оказать в том или другом случае. Пусть она выразится подачей стакана свежей воды, дружеским приветом, словом утешения, сочувствия, сострадания, – и то хорошо…Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно разрушенное.