Найти в Дзене

История российского документального кино: от революционных хроник до современного арт-хауса

Источник: Вербовский В. В., Шаповалов А. А. История российского документального кино: от революционных хроник до современного арт-хауса // Вестник науки: общество, экономика и право. Science bulletin: society, economy and law. – 2024. – № 3(16). – С. 7-16. History of Russian documentary cinema:  from revolutionary chronicles to modern art house   Аннотация: в статье рассмотрены основные этапы возникновения, развития и трансформации документального кино в Российской империи, Советском Союзе и Современной России. Даны общие характеристики каждому из этапов, выявлены наиболее яркие тенденции присущие каждому из этапов. Также констатируются современные проблемы и перспективы.  Ключевые слова: документальное кино, хроника, «чернуха», «проблемное кино», российское документальное кино.   Abstract: the article examines the main stages of the emergence, development and transformation of documentary cinema in the Russian Empire, the Soviet Union and Modern Russia. General characteristics

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Источник: Вербовский В. В., Шаповалов А. А. История российского документального кино: от революционных хроник до современного арт-хауса // Вестник науки: общество, экономика и право. Science bulletin: society, economy and law. – 2024. – № 3(16). – С. 7-16.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

History of Russian documentary cinema: 

from revolutionary chronicles to modern art house

 

Аннотация: в статье рассмотрены основные этапы возникновения, развития и трансформации документального кино в Российской империи, Советском Союзе и Современной России. Даны общие характеристики каждому из этапов, выявлены наиболее яркие тенденции присущие каждому из этапов. Также констатируются современные проблемы и перспективы. 

Ключевые слова: документальное кино, хроника, «чернуха», «проблемное кино», российское документальное кино.

 

Abstract: the article examines the main stages of the emergence, development and transformation of documentary cinema in the Russian Empire, the Soviet Union and Modern Russia. General characteristics of each of the stages are given, the most striking trends inherent in each of the stages are identified. Contemporary problems and prospects are also stated.

     Key words: documentary film, chronicles,  Russian documentary films.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Российское документальное кино - это богатая и многообразная история, отражающая ключевые события, идеи и настроения страны на протяжении столетий. При всей своей уникальности и элитарности отечественная документалистика так и не нашла своего фундаментального исследования, позволившего охватить три столетия своего возникновения, развития, эволюций и трансформаций. За этот период российская документалистика претерпела революционные изменения в технологиях и идеях. От примитивных форм к сложным синкретичным формам отражения мира на пленках, вэхаэс, дисках и современных электронных носителях.

Ранние шаги (конец XIX - начало XX века) российской документалистики без сомнения находятся в ХIX веке. Первые отечественные хроники и просветительские видео были возможны в России с техническими достижениями конца XIX века и маниакальным стремлением к фиксированию реальности[1].

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

По настоящему, документалистика стала народной, в том числе благодаря популяризаторской деятельности братьев Люмьер, Жоржа Мелье и других французских режиссёров. Французская киноматографическая культура оказала значительное влияние на первые русские документальные ленты, которые были предназначены для широкой публики и освещали социальные темы, научные открытия, бытовые сцены[8].

В рамках этого жанра возникли так называемые фильмы «небывальщина» для увековечивания знаменательных событий: коронаций монарха, празднование знаменательных дат и даже отбытие поезда. Как это было с одним из наиболее ранних хроник сохранившихся до наших дней, а именно «вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством», которая датируется 1896 голом [2].

Но все же, первым документальным фильмом в Российской империи считается, снятый в мае 1896 года церемония коронации Николая II. Для фиксации исторической церемонии пригласили французских операторов. 

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

В 1898 году в Баку местный фотограф А.М.Мишон снял несколько документальных киносюжетов, таких как «Нефтяной фонтан на промысле Балаханы», «Народные гулянья в городском саду», «Кавказский танец». Зрителям эти фильмы были показаны на специально организованным киносеансе 2 августа того же года[6, c.126]. 

В 1907 году открылось «Ателье А. Дранкрва»-фактически первая отечественная киностудия. Вначале она специализировалась на кинохрониках, которые запечатлели многие важные события в жизни страны. Однако славу Дранкрву принесла киносъемка Льва Толстого, продемонстрированная в 1908 году.

