Antti Tani 21.5
Этот ас был довольно объективен, но в основном выбирал цели полегче, не искал трудностей, о чем мы подробно расскажем в свое время. Поражений он ожидаемо избежал.
Paavo Myllylä 21
Этот ас, далеко не самый известный, относится к самым объективным асам финских ВВС. Причём, в отличие от Тани, он выбирал цели сложные. В частности, 20 июня 44 года он провел выдающийся бой против 159 иап, в котором сбил сразу двух асов полка: Пащенко Ивана Григорьевича, имевшего 9 побед на счету, он был тяжело ранен и более не воевал, и Семёнова Василия Ивановича (15 побед на счету), который погиб. Был он и сам сбит один раз, 5 июля 44 года, спасся с парашютом. Об этом случае рассказывает Дмитрий Марченко: «Четыре Ла-5 из 3-го гиап (вед. Володин Иван Яковлевич) прикрывали десант в Выборгском заливе. В 15:45 на высоте 2600 м восточнее мыса Ристиниеми встретили два ФВ-190, которые пытались атаковать вторую пару Ла-5. Володин атаками сзади сверху с дист. 150-70 м сбил одного ФВ-190». Естественно, это были никакие не фв-190. Отметим интересную тактику: эшелонирование по высоте у пар Ла-5, что дало плоды. Ранений финн в бою избежал. Эта победа весьма достойная потому, что реально Мюллюля относится к лучшим асам финнов, число его побед явно выше, чем даже у Юутилайнена, но, помимо числа, больше «вес» этих побед. Я глубоко убежден, что скупой подсчёт побед не отражает сравнительную силу пилотов. Одно дело – добить отбившегося от своих новичка, и совсем другое – сбить аса или лидера группы. Одно дело – атаковать идущий без прикрытия одиночный разведчик и другое – атаковать, преодолевая сопротивление, вражеские бомбардировщики.
Väinö Suhonen 19.5
Про этого аса известно не так много, а про его поражения нам вообще ничего неизвестно.
Viktor Pyötsiä 19.5
Этот пилот был однажды сбит, 3 июля 44 года, спасся с парашютом. Это было во время атак на «Илы». Вообще бой этот был весьма для финнов сложным, стоит рассказать о нем подробнее.
В район Выборга большую группу «Илов» 277 шад сопровождали Ла-5 и Р-40 191 иап. Группа была атакована сначала бф-109 и фв-190, затем устаревшими «Моранами», которые всё ещё были на вооружении финнов. Начался ожесточённый бой, в котором 191 иап при потере одного Р-40 заявил 4 сбитых и 1 подбитый самолет. Интересно, что эти заявки полностью отражают ситуацию, с одним «но» - заявлены были только «Мораны». Реально финны потеряли два «Морана», два бф-109, плюс ещё один бф-109 был подбит.
Можно установить подробности боя. Первыми в атаку пошли пилоты HLelv24, в группе были такие асы, как Нильс Катаяйнен и Виктор Пюэстия, они смогли прорваться к «Илам» и, видимо, именно они сбили двух из них, которые составили итоговые потери. Но затем их атаковало звено Тушева Ивана Тимофеевича на Р-40, которое осуществляло непосредственное прикрытие «Илов». Рожников Михаил Васильевич, опытный ас группы, атаковал один «Моран» и сбил его с нескольких атак, а затем, уйдя от атаки бф-109, обстрелял его, и тот со снижением ушёл на свою территорию, дымя. Очевидно, первым сбитым был не «Моран», а также бф-109. Сработал, видимо, интересный эффект: советские пилоты, которые давно уже тут не встречали Моранов, встретив их, решили, что эти устаревшие самолёты составляли большинство их противников. Благо на бф-109 внешне Моран немного похож.
Итак, именно Рожников сбил Пюэстию, серьёзного финского аса. А подбил ещё более серьёзного – Нильс Катаяйнена. Затем в бой вступила HLelv34, которая тоже потеряла своего видного аса – Юрьо Палласвуо, он погиб. Он имел 13 побед на счету. Сбил его как раз Тушев.
Ну, а Мораны провели бой совсем уж плохо, потеряв две своих машины вместе с пилотами. Они бились с основной группой Литвиненко, которая сверху прикрывала остальных на Ла-5, смогли её нейтрализовать, но ценой потери двух машин. Отличился сам Литвиненко Трофим Афанасьевич и Кузин Алексей Тимофеевич.
