Триллеры о временной петле как правило всегда преследуют одну и ту же цель: показать, где герои совершают ошибки и какие последствия они имеют для их жизни, а также дать им достаточно времени, чтобы осознать и исправить ошибки. Как правило, герои делают правильные выводы и разрушают созданный ими же самими порочный круг. «Треугольник» – это один из немногих фильмов, который показывает, что петля может затянуться так туго, что герой просто не в силах ее разорвать.
На яхте с билетом в один конец
Начало фильма не предвещает ничего плохого. Компания молодых людей отправляется на увеселительную прогулку в море. Владельца яхты «Треугольник» Грега сопровождает его новая подруга Джесс. Безоблачное небо и веселые лица членов компании омрачает только странное состояние Джесс: она как будто не рада поездке и все время чем-то озабочена. Окружающие относят это состояние к трудному периоду жизни Джесс: она – мать-одиночка, которая растит сына-аутиста, работает официанткой в забегаловке с одним выходным в неделю.
Во время прогулки яхта попадает в бурю и терпит крушение. Путники в отчаянии, но тут на горизонте показывается круизный лайнер «Эол» (бог ветра у древних греков). Счастливые потерпевшие поднимаются на борт, но корабль оказывается безлюдным «летучим голландцем», вдобавок на них кто-то начинает самую настоящую охоту...
Фильм «Треугольник» – это настоящий психологический триллер, который смотрится на одном дыхании. Его несколько портят излишне кровавые сцены, без которых наверное можно было обойтись, может тогда бы фильм и окупился в прокате (а провалился он с треском: из 10 млн долларов кассы собрал едва 1 с лишним). Тем не менее, нельзя не признать, что кровь добавляет в развитие сюжета драмы и я бы даже сказал какой-то древнегреческой трагичности. Так что – любителям острых ощущений – рекомендую настоятельно!
Внимание! Дальше последуют тонны спойлеров, поэтому если кто не смотрел это кино, рекомендую посмотреть, а потом уже вернуться к чтению этого поста.
Углы треугольника: жертва, спаситель и палач
Фильм не доходит до середины, когда совершенно очевидным становится главная истина: все происходящее – не что иное как пространственно-временная петля или, говоря проще, все события фильма происходят по кругу.
Сначала нам говорят об этом в виде намеков. Дежавю у Джесс на борту «Эола». Ключи от ее дома на палубе. Заевшая в конце пластинка, которую Джесс ставит заново. Слова Грега, сказанные в сердцах:
«Разве ты понимаешь, что все это происходит в твоей голове? Лайнеры не плавают без капитана! Если только не в твоем мире!»
Когда же Джесс находит множество одинаковых скомканных записок, написанных ее рукой, она начинает понимать, что к чему. Дальше – больше: одинаковые кулончики с сыном, одинаковые трупы спутников в одних и тех же местах...
Повторяются события – повторяются роли, которыми неумолимая Судьба наказывает несчастную Джесс. И в этих ролях мы видим подлинный смысл названия фильма – и названия яхты, с которой начинаются мытарства потерянной души женщины: «Треугольник».
Треугольник – это геометрическая фигура с тремя углами, которые неразрывно связаны между собой линиями. Джесс, начав путь с одного угла, по неизбежному, фатальному закону некой духовной геометрии, идет ко второму углу, потом третьему – лишь затем, чтобы повторить путь заново. В этом бермудском треугольнике навсегда пропала душа этой несчастной женщины. Но не будем забегать вперед.
Итак: угол №1 «Жертва». Здесь Джесс – такая же жертва таинственного убийцы на борту «Эола», как и все остальные. Она пытается разобраться, что происходит, потом пытается сбежать, спастись. Желание спастись ради оставленного на берегу сына придает ей сил и она сбрасывает таинственного убийцу за борт.
Угол №2 «Спаситель». От убийцы она слышит роковое:
«Они (т.е. гости с яхты «Треугольник») вернутся снова. Убей их всех, если хочешь увидеть сына».
И в подтверждение его слов, Джесс слышит призывные голоса утопающих: события, в которых она приняла участие в качестве жертвы, повторяются. И теперь Джесс решает спасти несчастных. Однако пытаясь спасти друзей, она раз за разом убеждается в том, что сами ее тщетные попытки сделать это – лишь алгоритмы заранее составленной кем-то программы. Подобно тому, чем больше муха дергается в паучьей сети, тем больше в ней запутывается, так и Джесс – чем больше прилагает усилий по спасению друзей, тем очевиднее толкает их к смерти. Да, ее предупреждения срабатывают в случае с Доуни и Салли: они не гибнут в театре, но зато погибают в других местах. В результате, события в этой пространственно-временной петле повторяются не по кругу, а скорее по восьмерке, которая, как известно, если ее положить горизонтально, будет иметь значение бесконечности.
