Найти в Дзене
Алена Загадка

Вот ты какой, Петр!

До поездки в Питер я, оказывается, и не представляла, как в реальности выглядел Петр I. У меня был образ, созданный книгами и фильмами. Мощный высокий мужчина с горящим взором. В Санкт-Петербурге удалось увидеть своими глазами маски, сделанные с реального Петра I, живого и мертвого, и созданные с использованием этих масок скульптуры. Обе маски сделал Бартоломео Растрелли. Прижизненную маску он создал для конной статуи Петра I. Данил Гранин в «Вечера с Петром Великим» так описывает эту процедуру: "Пластырем залепили глаза, гусиным жиром смазали лицо и голову. Сверху надели бочку – опалубку, укрепив подпорками. В ноздри вставили трубочки, чтобы царь мог дышать, и все сооружение залили гипсом. Когда гипс затвердел, опалубку осторожно отодрали, после чего принялись осторожно раскалывать белую тумбу, в которой заключена была голова императора, причем расколоть надо было на крупные куски, не повредив ее при этом. Наконец, царя освободили, который стойко выдержал все эти испытания." Мы е

До поездки в Питер я, оказывается, и не представляла, как в реальности выглядел Петр I.

У меня был образ, созданный книгами и фильмами. Мощный высокий мужчина с горящим взором.

В Санкт-Петербурге удалось увидеть своими глазами маски, сделанные с реального Петра I, живого и мертвого, и созданные с использованием этих масок скульптуры.

Обе маски сделал Бартоломео Растрелли.

Прижизненную маску он создал для конной статуи Петра I.

Данил Гранин в «Вечера с Петром Великим» так описывает эту процедуру: "Пластырем залепили глаза, гусиным жиром смазали лицо и голову. Сверху надели бочку – опалубку, укрепив подпорками. В ноздри вставили трубочки, чтобы царь мог дышать, и все сооружение залили гипсом. Когда гипс затвердел, опалубку осторожно отодрали, после чего принялись осторожно раскалывать белую тумбу, в которой заключена была голова императора, причем расколоть надо было на крупные куски, не повредив ее при этом. Наконец, царя освободили, который стойко выдержал все эти испытания." Мы ее, к сожалению, не увидели, поэтому фотографию я взяла из интернета.

Фото из интернета
Фото из интернета

А вот памятники, при создании которых использовали эту маску, увидеть удалось.

По этой маске было создано лицо Медного всадника.

-2

Фото из интернета
Фото из интернета

Также воспроизведена маска и на памятнике Петру у Комендантского дома в Петропавловской крепости, созданному Михаилом Шемякиным.

-4

-5

Посмертная маска экспонируется в Эрмитаже. Меня она очень поразила.

Выполнена в виде головы из гипса, покрытого раскрашенным «в натуральный колер» воском. Глаза сделаны из эмали на золотых пластинах. А парик на голове и усы сделаны из подлинных волос Петра I, состриженных из-за сильной жары во время Персидского похода.

-6

На основании посмертной маски, а также мерок, снятых с тела Петра Растрелли создал восковую скульптуру. 

Пишут, что восковая скульптура первого российского императора помещена в Эрмитаж, где находится до настоящего момента. Но ее мы тоже не видели. Поэтому фото тоже из интернета:

-7

-8

Хотя царские троны видели, но все они были пустыми.

-9

-10

То ли мы не зашли в тот зал, где хранится восковая фигура, то ли ее куда-то забрали...

Если честно, Петра I я представляла себе несколько иначе. Сейчас же, можно сказать, мне удалось увидеть его практически "в живую". Ну почти "в живую".