Найти в Дзене

3.5 Базовые догмы консенсусного мировоззрения.

— Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование.
— Наш мир создаем мы сами. Это продукт нашего мышления. И его не изменить, не изменив наше мышление.
— Здравый смысл — это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста.
Альберт Эйнштейн Убеждения - более опасные враги истины, чем ложь.
Фридрих Ницше ...разница между нами состоит не в том, что у меня есть что-то, чего нет у тебя, а в том, что ты веришь во что-то, а я нет. Ты думаешь, это реально, а я этого даже не вижу. В данный момент, я не могу даже вспомнить об этом.
— И что же это?
— Всё. Всё, во что ты веришь. Всё, в чём ты абсолютно уверен. Всё, за что ты поручился бы жизнью.
Джед МакКенна Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Но когда все неприятности уже позади, он может потерпеть сокрушительно
— Единственное, что мешает мне учиться, — это полученное мной образование.
— Наш мир создаем мы сами. Это продукт нашего мышления. И его не изменить, не изменив наше мышление.
— Здравый смысл — это сумма предубеждений, приобретённых до восемнадцатилетнего возраста.
Альберт Эйнштейн
Убеждения - более опасные враги истины, чем ложь.
Фридрих Ницше
...разница между нами состоит не в том, что у меня есть что-то, чего нет у тебя, а в том, что ты веришь во что-то, а я нет. Ты думаешь, это реально, а я этого даже не вижу. В данный момент, я не могу даже вспомнить об этом.
— И что же это?
— Всё. Всё, во что ты веришь. Всё, в чём ты абсолютно уверен. Всё, за что ты поручился бы жизнью.
Джед МакКенна
Дело в том, что человеку обязательно требуются идеи и убеждения, придающие смысл его жизни и позволяющие найти свое место во вселенной. Он преодолеет самые невероятные испытания, будучи убежденным в том, ради чего он это делает. Но когда все неприятности уже позади, он может потерпеть сокрушительное поражение, узнав, что участвует в идиотской и бессмысленной затее.
Карл Густав Юнг

В этой главе я набросал примерный перечень базовых догм (голых королей), которые я обнаружил во время написания этой книги. Это список концепций, на которые опирается мировоззрение обычного современного человека и которые кажутся ему очевидными. Но они не имеют доказательств своей истинности. Для «освобождения» их надо «стереть» – исключить их влияние на интерпретацию умом ваших восприятий при построении историй о вашей жизни. При появлении способности к самоисследованию (познанию себя) и к «ясному видению» эти концепции из очевидных превращаются в весьма спорные.

Честно говоря, я так и не понял разницы между понятиями «аксиома» и «догма». Насколько я понял, если догма очевидна, и на ее основе выстроена система, кажущаяся логичной, то это аксиома. Бред какой-то, снова когерентная теория истины: «Знание обоснованно, если оно согласуется с уже принятым множеством знаний». Догмы просто согласованно поддерживают друг друга и повторяются авторитетами. Поэтому они кажутся очевидными. Но никакой опоры у этой конструкции нет, она не подтверждается восприятиями, голый рационализм. Надо лишь докопаться до «последней черепахи», где должна быть опора, и увидеть, что её там нет. Во многих случаях там можно обнаружить то, что опровергнет эту догму.

Религиозные догмы тоже кажутся очевидными для верующих, и выстроенные на их основе истории – логичными и очевидными. И есть много разных религий. И у сторонников каждой из них своя очевидность. Аналогично у эзотериков, конспирологов, атеистов, верующих в консенсусное материалистическое мировоззрение, науку и прочее. У каждого из этих мировоззрений есть свой набор догм, на которые оно опирается.

У кого было и есть только одно мировоззрение, то оно ему кажется очевидным и единственно верным. А я, например, могу рассуждать с точки зрения разных мировоззрений: консенсусного материалистического, эзотерического в разных вариантах, немного конспирологического и религиозного в разных вариантах и просветленного (с помощью последнего можно объяснить «устройство» всех остальных). И в зависимости от выбора мировоззрения получаются совсем разные «очевидно» и «логично».