В 1906 году на Саввинском подворье было открыто предприятие «А.Ханжонков и Ко», которое занималось кинопрокатом и снимало документальные фильмы. Одним из наиболее известных научно-популярных фильмов этого предприятия стал «Пьянсиво и его последствия», который, как ни странно, показывали даже в церквях[1].

В 1908 году был выпущен документальный фильм «Донские казаки» производства фирмы «Братьев Пате». В которой показывался быт и нравы Донского казачества. Популярность данной хроники продемонстрировала интерес российской публики к отечественной тематике. 

Значительный вклад в развитие российской документалистики внес Скобелевский комитет. Эта благотворительная организация, которой покровительствовал Николай II, открыла Венно-киномотографичесаий отдел. Его сотрудники выпускали документальные и художественные патриотические фильмы и имели монополию на съемки на полях сражений.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

В 1911 году начал выходить отечественный киножурнал «Обозрение России» А.О.Дранкрва, в 1912 - «Пегас» А.А.Ханжонкрва. Впервые увиденные в кинохронике события мировой политической, культурной и светской жизни, научные открытия, громкие судебные процессы послужили толчком к созданию крупных произведений на документальном материале.

В 1911 году на экраны выходит на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», созданный Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым [2].

В результате революций (февральской и октябрьской) 1917 года документальное кино обрело новое значение. Фильмы стали мощным инструментом пропаганды, а также задокументировали грандиозные события, которые перевернули жизнь России. Это пласт кинематографического наследия принято называть «хрониками революции».

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Большевики прийдя к власти, в кротчайшее время осознали пропагандистскую роль и важность в идеологической борьбе документалистики. Она получила государственную поддержку. С 1918 года начали выпускаться агитфильмы, содержание которых, в основном, исчерпывались названием-лозунгом («Чините паровозы», «На фронт!» и др.)[3].

В марте 1918 года был создан «Кинокомитет», начался выпуск периодического журнала «Кинонеделя», в работе над которыми принимали участие операторы, режисеры, журналисты разных поколений: Дзига Вертов, Эдуард Тиссэ, Лев Кулешов, Александр Левицкий, Александр Лемберг, Григорий Болтянский, Владимир Гардин, Михаил Кольцов и др. 1 мая 1918 года впервые был снят на пленку Ленин. 

В середине 1920-х годов документальное кино стало самостоятельной отраслью со своим главком и кинофабриками - трест «Союзкинохроника», работа которого имела огромное культурно-политическое значение. К сожалению, трест не располагал еще теми необходимыми организационными и материально-техническими условиями, которые могли бы обеспечить достаточно широкое развертывание работы и повышение ее качества. В июне 1924 г. в системе Народного комиссариата просвещения при содействии других ведомств было создано Совкино, которое стало государственной кинокомпанией и государственным органом управления кинопромышленности одновременно. На балансе этого органа были фабрики по производству художественных, хроникальных и просветительских фильмов, предприятия по производству кинофотоматериалов и аппаратуры, кинотеатры и передвижные киноустановки, фотоателье. Мало того Совкино объединило киноотрасль в единую сеть и, к сожалению, не посчитало хронику, как искусство кино и сделало упор на игровое художественное кино, что подтолкнуло ряд хроникеров стать постановщиками игровых лент. Но уже через год в молодой советской республике началось значительное распространение хроникальных съемок в каждой отрасли народного хозяйства. И Совкино тоже стало готовить специалистов кинохроники. Правда роль документалиста была сведена к простой кинофиксации, но уже через небольшое время появился повод для значительного расширения творческих возможностей.

С 1925 года начался выпуск отраслевых и тематических киножурналов: железнодорожных, военных и др. В 1927 году началось производство кинолетописи. По всей стране увеличилось количество киноустановок. В регионах была создана система корреспондентских пунктов, открывались республиканские и зональные (в РСФСР) студии. Для поездок на крупнейшие стройки социализма (Днепрогэс, Донбасс, Челябстрой и т.д.) снаряжались специальные кинопоезда [3].

«Октябрь» (1928 года) Сергея Эйзенштейна - один из самых известных примеров революционного документального кино. В какой-то степени заложивший идейный фундамент советскому документальному кино.

В тоже время, начиная с 30-х гг. ХХ века, документальное кино стало неотъемлемой частью и инструмент пропаганды социалистического реализма. В Советском Союзе документальное кино стало частью идеологической системы, направленной на пропаганду коммунистических идей и демонстрацию успехов социалистического строительства. Лента «Социализм в СССР» (1930-е годы) - яркий пример такого рода работ[4].