Бой оказался удачным, поскольку финны из трех разных подразделений вели его, в отличие от советских пилотов, не согласовано, действия их были нескоординированные, а решение использовать «Мораны» было ошибочным, поскольку эти машины давно устарели, но остальные финские части понесли большие потери, снизившие их боеспособность. Причём фактические потери намного больше тех, что вошли в итоговые списки, так как финны не отмечали подбитые самолеты в списках потерь, только сбитые. Такие случаи установлены лишь путем изучения мемуаров.
Erik Teromaa 19
А вот про поражения этого аса ничего неизвестно.
Lauri Pekuri 18.5
Этот ас довольно широко известен, в основном благодаря воспоминаниям Юутилайнена. Причём в реальности подтверждаемость его побед невысокая, а самого его сбивали и подбивали несколько раз. Первый раз его подбили весной 42 года «МиГи», но, поскольку тогда ему удалось посадить повреждённый самолёт, после чего его вскоре починили, этот случай разбирать не будем.
25 июня асу досталось уже серьёзнее. Он был сбит в бою с «Харрикейном», как и его ведомый Анттила, и совершил посадку на озеро, после чего его самолёт затонул, сам ас чуть не утонул вместе с ним. Сам Пекури успел оформить две победы. Этот бой описан и в воспоминаниях Пекури, и в воспоминаниях Юутилайнена. Последний тоже заявил две победы.
Итак, начнём с воспоминаний Юутилайнена. Последний описывал свои бои очень подробно, мы сделаем выжимку, взяв самое главное.
Дело было так. Юутилайнен отправился на разведку в паре с Ахокасом, его постоянным напарником в то время. Другую пару составляли Веса и Катаяйнен, ещё два частых напарника. После выполнения основного задания Юутилайнен встретился с четвёркой Олави Пекури, и они совместно решили посетить советский аэродром в надежде поживиться. Они заметили группу «Харрикейнов». Один из них, как они решили, наиболее опытный, летел сильно впереди в одиночестве, и его атаковали всей группой. Юутилайнен отмечает, что это был отличный ас, который умело уходил от их атак. Наконец на помощь пришла основная группа советских истребителей, бой вскоре распался на локальные схватки. Однако Юутилайнен крепко насел на тот «Харрикейн», с которым бились изначально, и висел у него не хвосте. Даже когда в хвост Юутилайнену зашёл другой «Харрикейн», он не прекратил атак, решив, что новый враг не очень искусен. Так и было, этот лётчик стрелял очень неточно и вскоре отстал. А Юутилайнен постепенно остался один на один с «Харрикейном» и наконец поймал его в прицел и сбил с нескольких очередей. Но бой на этом не закончился. Он услышал по рации просьбы о помощи со стороны Пекури, коего зажали советские истребители. Юутилайнен поспешил на помощь, но не обнаружил Пекури. Как позже выяснилось, этот ас, на тот момент один из ярких асов Финляндии, был уже сбит. Юутилайнена встретила пара «Харрикейнов», которые, как определил финский ас, и сбили Пекури. Эти «Харрикейны» атаковали его. По его словам, он смог отбить атаку одного, а второго и вовсе сбил. Но первый «Харрикейн», набрав высоту, свалился на него сверху, и Юутилайнен, только что бывший в роли охотника, теперь был уже в роли добычи. Харрикейн так здорово его преследовал, что Юутилайнен решил спастись, уйдя в крутое пике. Харрикейн смело пикировал за ним, попутно ведя огонь и не давая Юутилайнену выйти из пике. Только над самой землёй Юутилайнен всё же вывел самолёт, чуть не врезавшись в землю, причём от перегрузок деформировался фонарь, но корпус крепыша «Буффало» выдержал перегрузку. Попаданий удалось избежать. Упорный Харрикейн отстал. В целом же бой был признан трудным – сбит был не только Пекури, но и лётчик Антила, тоже из звена Пекури. Финны же заявили 8 побед.