Обычные люди (и я был таким же) живут в уверенности, что все воспринимаемые объекты – «настоящие, реальные», человек их воспринимает правильно, почти всё доказано, фундамент у науки прочный и всё такое. После моих эзотерических «приключений» и изучения концепций Декарта, Канта, субъективного идеализма, скептицизма, феноменализма и прочего я никак не мог понять, куда же все эти сомнения делись в современной науке и в консенсусном мировоззрении. Оказывается, сейчас такое отсутствие сомнений в философии называют «наивным реализмом» или реализмом здравого смысла. У меня теперь к этому понятию выскакивает словосочетание «наивный идиотизм». Это про то, как восприятие потока восприятия от органов чувств подменяется верой в существование мира, образ которого якобы выстраивается внутри человека. А в консенсусном мировоззрении почему-то ничего нет об этих сомнениях.

Вот список догм из текста по ссылке о наивном реализме:

Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:
Существует мир материальных объектов.
Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
Эти объекты существуют не только когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.
Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.
Для поведения наивных реалистов характерны следующие особенности[5]:
Убеждённость в собственном восприятии объектов и событий такими, каковы они на самом деле; вера в свою беспристрастность и непредвзятость в понимании имеющихся данных или информации.
Ожидание от других рациональных наблюдателей тех же реакций, действий и мнений, что и у себя, при условии, что им была доступна та же информация.
Объяснение неприятия своей точки зрения каким-либо индивидом или группой тремя причинами:
а) этому индивиду или этой группе были предоставлены другие сведения (в этом случае при условии, что другая сторона рациональна и нейтральна, обмен информацией или её объединение должны привести к консенсусу),
б) этот индивид или эта группа ленивы, иррациональны или же вообще не способны прийти к разумным выводам на основе объективных данных,
в) этот индивид или эта группа склонны к тенденциозности в интерпретации фактов или в умозаключениях из-за влияния идеологии, эгоизма или иного искажающего личностного фактора.

Увидеть догматизм этих утверждений достаточно просто, есть мысленный эксперимент «Мозг в колбе» (Brain in a vat). И никак не доказать, что мы — это не мозг в колбе.

И вот ещё несколько хороших, но немного сложных определений. Это прямо о том, о чем я здесь пишу (для «редких» терминов в определениях я подставил гиперссылки):

«Наивный реализм — (англ. naive realism) — когнитивная позиция (не только в философии, но и в обыденном сознании), для которой характерны:
1) отсутствие
рефлексии познавательных процессов (прежде всего сенсорно-перцептивных, но в грубых формах и мыслительных);
2) некритическое объективирование продуктов последних (образов, понятий, оценочных суждений);
3) абсолютизация собственной т. зр., возведение ее в ранг истины (гносеологический эгоцентризм).
Против. позиция получила в философии название «критический реализм». С т. зр. наивного реалиста, реальность — это то, что он лично наблюдает в ней, а также то, что он думает и знает о ней. Н. р., как заметил Ж. Пиаже, есть смертельный враг здоровой психологии познания. Однако Пиаже отлично понимал, что Н. р. — это и предмет изучения психологии (особенно детской), поскольку Н. р. — одна из характерных сторон детского эгоцентризма: «мы все начинаем с Н. р.» (Б. Рассел). В науке Н. р. проявляется в догматизме и некритическом гипостазировании теоретических понятий».
Большой психологический словарь.
«Наивный реализм (также известный как прямой реализм, перцептивный реализм или реализм здравого смысла) — это идея о том, что чувства дают нам прямое осознание объектов такими, какие они есть на самом деле. [1]
Нефилософствующий ум, например ум дикаря или ребенка, не задается вопросом об отношении сознания к бытию, считая вещи таковыми, какими они воспринимаются чувствами. Подобный досознательный взгляд на вещи называется «наивным реализмом». Он реалистичен, ибо принимает мир таким, «каков он есть», основываясь на непосредственном инстинктивном убеждении, а не на научно-философском анализе. Подобный взгляд на вещи наивен, потому что он не различает субъективных и объективных элементов в восприятии и познании. В первоначальном своем значении наивный реализм – это даже не теория, а инстинктивное отношение к окружающему нас миру.
С.А. Левицкий «Основы органического мировоззрения».

Но в философии как-то повис вопрос о дуальной паре — «ненаивном» реализме. Есть концепция критического реализма, но там почти те же догмы. Чтобы быть ученым, надо уметь «воспринимать и познавать объективные элементы в отличие от субъективных». Вот ученые и пытаются обосновать разные методы этого. Плодят очередные догмы и на их основе строят очередные парадигмы.