В 1931 году вышел первый цветной документальный фильм в СССР «Праздник труда». Также, в 1931 году была создана Московская студия треста «Союзкинохрорика» (с 1936 года - «Центральная студия кинохроники», с 1944 года - «Центральная студия документальных фильмов» (известная как ЦСДФ.). Ее выездные редакции работали на новостройках, были организованы многочисленные филиалы, обеспечившие регулярное освещение жизни страны на экране.

Серьезным вызовом для российской советской документалистики была Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года на фронт отправилась первая группа кинодокументалистов. Специальные фронтовые киногруппы нередко снимали в условиях непрекращающегося огня, а полученный материал перерабатывали в выпуски кинохроник «Союзкиножурнал», «Новости дня», регулярно выходившие на экран почти до самого конца войны[5].

Одной из главных задач кинодокументалистики в военные годы было формирование у советского народа уверенности в возможности и неотвратимости победы над фашистской Германией[9]. 

В 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами картины стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15 фронтовых операторов. В 1943 году фильм был удостоен премии «Оскар» за лучший документальный фильм [10].

Символами и яркими образцами военной документалистики стали документальные фильмы - «Ленинград в борьбе» (1942 года), «Черноморцы», «Оборона Севастополя»(1942 года), «День войны» ( о событиях на фронте и в тылу 12 июня 1942 года).

Понимая значение документального кинематографа в годы Великой Отечесивенной войны, 22 октября 1943 года Комитет по делам киномотографии издал приказ «О мероприятиях по улучшению работы по систематизации документальной кинолетописи». В результате все собранные на войне материалы были объединены в кинофонд по названием «Кинолетопись Великой Отечественной войны».

В послевоенные годы российский документальный кинематограф добился новых успехов. Этому способствовал общий эмоциональный и патриотический подъем, который стал результатом Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Все важнейшие события, происходившие в стране и за рубежом, нашли отражение в документальной кинематографии этого периода [11].

В первые годы после войны большую популярность приобрели выпуски тематических полнометражных фильмов. Так, в 1945 году вышли фильмы «Берлин», посвящённый победе советского народа в Великой Отечественной войне, и «Разгром Японии», а в 1946 году — «Суд народов».

За первые пять лет после войны был создан политический и экономический киноатлас почти всех союзных, автономных республик и областей. Он дал возможность зрителям ближе узнать жизнь и быт братских народов всего Советского Союза.

В 1949 году появилась цветная кинокартина «Новая Чехословакия», а позднее выпущена была цветная картина о Германской Демократической Республике «Демократическая Германия» (1950 года). Эти картины наглядно и убедительно свидетельствовали об успехах народов стран социалистического лагеря, об установлении новых экономических и социальных отношений. 

Родившееся в эти годы мощное движение за мир также нашло отражение в документальной кинематографии. Идее борьбы за мир, призыву к бдительности, к борьбе против поджигателей новой войны посвящаются наиболее значительные кинокартины послевоенного периода: «Юностьмира» (1949 года), снятая режиссёром А. Ованесовой совместно с венгерскими кинематографистами и повествующая о Международном фестивале молодёжи, происходившем в Будапеште, и «Мы за мир» (1951 года), рассказывающая о III Всемирном фестивале молодёжи, проходившем в Берлине[12].

В середине 50-х годов в документальное кино из ВГИКа приходит молодёжь — режиссёры Л. Дербышева, В. Лисакович, Л. Махнач, А. Косачёв, операторы Е. Аккуратов, В. Трошкин, В. Копалин, В. Ходяков, И. Лисицкий, Е. Кряквин и другие. С их приходом в кинопублицистике возрождается поэтическое направление.

В 1958 году на экраны выходит трогательная история о жизни императорских пингвинов, которую снял Александр Кочетков во время своей первой антарктической экспедиции.

В 60-е годы внимание кинодокументалистов привлекают глубинные процессы производственной деятельности современника. Документальные фильмы приобретают всё большую публицистическую остроту: вместо описания борьбы со стихийными бедствиями и авариями кинематограф обращается к актуальным проблемам современности[12].

В 1966 году событием стал полнометражный документальный фильм «Мир без игры», посвящённый Дзиге Вертову.

В период «Хрущёвской оттепели» в российском документальном кино появилось поэтико-документальное направление. В нём сочетались приёмы игрового и документального кино.