Дополним это описание со слов Пекури. Он действительно в паре с Анттилой совершал вылет, причём вторая пара, судя по всему, сильно отстала, поэтому, когда «Харрикейны» атаковали, неприкрытый никем Анттила растерялся, был сбит. Пекури сбил одного из нападавших и, не обнаружив вокруг ни своих, ни чужих, так как бой быстро распался на отдельные схватки, отправился в одиночестве домой, да ещё на бреющем. Его атаковал внезапно «Харрикейн». Самолёт Пекури получил большие повреждения, но все же Пекури смог сбить нападавшего, который, видите ли, проскочил вперёд. Никто этой победы не видел, но её, однако, финну засчитали. А уже после этого Пекури плюхнулся в озеро.
А вот как этот бой описан в документах 152 иап. Изначально действительно лётчик Репин Иван Андреевич, совершавший вылет в одиночку, был предупреждён станцией наведения о подходе группы «Буффало». И тут же решил, не дожидаясь остальную группу, которой дали команду на взлёт, атаковать. Итак, Репин вступил в бой, но ему на помощь пришли ещё шесть самолётов – Харрикейны и Томагавки. В ходе дальнейшего боя, который распался на ряд локальных схваток, было сбито вовсе не восемь самолётов, а только один, как раз самолёт Репина. Лётчик, к сожалению, погиб. И вот тут мы можем на основании воспоминаний Юутилайнена видеть, что финский ас номер один реально одержал эту победу. Кстати, гибели Репина никто не видел, что ещё больше нас укрепляет в наших выводах. Ведь Юутилайнен заканчивал бой один на один.
По итогам боя было установлено три сбитых финских самолёта – почти точно. Судя по всему, Анттилу сбили в тройке Фабристов Николай Яковлевич, Фаерман Владимир Николаевич и Басов Владимир Андреевич. Характерно, что сами они на эту победу не претендовали, просто позже был обнаружен в данном районе сбитый свежий «Брюстер», и решили, что сбит он именно в бою с этими пилотами. Ну, а Пекури был сбит старшим политруком Фаерманом Владимиром Николаевичем. И, судя по всему, именно Фаерман позже атаковал Юутилайнена. Очевидно, его тройка зажала пару Антилы и Пекури, сбила по очереди двух пилотов, позже в район боя пришёл Юутилайнен. Вероятнее всего, пара Фабристов Басов его первоначально атаковала без особого успеха, а затем уже его крепко взял в оборот Фаерман и долго преследовал. Он видел, как финн уходил на бреющем полете после его атаки, мотор дымился. Такое периодически случалось из-за перегрузок.
Словом, Юутилайнен бой описал, что называется, близко к реальности. Хотя, конечно, подтверждается только одна его победа, и она же стала единственной реально одержанной из восьми заявленных. Пекури, естественно, никого не сбил, «сбитый» им Фаерман чуть не уничтожил позже Юутилайнена. Репин, который бился столь упорно, к слову не был никаким асом и вообще не имел побед на личном счету.
Отметим, что на Пекури бой оказал эффект шока, от которого он не скоро оправился. Будучи до этого видным асом, он после этого снизил активность и почти не участвовал в боях до 44 года. Юутилайнен, кстати, тоже сделал выводы и, чтобы в будущем избежать таких ситуаций, больше атаковал в тех случаях, когда риск был минимален, и научился побеждать вообще без атак, то есть в своих фантазиях. Отметим удивительную неслаженность финнов в бою, недисциплинированность Юутилайнена и его группы, которые друг друга потеряли. Советские пилоты вели бой слаженно, хорошо, если не считать атаки в одиночку Репина, стоившей ему жизни.
К 44 году Пекури вернулся в строй окончательно и снова стал участвовать в боях. В очередной раз во время полёта на малой высоте его обработали советские зенитки, и он дотянул до аэродрома, но на посадке самолёт развалился, ас не пострадал.
16 июня ас был сбит вновь и позднее попал в плен. И снова мы обратимся к Марченко.
«Группа 4 Ил-2 703 ШАП 281 ШАД в районе цели была атакована 4 Ме-109 и 4 «Брустерами». Четверка «Мессершмиттов» настойчиво атаковала ведущего группы «Илов» капитана Графова В.И. Стрелок Графова Агафонов при первой атаке противника сбил 1 Ме-109. Далее тройка Ме-109 вторично атаковала самолет ведущего, стрелок уже огонь не вел, видимо был убит. В этот момент ведомый мл. л-т Белоус довернул самолет влево и с дистанции 150 м. открыл огонь по 2 Ме-109 и одного из них сбил. 1 Ме-109 продолжал преследовать Ил-2 Графова, который на свой аэродром не вернулся. В конечном итоге на «Иле» были перебиты рули и он потерял управление, Графов спасся выпрыгнув на парашуте и через 9 дней вернулся в часть».