Подробнее по ссылкам: «Наивный реализм», «Наивный реализм», «Naïve realism», «Naïve realism (psychology)», «Naïve realism».

К этой концепции существует следующее возражение: «У меня в восприятии всё сходится. Следовательно, я правильно воспринимаю мир. Например, я захотел поесть. Я могу выбрать: пойти мне к холодильнику, в магазин или в ресторан. Далее, например, я решаю идти к холодильнику, иду, прихожу, беру еду, кладу её в рот, чувствую вкус, ем и наедаюсь. Мир оправдывает мои надежды. Всё сходится, всё объективно. И у других людей аналогично. И что может быть не так в моем восприятии и в мире?».

И вот тут достаточно прогрессивная концепция «наивного реализма», на мой взгляд, пасует. По этой же причине пасует и «гипотеза симуляции» или гипотеза жизни в матрице. Можно увидеть, что в списках выше перечислены догмы, касающиеся восприятия мира и других людей. Но нет догм о восприятии «себя» и догм об отсутствии влияния на «себя» бога, «злого демона», матрицы и т. д.

Если к списку перечисленных догм наивного реализма добавить и такие догмы, то получится уже сбалансированное сомнение. И тогда повышается обоснованность гипотезы симуляции. Способность человека давать оценки «всё сходится» обычно не ставится под сомнение. Но если немного изучить вопрос свободы воли и то, как работает «наш ум», то получится следующее утверждение: «Часто вы не можете направить свое внимание туда и «увидеть» там то, что «не сходится» (голый король). И это ваше ощущение «сходится» обеспечивается влиянием бога, злого демона, матрицы…». И ещё вариант попроще: «Режиссером придумана и создана история, где «всё сходится». И вы в ней участвуете в роли зрителя (аналогия кинотеатра) от лица своего персонажа. Как в ней для вас может что-то не сойтись? А бывают истории о том, что что-то не сходиться. И от вас ход и смысл истории не зависит. Но для такой трактовки надо образ «я», который имеет свободу воли и сам что-то может определять, поставить под сомнение.

Приведу мой более полный список догм (верований) консенсусного мировоззрения (наивного реализма):

1. Про мир и его познание:

  • Мир «реально существует» и существует в виде, похожем на тот, как мы его воспринимаем. Это подмена восприятия явлений представлениями о существовании объектов, перенос шаблонов восприятия на предполагаемые объекты. Например, «утиный тест».
  • Мир един для всех его воспринимающих и не зависит от них, существует общая истина и общая объективная реальность.
  • Мир поддается нашему объективному восприятию и исследованию. Объективная реальность может быть познана.
  • Поведение мира подчиняется общим физическим законам, которые можно узнать методом изучения мира. Эти законы объективно работают, а не симулируются. Работа этих законов не может быть нарушена.
  • Нам доступно определение реальной причины любого воспринимаемого явления. Большинство общепринятых (очевидных) причинно-следственных связей истинно.

2. Про бога (злого демона, матрицу…):

  • Бог, если он и есть, не мешает нам исследовать мир и не обманывает нас. Мы при своих умозаключениях можем считать, что никто, кроме законов природы, миром не управляет. Мне попалось вот такое мнение академика РАН Алексея Старобинского: «Бог благословил нас не учитывать его в научных исследованиях». Без этой веры «игра в науку» не получилась бы. Но для поддержки этой веры приходится такие двоемыслия принимать…
  • Бог, если он есть, в какой-то степени познаваем и должен обладать какими-то качествами: быть добрым, любящим, справедливым, честным и всё такое (много разных вариантов). И он должен поступать таким образом, чтобы соответствовать этим качествам.
  • А вообще-то бога нет, это выдумки религиозных фанатиков.