Угол №3 «Палач». Убедившись в тщетности спасти друзей, а также управлять движением корабля, Джесс с горечью осознает, что ей остается одно: убить друзей на борту (поскольку они все равно появятся снова), чтобы не допустить попадания их новых версий на борт и тем самым разорвать порочный круг смертей. Однако она забывает, что сама же помешала сделать то же самое своей предыдущей версии, когда была в роли «жертвы». И сама погибает от рук своего двойника, успев лишь сказать те же самые сакраментальные слова:
«Они вернутся снова. Убей их всех, если хочешь увидеть сына».
Сизиф и Харон XXI века
Нет смысла описывать все нюансы и перипетии того лабиринта Минотавра, в котором оказалась заключена заблудшая душа Джесс. Возрождаясь на берегу моря в самом начале рокового дня, она пытается встретиться с сыном, исправить все то, что натворила она сама в прошлом, но лишь с неумолимой неизбежностью приближает конец, чтобы начать все сначала – прийти на причал, где пришвартован проклятый «Треугольник».
Авторы фильма не таят от зрителя источник вдохновения для кошмарного сюжета. На лайнере «Эол» есть свой театр, а Салли рассказывает, что Эол был отцом Сизифа, который обманул саму смерть (точнее, бога царства мертвых Аида) и был обречен вечно поднимать камень на вершину скалы, который с вечной обреченностью сваливался обратно в пропасть. История Джесс – это история мытарств Сизифа. Но кого же обманула Джесс?
И здесь все ясно. После гибели в автокатастрофе вместе с сыном к ней подходит таксист в черном и участливым голосом говорит:
«Мальчика уже не спасти. Поехали со мной».
Джесс садится в машину механически, но когда к ней возвращается сознание, она говорит:
«Отвези меня в залив».
Почему в залив? Потому что накануне эта несчастная одинокая женщина, задавленная горем растить больного ребенка и нищетой, хотела в свой единственный выходной отправиться на прогулку с полюбившим ее Грегом – человеком с добрым сердцем, который даже у себя на яхте приютил 18-летнего бездомного Джека. В ее сознание яхта с добрым, любящим Грегом – это спасение от страшной мысли о гибели сына, и о том, что именно она стала ее причиной.
Водитель, в котором все мы легко узнаем Харона, который в XXI веке решил вместо лодки прикупить автомобиль – так удобнее довозить души до мира усопших, отпускает ее, напоминая, что «счетчик включен», т.е. ты уже умерла. Джесс обещает вернуться, но не возвращается.
Любящий Грег, чье имя, на мой взгляд, «говорящее» (Грег – это латинское имя «Григорий», означает, «упорный», «усердный»), настоятельно отговаривает ее от поездки, но Джесс стоит на своем и запускает новый цикл бессмысленного хождения по замкнутым углам проклятого треугольника: только для того, что чтобы еще хоть один разочек увидеть сына живым, еще раз попытаться его спасти, но лишь для того, чтобы убедиться, что спасение в этом чистилище возможно только одним – и совершенно иным способом, который она как раз не желает принять: ни от водителя, ни от самого Грега.
Реконструкция нулевого этапа
Если посчитать количество трупов Салли на борту «Эола», то можно предположить, что перед нами на экране показали 20-ю или 30-ю итерацию «треугольника Джесс». Мы видим историю без конца, но не без начала. Давайте попробуем понять, что же на самом деле произошло на нулевом этапе и кто все эти люди – и люди ли они?
Итак, мы достоверно знаем, что Джесс – это мать-одиночка, которая растит больного аутизмом сына Томми. Мы знаем, что она работает официанткой в кафе и у нее всего один выходной. Мы знаем, что ее пригласил покататься на яхте в этот единственный выходной парень по имени Грег.
Что это так, мы видим в действиях «первой» Джесс. С раннего утра она собирается в путь, но очередной конфликт с нездоровым ребенком выводит ее из себя. В взвинченном состоянии из-за испорченного платья она садится за руль, истерика ребенка из-за погибшей птицы доводит дело до финала. После их гибели к ней подъезжает таксист с прекрасным греческим именем Харон и собирается отвести ее куда следует, но она устремляется в Залив.
Зачем? И, самое главное, почему Харон ей это позволяет?
На первый вопрос ответ дается в самом начале фильма. Джесс учит сына, когда ему присниться страшный сон, просто забыть его. Столкнувшись со страшной реальностью, Джесс просто прибегает к уже давно принятому ей способу отношения к действительности...