Таким образом, в том бою Пекури подбил самолёт Графова, но, видимо, он так увлёкся вместе со своим ведомым преследованием, что совсем забыл про ведомого советского Ила. А тот ему напомнил о себе. Белоус сработал грамотно, хорошо. Хотя, конечно, тут скорее вина не самого Пекури, а его ведомого, который, вместо того чтобы прикрывать ведущего, полез сбивать «Ил». Пекури наврал впоследствии, говоря, что сбили его уже после того, как атакованный им «Ил» врезался в землю. Добавим, что сам он атаки Белоуса не видел, тот вёл огонь с большой дистанции. Позже Пекури красочно рассказывал об ужасах советского плена, где над ним изощренно издевались. Оставим все эти россказни на его совести. Хотя нашим либералам и нынешним финским неонацистам они, конечно, сильно понравятся.
Стоит добавить, что ведомым Пекури был видный ас Антти Тани, который и не подумал его страховать, стараясь пополнить счёт. Очевидно, этот «мусорный» ас испытывал огромную радость, что «Илы» попались без сопровождения и был отличный шанс отличиться. Он такие победы в основном и одерживал. Вот и обратная сторона «сильных» финских пар. Назвать самого Пекури сильным асом язык тоже не поворачивается, его поражения были достаточно глупые и показывали его невнимательность и беспечность в бою.
Jouko Huotari 17.5
Yrjö Turkka 17
Jorma Sarvanto 17
Aulis Lumme 16.5
Eero Riihikallio 16.5
Eero Halonen 16
Маrtti Alho 15
Aaro Nuorala 14.5
Heimo Lampi 13.5
Pekko Kokko 13.5
Yurjo Pallasvuo 13
Per-erik Sovelius 12.5
Lasse Aaltonen 12.5
Urho Sarjamo 12.5
Onni Paronen 12.5
Eino Koskinen 12.5
Leo Ahokas 12
Решительным движением руки перелистнем большую группу финских асов. Вероятно, когда мы будем разбирать победы финнов, а не их поражения, мы расскажем вкратце о каждом из них. А среди них есть как абсолютно неизвестные пилоты, так и довольно любопытные личности, например имя Сарванто известно многим любителям авиации. Но вот поражения этой братии неизвестны, кроме двух человек, о которых мы уже писали. Урхо Сарьямо – это тот самый ас, который был сбит и врезался в Лаури Ниссинена, а Палласвуо погиб 5 июля 44 года, и мы рассказывали про его гибель в статье про Пиёстия. В целом сразу скажем, что на этом уровне многие финские асы имеют совсем мало реальных побед, поэтому особого интереса для исследователя е представляют.
Likka Torronen 11
А этот ас погиб в бою 2 мая 43 года в районе острова Лавенсаари в ожесточённом бою с ЛаГГами 3 гиап ВВС КБФ. Сбил его либо лидер советского звена Кравцов Иван Савельевич, либо опытный пилот того же полка Черненко Василий Иванович. Погиб финский ас на «Буффало». Не лишено любопытства, что финны имели в бою большой перевес, шёл бой долго, но истребители КБФ, несмотря на ряд заявок финской стороны, избежали потерь. Пилоты КБФ, как и финны, не имея в своём составе большого количества сильных асов, компенсировали этот недостаток цепкостью и хорошей «упертостью».
Urho Nieminen 11
Hemmo Leino 11
Niilo Erkinheimo 10.5
Martti Kalima 10.5
Kai Metsola 10.5
Ещё порция финских асов, которые не имели, по имеющимся данным, поражений в боях с Советской авиацией.
Eino Peltola 10.5
А этот ас на бф-109 погиб 2 апреля 44 года в бою с пилотами 11 иап ВВС КБФ. Это была стычка над морем, весьма скоротечная, в которой отличился лидер советского звена Беляев Сергей Сергеевич. Он и сбил Пелтолу.