Отличительными чертами этого направления стали ритмичность и динамичность повествования, которые достигались внутрикадровым монтажом. Впечатления реальной среды и естественно протекающей жизни кинематографисты добивались за счёт «скрытой камеры». Излюбленным приёмом этого жанра стали лирические отступления отстранённой тематики, что добавило фильмам особую поэтичность и одухотворённость.

В 70-х — первой половине 80-х годов в советской документалистике произошёл документальный бум. Появилось огромное количество очерков, мемуаров, дневников и записок, документальных романов и повестей [12].

Помимо политической агитации, развивались документальные фильмы о природе, науке, истории, культуре и повседневной жизни советских людей.

В этот период зародился жанр «коллективного свидетельства», «хоровой» или «магнитофонной» литературы. Например, к таким произведениям можно отнести книгу «Я из огненной деревни...» А. Поповича, Я. Брыля и В. Колесника, составленную на основе подлинных рассказов более чем трёхсот непосредственных свидетелей хатикских трагедий.

Появляются режиссеры-документалисты со своим видением жизни. Одним из таких событий явился грузинский режиссер Вахтанг Микеладзе, фильмы которого обрели символический характер, несли зрителям переживания в форме эмоционального жанра. Любой эпизод его фильмов наталкивал на размышления и создание патриотических образов советских людей. Один только его фильм «Комсомол» (1980 год) был признан кинематографическим сообществом, как оригинальный шедевр, не похожий на все остальные произведения советской эпохи. А образ березы, которая, от попадания в нее пули, кровоточит, принимая в дальнейшем облик русского солдата. Именно Вахтанг Микеладзе в одном из интервью сказал: «У настоящих профессионалов атрофируется синдром диссидентства. Мы не имеем права подтачивать опоры собственного государства, которое дало нам образование, поверило в нас и ни в чем не поскупилось. Мы должны любить его и смягчать, сглаживать острые углы, которые неизбежно возникали, возникают и будут возникать в политической, социальной и экономической сферах жизни…». Ярким примером явилось то, что патриот советской страны, кроме «Комсомола», снял лучшие документальные фильмы о заключенных в различных тюрьмах, о подростках попавших в юном возрасте в места отбывания наказаний.  

Также в этот период вышел документальный фильм «Шахтёры» (1972 года) Игоря Беляева, который рассказывает о каторжном и опасном труде шахтёров.

Кроме этого, на первые позиции вышла Центральная студия документальных фильмов, которая выпускала документальные фильмы о Великой Отечественной войне. Это в первую очередь документальный советско-американский сериал «Великая Отечественная»(1978 год), который в Америке вышел под названием «Неизвестная война» и за создание которого создатели: Игорь Ицков, Роман Кармен, Игорь Григорьев, Илья Гутман, Лев Данилов, Семен Киселев, Леонид Кристи, Семирамида Пумпянская, александра Рыбакова, Тенгиз Семенов, Джема Фирсова, Зоя Фомина, Василий Катанян, Нина Соловьева, Игорь Гелейн были удостоены Ленинской премии. Конечно же, такой сериал не мог остаться не замеченным. Это было событие в документальном мире.

Некоторые советские документальные фильмы 70-х — первой половины 80-х годов:

«Америка семидесятых. Дымы над Чикаго» (1970 год); 

«Сектор молчания» (1970 год);

«Думают ли животные?» (1970 год);

«Физика в половине десятого» (1971 год); 

«Алый парус Парижа» (1971 год);

«Слушайте сказку» (1971 год);

«Любимая роль» (1971 год);

«Наш друг Максим» (1973 год);

«Каждый год в июне» (1974 год);

«Это беспокойное студенчество» (1974 год);

«Америка семидесятых. Город на Потомаке» (1974 год); 

«Урок астрономии» (1974 год);

«Америка семидесятых. Филадельфия: прошлое и настоящее» (1975 год); 

«Позывные Р1НН» (1975 год);

«Девять писем одного года» (1975 год);

«Особый батальон» (1975 год );

«День чудесный» (1975 год).

«Кто за стеной?» (1977 год);

«Есть такие поводы» (1977 год);

«Тамара Чистякова» (1977 год);

«Павловск» (1977 год);

«Встреча в Останкино» (1978 год);

«Крестьянский двор» (1979 год );

В 1984 году на экраны выходит полнометражный документальный фильм режиссера Марины Бабак по сценарию Константина Симонова и Игоря Ицкова «Маршал Жуков. Страницы биографии»[12].