3. Мнения о себе, включая «ложное чувство авторства»:

  • Я – человек. Я существую примерно таким, как я о себе думаю.
  • Я управляю своим телом.
  • Я сам придумываю свои мысли, желания и могу этим управлять, никто на меня не влияет при этом.
  • У меня есть память о прошлом, которое «реально было» у меня и у других людей из моей памяти.
  • Я принимаю решения (делаю выбор), при этом у меня есть свобода выбора. Я совершаю поступки, могу этим управлять и в какой-то степени должен отвечать за это.
  • Мои реакции (эмоции) – мои. Я могу ими в какой-то степени управлять и несу какую-то ответственность за них.
  • У меня есть индивидуальные качества, которые формируют мою личность. Моя личность единая и цельная.
  • Я могу объективно воспринимать мир, определять общую для всех реальность и истину.
  • Я могу определить логичность и истинность своего или чужого утверждения.
  • Все люди, которых я воспринимаю, примерно такие же, как и я. Наше восприятие мира в своей основе одинаково, почти всегда можно прийти к согласию. С помощью сравнения восприятий мира разными людьми можно выяснить объективную картину мира.
  • Все, что моё, находится в моем теле, и всё, что находится в моем теле, – моё. Никто на меня не влияет и не знает что у меня в уме. Если бог есть, то я отделен от него, он на меня не влияет. Я многого не осознаю в себе, но это бессознательное, подсознание или ещё как-то всё равно моё, никто на него не влияет.
  • После смерти тела меня не станет.

4. О смысле жизни. Всё возникло и происходит случайно. И никакой общей цели или смысла во всем этом нет. Единственная личная цель – это чтобы у меня было больше счастья. Всё, что воспринимается противоречащим этому желанию, – плохо.

И большинство верующих в разные религии, предполагающие существование загробной жизни в зависимости от этой, в обычной жизни руководствуются таким же консенсусным мировоззрением. Такое у них двоемыслие.

Термин «ложное чувство авторства» я взял у американского просветленного Уэйна Ликермана — Рам Цзы[1]. Под этим термином понимается, что человек считает себя автором многих «своих действий», но это не так. И это достаточно легко увидеть, если суметь спокойно и внимательно «посмотреть» на всё это (то самое «познай себя»).

Допустим, мы живем в матрице (симуляции). Сейчас это уже вполне научная гипотеза. Тогда мы являемся только наблюдателями (зрителями), а всё остальное (и образ «я» в том числе) нам только «кажется». В этом случае все перечисленные выше утверждения (догмы) являются ложными. И тогда все истории о нашей жизни, которые строит ум на основе этих догм, также ложные. Но двойственное понятие «ложно» теряет смысл в отсутствии противоположного понятия «истинно», с «истиной» как-то совсем туманно.

И с помощью рационализма никак не найти ответ на вопрос «в чем же мы живем?». А с помощью самоисследования можно понять, что «наш мир» и сами мы точно не такие, как нас учили. А если ещё и эзотерические истории добавятся, как у меня, то и особо исследовать ничего не надо для такого понимания.

И если эти догмы «в себе» как-то изменить и «заставить» ум строить истории уже на основе новых догм, то для тех же восприятий «событий» и ощущений будут получаться другие истории о жизни. Например, у эзотериков есть разные истории, где присутствует какая-то неконсенсусная идея «я» и какой-то «смысл жизни»: «предназначение», «задача воплощения»... Типа, я душа, я откуда-то пришла в воплощение в этот «мир» для прохождения каких-то уроков или «спасения мира». Восприятия большинства явлений в своей жизни у эзотериков примерно такие же, как и у обычных людей. Но многие истории о жизни строятся у них совсем иначе. Только эзотерики обычно догмы о «я» мало ставят под сомнение.

А ещё есть явления, которые в буддизме называют «омрачениями сознания». Но это уже другая история.

Допущение существования какого-то «злого демона», который незаметно для нас влияет на нас и наше восприятие, должно было бы обрушить наше мировоззрение. И тогда бы мы не смогли «адекватно действовать» в жизни. Но «там» всё не так работает, и действия – не наши, не волнуйтесь об этом.

________________________________________________________________________________________
[1]
Интересный такой у него путь был, человек был бизнесменом, злоупотреблял алкоголем и наркотиками. И вдруг какая-то «сила» выдернула его из этого состояния, и вскоре с ним произошло просветление. Эта история как бы отрицает концепцию о том, что просветление приходит только к людям, ведущим «правильный» образ жизни в соответствии с какими-то заповедями. Скорее, наоборот: «Говорю вам, что на небе будет больше радости об одном раскаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии» – Лк 15:7. Если интересно, то по ссылке его небольшая книга «Путь Бессилия» об этом. Рекомендую, книга написана относительно простым современным языком.

Картинка из интернета
Картинка из интернета

_______________________
Эта моя статья в
ЖЖ.