Думаю, со времен расставания с отцом Томми и осознания болезни сына; кстати, возможно и отец сбежал от жены и сына как раз поэтому – узнав о диагнозе, такое, увы, часто случается: отцы бросают больных детей, но не матери.
Она просто бежит от нее: туда, где, как она мечтала до этого, ей будет хорошо. В Заливе, на яхте, с Грегом – человеком с золотым сердцем. И когда она приходит на причал и ей задают вопрос, где же сын, она, уже поверив в свой самообман, говорит: «Он в школе». Итак, Залив – это побег от реальности в мир иллюзий, который оборачивается кошмаром.
Но почему это позволяет Харон? Разве можно выйти из его лодки?
Можно. Для прощания.
Известно, что после Воскресения, Христос 40 дней являлся Своим ученикам. На основании этого события мы верим, что 40 дней после смерти душа умершего может прощаться с миром и являться близким. Поэтому кстати люди, боящиеся «злых покойников», занавешивают зеркала (чтобы не увидеть их отражения) и выносят покойников ногами вперед (чтобы не запомнил дорогу домой).
Харон отпустил Джесс не просто так, а попрощаться с возлюбленным Грегом: что Бог соединил любовью, того и смерть не может разлучить. Однако Джесс злоупотребила последним даром смерти, и вероломно осталась на яхте, решив во что бы то ни стало продлить созданную ею иллюзию. За что и была наказана, вернее, наказала себя сама. Паутина, в которой запуталась Джесс, была соткана ею самою.
«Разве ты понимаешь, что все это происходит в твоей голове? Лайнеры не плавают без капитана! Если только не в твоем мире!» –
в отчаянии пытается докричаться Грег.
На что безумная мать упрямо отвечает:
«Мой мир ждет меня на берегу – так что не говори мне о моем мире!»
Она укоряет Грега и при этом лжет: никакого «ее мира» на берегу – нет и не может быть. Но она снова упорно ставит на начало иглу проигрывателя и запускает одну и ту же заезженную пластинку, чтобы снова и снова, с наслаждением мазохиста, мучить себя в созданном ею же аду.
А был ли Грег?
Думаю, из реконструкции нулевого этапа бесконечного забега Джесс теперь ясно, что Грег и его друзья – это плоды воображения умирающей Джесс.
Я ничуть не сомневаюсь, что какой-то парень по имени Грег предложил ей покататься на яхте. Но был ли это тот самый Грег, парень с золотым сердцем? Мы не знаем.
Друзья Грега, кроме матроса Джека, видят ее впервые. Значит, они с самого начала выдуманы Джесс. И в самом деле, смотрите, какие у них говорящие роли!
Доуни – лентяй, ничего не делает на борту как «друг капитана». Возможно, это проекция отца Томми:
«Ты такой же как твой отец, козел!»
В сердцах кричит на Томми Джесс, намекая, что его отец только осложнял ей жизнь, ничем не помогая.
Его жена Салли пытается свести Хизер с Грегом, т.е. попросту увести завидного жениха Джесс от нее. Это проекция женщины, к которой (и с помощью которой) ушел от Джесс отец Томми. Причем Хизер гибнет первой, погребенной под перевернувшимся «Треугольником» – женская ненависть к сопернице не знает пощады!
С Грегом и Джеком сложнее: Грег ее пригласил, а Джека «ты уже знаешь». Однако это отнюдь не значит, что это именно те Джек и Грег, которые существовали в реальности. Что могла знать о Джеке и Греге всего пару раз видевшая их официантка? Тем более что с Грегом она общалась только в кафе, принося ему обеды?
Да, Грег мог пригласить симпатичную одинокую молодую женщину покататься – и не только на яхте. Многие мужчины любят симпатичных разведенок, готовых на все ради мужского внимания. Это льстит мужскому «эго» и отвечает мужским половым желаниям. Он мог ей показать яхту, провожая ее домой и познакомить с Джеком или, наоборот, прийти на обед с Джеком и познакомить его в кафе, что гораздо вероятнее.
Но на этом и все. Откуда женщина без выходных может лучше узнать Грега?
Поэтому здесь можно с уверенностью говорить о том, что образ Грега – хоть и основан внешне на реальном человеке – полностью выдуман Джесс.
Смотрите сами. Грег – человек с золотым сердцем, он приютил бездомного Джека (мужская проекция самой Джесс, а может быть безотцовщины-Томми), он отвергает приставания симпатичной Хизер ради Нее, матери-одиночки. Несмотря на все ее капризы и плохое настроение, он всегда рядом. Это какой-то идеальный рыцарь или сказочный принц, а не реальный человек. И к этому выдуманному Грегу и устремилась истерзанная душа Джесс сразу после смерти.
