Все вы, наверное, знаете выражение: "Трещит как сорока". Так обычно говорят о том, кто много болтает, говорит без умолку. Это выражение старое и распространено во многих европейских языках.
Итальянский живописец, один из самых ярких представителей генуэзского маньеризма, Алессандро Маньяско (1667-1749) тоже имел в виду это выражение, когда писал свою картину "Ручная сорока".
На своей картине художник изобразил забавный сюжет, действие которого происходит на фоне руин на берегу моря. Скорее всего, он создал уголок своей любимой Генуи, в которой родился, жил и умер.
Центральная героиня картины - это сорока, стоящая на пирамиде из винных бочек.
Она возвышается над другими персонажами, расположенными вокруг неё. Скорее всего, это семья бедных людей, которая живет в этих руинах.
Маньяско даже не забыл показать кошку, которая среди хозяев и, видимо, не прочь использовать сороку в своих целях. Вон как внимательно на неё смотрит.
Тут же и незатейливый скарб бедной семьи.
И грубо сложенный из камней очаг для приготовления пищи.
Развалины, разрушенный забор, бедные одежды персонажей, - все говорит о бедности семьи.
Но на одной из колон явно виден рыцарский герб.
Не указание ли это на то, что в былые времена предки этих бедняков были вполне благополучными горожанами?
Да и солдат возле очага.
Может он последний представитель семейства, который еще "держится на плаву"? Его художник изобразил в стороне от остального семейства.
Остальные же вызывают лишь жалость.
Явно пьяный мужчина.
Женщина, держащая малыша. Скорее всего, жена пьяницы.
Босоногие дети
Явно, семейство испытывает нужду. А жить-то надо. И как-то зарабатывать деньги на пищу.
Почему бы не научить сороку петь и выступать с нею на площадях города?
Этим и занимается полураздетый юноша, сидящий на земле.
В его руках листок с текстом песни (значит, грамотный). Он сам увлеченно поет, призывая сороку сделать то же самое.
Получится ли у него? Кто знает. Картина на то не дает ответ.
Но следует напомнить, что сорока в средневековой Европе символизировала пьянство и воровство. Не намек ли это на причину того, почему семья дошла до такого плачевного состояния?
Всего лишь мои фантазии. Но картина Алессандро Маньяско заслуживает того, чтобы обратить на неё внимание.
Конечно, она правдива. Это срез времени художника. Ведь на ней он изобразил людей, которых встречал на улицах Генуи в начале восемнадцатого века.
Да и композиция этого изображения визуально весьма интересна. Она состоит из трех треугольных групп фигур, две из которых перекрываются на переднем плане, а одна на заднем.
Эти перекрывающиеся треугольники подчеркиваются треугольной нишей в самом центре картины, в которой находится пустая фляга вина.
Опять же возвращение к основопричине того, почему эти люди начали учить сороку петь.
Ныне картина Алессандро Маньяско "Ручная сорока" хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.