Anti Laitinen 10
Этот ас, по другим данным, имел 12 побед на счету. Он был сбит 29 июня 44 года и попал в плен. Обратимся к Марченко в очередной раз:
«Скорей всего его сбил ас 103 ГИАП Литаврин, так как точно совпадает место происшествия и по финским и по советским источникам – населенный пункт Ихантала, а также обстоятельства сбития совпадают: по советским данным горящий Ме-109 перешел в пикирование, Лайтинен вспоминает, что он с трудом выпрыгнул из потерявшего управление, пикирующего «Мессера» на скорости 800 км/ч».
Kulievo Lahtela 10.5
Veikko Karu 10
Mikko Pasila 10
Mauno Kirjonen 10
Ещё одна группа асов, поражений которых не найдено.
Paavo Berg 9.5
Этот ас был одним из лучших асов Финляндии периода «зимней Войны». По некоторым данным, он одержал 10.5 побед, и половина из них пришлась на зимнюю. Он и сам был сбит и ранен в её ходе стрелками СБ. В Великую Отечественную он воевал поначалу ничем не хуже, но недолго: 1 ноября этот вояка был сбит и погиб.
Это эпизод описан в книге Цапова И.И., Конева В.Н., Мясникова Ю.А. «Гвардейцы Балтики крылатой» так:
«В 14:43 с аэродрома Ханко (Ханковская авиагруппа, 61-я иабр, КБФ) на перехват вражеских истребителей взлетели два И-16 (Г.Д.Цоколаев и И.Л.Творогов). Несколько позже взлетел В.Ф.Голубев на И-16 и А.Х.Овчинников и Г.П.Семенов на И-153. Финские летчики первыми обнаружили пару И-16 и атаковали ее. Цоколаев, сделав резкий переворот, ушел из под атаки, а самолет Творогова в результате атак двух финских пилотов был поврежден. В то же время Голубев сзади сверху со стороны солнца с дистанции 100 м атаковал «кертисс» ведущего и сбил его. Творогов благополучно дотянул на поврежденном истребителе до своего аэродрома, но раненный в руку при посадке разбил свой И-16». Добавить тут нечего. Действительно, Берг заявил в паре и-16 как сбитый и, как видим, не без основания. Но, к счастью, Василий Федорович Голубев быстро ответил Бергу. Голубев сбил одного из лучших асов Финляндии на тот момент.
Viljo Kauppinen 9.5
Последний ас в нашей подборке. Он был сбит и тяжело ранен 7 июня 44 года. В очередной раз обратимся к Марченко, неплохо осветившему эти бои в своих исследованиях:
«Летчики 196 ИАП в составе 8 Р-39 в период 11.45-12.55 прикрывали разведчик Пе-2, который совершал глубокий разведывательный рейд вплоть до Выборга. Летчики наблюдали взлет 6 Ме-109 и 6 «Брустеров», которые позже связали боем пару к-н Билюкин — мл.л-т Гаврилов. Один Ме-109 зашел в хвост Гаврилову, который выходил из под удара на вираже, но был подбит. Билюкин отсекая от ведомого (который уже дымил и шел на снижение) Ме-109й, атаковал его на лобовых длинной очередью. «Мессер», резко снижаясь, вышел из боя и, как написано в источнике: «преследуя его, К-н Билюкин на земле расстрелял «спасшегося» летчика». Оставшись один Билюкин еще выдержал в/бой с 6 «Фиатами», от которых оторвался с набором высоты, получил пробоину от снаряда в плоскость.
Три «Кобры», из этой группы, во главе с к-ном Подороский вели в/ бой с 4 Ме-109 (я делаю вывод, что пара из шестерки Ме-109х вела бой с парой Билюкина). Бой продолжался на всем маршруте отхода от Выборга до Левашово. Все атаки истребителей противника были отбиты и к-н Подороский заявил сбитым 1 Ме-109 в р-не Левашова, места падения которого победитель не наблюдал, но подтвердила земля…»
В целом это был сложный бой, финны рассекли несколькими ударами советскую группу, но, несмотря на то, что в очередной раз проявили упорство, добиться победы им не удалось. Так, опытный пилот Чирков, отсеченный от остальной группы, продолжал бой в автономном режиме и не только уцелел, но и записал на счёт три победы, что, впрочем, не подтверждается данными финской стороны. Что до Каупиннена, то его действительно сбил Билюкин. Кстати, финны снова наврали о причине потери: мол, Каупиннен сбил «Кобру», она так взорвалась, что повредила его самолёт, ас ещё и получил тяжёлые ранения и более не воевал. На самом деле все потери советской стороны заключались в подбитой «Кобре» Гаврилова, пилот которой совершил вынужденную. Её и подбил Каупиннен, а потом на него насел Билюкин и сбил его, видимо вдобавок обстреляв и ранив на земле, о чем финны не сообщают.