Ангел по имени Грег
Но почему «наш» Грег, в 20-й или 30-й итерации проклятого треугольника уговаривать Джесс остаться? Он же пытается достучаться до Джесс на лайнере и уговаривает не делать непоправимого в ложе на театре, под дулом ружья?
Думаю, этот Грег – это Ангел, из тех, кого посылает Бог для спасения погибающих душ. Помните историю про двух Ангелов, которые спасли Лота, его жену и дочерей из погибающего Содома? Такого Ангела послал Бог для спасения истерзанной души матери, потерявшей своего единственного сына и страдающей от страшного чувства вины.
По законам духовного мира Ангелы не могут раскрывать человеку всю правду о мире. Не сказали Ангелы Аврааму, кто они такие (Авраам догадался сам): они явились ему в виде обычных странников. Архангел Рафаил проделал длинный путь с Товией, и тот узнал правду только когда посланник Бога выполнил свою миссию: спас Товию и его суженую Сару и благословил их брак.
Ангелы часто являются нам в жизни в виде обычных людей. Как правило, в тяжелый и даже страшный период жизни. Их можно узнать так. С виду – это люди, однако в их взгляде, голосе – всегда что-то неземное. Они чем-то помогают тебе, говорят что-то важное и исчезают из твоей жизни навсегда. Если будешь искать такого человека вновь, не найдешь его или найдешь, но он не будет помнить о тебе, а бывает и так – ты видишь такого человека, но какая-то сила не позволяет приблизиться к нему или заговорить с ним. Так Ангелы действуют в нашем мире, словно экипаж «Навуходоносора» в «Матрице»: проникают в наш мир и, сделав свое дело, уходят из него.
Но мы отвлеклись. Ангел Грег пытался спасти Джесс, как библейский Ангел – жену Лотову добрым советом, но как Лотова жена пренебрегла советом и обратилась в соляной столп, так и Джесс застряла в паутине ложной реальности, сотканной ее больным воображением.
«Кто же может спастись?»
Так в ужасе воскликнули ученики Христа, узнав, как невыносимо тяжел путь спасения. И положение Джесс, которая прочно увязла в заколдованном треугольнике, вполне отвечает такому настроению.
Спасется ли Джесс и на каком круге созданного ею ада – мы не знаем. Авторы фильма не дают нам ответа на вопрос.
Однако глядя, как участливо к ее несчастной судьбе относятся водитель, который на самом деле не водитель, и Грег, который на самом деле не Грег, можно быть уверенными, что ее спасение в мире «Треугольника» – возможно и обязательно произойдет. Бог никогда не делает бессмысленных вещей, и если Он посылает Своих слуг, эти действия обязательно увенчаются успехом.
«Человекам это невозможно, Богу все возможно (Мф 19:26),
отвечает Своим устрашенным ученикам Спаситель.
А тем более это неизбежно в отношении несчастных обезумевших от одиночества, горя и чувства вины матерей, волосы которых у Бога сосчитаны и ни один не упадет без Его воли.
Выход из лабиринта
Вот такой получился фильм «Треугольник». Открытая Книга, как всегда, увлеклась и ушла в область метафизики и религиозной мистики. Однако фильм имеет и вполне практическое значение.
В жизни сколько угодно случаев таких ментальных лабиринтов. Возьмите, например, «круги смерти» у муравьев, когда целые колонии из сотен тысяч особей крутятся в бессмысленном танце смерти, в котором находят свой конец.
Такие же круги бывают у людей. Муравьи путаются в феромоновом следе: случайно один муравей пошел не туда, напал на собственный след и пошел по уже проделанному кругу, за ним пошел другой, третий и т.д. Муравьи думают, что идут вперед (зрения у них практически нет), но при этом блуждают по замкнутому кругу. Так и люди: следуя привычным для себя лекалам, они не в силах увидеть выхода из лабиринта. Кто-то бегает с работы на работу, кто-то – от одной жены к другой, а кто-то – от одной бутылки к другой.
А ведь нужно только: сделать всего один шаг в сторону от привычного алгоритма действий. Всего один шаг. Для Джесс – это согласиться с таксистом или с Грегом.
А для нас? Каждый из нас сам должен ответить на этот вопрос.
С вами была Открытая Книга, ставьте лайк 👍, если понравилась статья, подписывайтесь👆 и пишите комментарии✍️, это поможет продвижению канала.
В продолжении темы.
Еще одну историю о мрачных глубинах подсознания можно прочесть в романе "Западня"