На этом мы завершаем разбор финских асов и их неудач и одновременно наш большой труд по разбору поражений асов Оси на Востоке. Теперь мы уже можем переходить к общим итогам. Сначала подведём, конечно же, итоги по финнам. Мы разобрали 54 финских аса. Из них выбыли в боях на Востоке (плен, гибель, ранение) всего 14, ещё 7 были сбиты, но вернулись в строй. Остальные 33 вроде как и сбиты не были ни разу. Статистика, что называется, внушает. Но вот что любопытно: если мы разберем тех, у кого количество побед от 10 до 19, вернее с 9.5, мы увидим, что у них на 35 человек всего 8 случаев выбытия, плюс ещё про одного известно, что он был сбит. Остальные 26 вроде как поражений не имели.
То есть путем нехитрой арифметики мы видим, что оставшиеся 19 асов из «элиты» имеют 6 случаев выбытия, плюс ещё 6 имели поражения. Только 8 избежали серьёзных неприятностей. Статистика гораздо менее благоприятная и даже, можно сказать, хуже, чем по элитным асам других стран оси. Зато у менее результативных асов она прекрасная. Странно, не так ли?
Объяснения этому феномену, конечно же, есть. Асы, имевшие немного побед, как правило воевали ограниченное количество времени и просто не имели особых шансов потерпеть поражение. Вдобавок эти самые поражения просто могут быть неизвестны, поскольку финны отмечали только те поражения, когда самолёт, что называется, «в хлам». Фактические потери были намного выше, поскольку большая часть потерь – это самолёты, списанные после боев, но они никак не фиксировались. А воспоминаний все эти асы не оставили. К примеру, потеря самолёта Пекури от огня ЗА известна только по воспоминаниям, но в документах не отражена. И, увы, мы не знаем, сколько из малоизвестных асов таким образом потеряли свои самолёты. Особенно мало информации по 44 году, когда, по большому счету, финская авиация и вела настоящие бои.
Плюс, конечно же, если мы вспомним, как многие финские асы врали о своих победах, то понимаем, что после разбора побед асов в данной категории их победы могут порой «ужаться» до размеров около нуля. То есть часть из них не представляла из себя вообще ничего существенного. Об этом мы поговорим позже.
В целом мы не можем сказать, что финские пилоты были слабым противником. Уровень их все же был приличный, готовили их неплохо. Их не считают слабыми и пилоты КБФ. Голубев, например, вспоминает о них с уважением. Они были хорошие пилотажники и, как правило, довольно дисциплинированы, хотя есть и исключения из этого правила, например Юутилайнен, который не имел понятия о дисциплине в бою. Впрочем, такого типа «асы» есть в каждой армии мира. Сбить финнов было непросто, победы достигались с трудом. Но назвать их выдающимися асами тоже сложно. Ничего особенно выдающегося в их тактики не было, они были не самые меткие стрелки. К слову, в небе Выборга в 44 году воевала II группа JG54. Всего одна группа, притом далеко не самая сильная в плане асов. По сути, из сильных асов там было только трое: Тибен, Вернике и Кварда, более того: последние двое выдвинулись именно в тех боях. Рудорффера, по причине его «воздушной лени», в расчёт мы не берём, а Гроллмус, который мог бы стать одним из лучших асов того периода, погиб в бою. Так вот: эта группа все же добилась больших успехов в боях с Советской авиацией, чем вся финская авиация, причём с меньшими потерями (хотя тоже существенными).
Рассуждения, что финны, мол, воевали на всяком хламе, не имеют цены. Качества «Буффало» намеренно занижаются, на самом деле он существенно не уступал до 43 года Советской авиации. И, что характерно, большинство финских асов были сбиты, пилотируя бф-109. Не многие финны научились использовать его лучшие качества в плане отличной работы с вертикалей и продолжали лезть на нем в виражные бои. Отсюда большие потери именно в 44 году.
Разобрав все поражения асов Оси на Востоке, мы переходим к итогам.