В эпоху перестройки (1985–1991 годы) советская документалистика пережила второе рождение. С отменой цензуры режиссёрам открылась возможность осветить все запретные ранее для телевидения темы.

Некоторые документальные открытия того периода: фильм Александра Иванкина «Пирамида» (1985 год), фильмы Марины Голдовской «Архангельский мужик» (1986 год) и «Власть соловецкая» (1988 год) — о Соловецком лагере особого назначения, «Театр времён перестройки и гласности» (1988 год) Аркадия Рудермана, который впервые вынес на широкий экран проблему антисемитизма [5].

На рубеже 1980-х — 1990-х годов сначала в обществе, а затем и в документальном кино появились новые герои — запрещённые прежде художники и поэты, эмигранты, политики, преступники. Возникли монтажные картины, которые пытались рассказать о прошлом, о трагедии царской семьи, о войнах, о власти и так далее. Всё это вызвало подъём общественного интереса к документалистике. Фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» буквально взбудоражил население Советского Союза. Люди стояли в очереди, чтобы купить билеты на этот документальный фильм. И этот фильм определил новый жанр – проблемное кино. Режиссер впервые исследовал жизнь перестроечной молодежи и выставил наружу все проблемные вопросы юношей и девушек. Для советского зрителя той поры было необычно смотреть на экран и, в принципе, видеть то, что в черных красках окружало всех без всякой цензуры. 

Взгляд журналистов и режиссеров-документалистов в горбачевское время падал исключительно на негативные явления, которых, казалось, было огромное количество. Впервые была поднята антиалкогольная тематика: каким-то метеором ворвался в кинематографическое пространство короткометражный документальный фильм Александра Шаповалова «Димка», который рассказал о маленьком мальчике из детского дома. Его родители вместе с бабушкой и дедушкой ушли с головой в пьянку и совершенно забыли о своих обязанностях воспитывать ребенка. Фильм был показан по Центральному телевидению, в кинотеатрах и вызвал бурю эмоций у зрителей.

Конечно же, это было время настоящей оттепели, можно было говорить обо всем и по любому поводу. Творческим людям это нравилось. Они искали «запретный плот», они снимали там, где простой человек не мог увидеть и узнать или же было чрезвычайно интересно. Это личная жизнь. На документальные фильмы был ажиотаж в прямом смысле слова. Прямо в точку попал черно-белый фильм рижской киностудии «Раймонд Паулс. Работа и размышления» (1985) Иварса Салецкиса и Леонидиса Берзиньша. Роль личности в истории, как никогда интересовала советских зрителей и они просто «ломились» посмотреть на мало известную жизнь маэстро.

Выходят масса фильмов о русском роке. Снимались фильмы о ленинградских музыкантах Петре Мамонове «Звуки Му», Викторе Цое «Кино». Это было время, когда из любой подворотни, из любого подвала выходили талантливые люди и их подхватывало документальное кино. Протест стал самым необходимым фактором в достижении популярности и популизма [5].

После распада СССР российское документальное кино обрело большую свободу творчества. Но в тоже время, отсутствие государственного финансирования и общее удручающее положение экономики в РФ, не позволили реализоваться многим молодым документалистам, которые от безденежья были вынуждены уйти из профессии. В этом период российское документальное кино вынужденодержаться на энтузиазме отдельных режиссеров и телевизионных каналов, которые по мере своихвозможностей не дали кинохронике утратить своих позиций в общественной жизни страны.

В конце XX столетия документальное кино меняет направление: от жизни региона, рассказа о его достижениях и уникальных людях — к глубоко психологическим фильмам-портретам. Выходят фильмы кинорежиссера Николая Раужина о православии «Успение в Печерах» (1996 г.), «Слово о Патриархе» (1999 г.), «Священницы Твои облекутся в правду» (2000 год). Аким Салбиев снимает цикл документальных фильмов для Первого канала: «Сергей Бондарчук. Последнее интервью», «Ален Делон - кинозвезда», «Жан-Поль Бельмондо. Баловень судьбы», «Хулио Иглесиас в России», «Майкл Джексон в Москве» и другие.

Середина нулевых годов — время расцвета и подъёма российской авторской документалистики.. В эти годы происходит взрыв инициатив: в 2005 году возникает фестиваль «Кинотеатр. doc», в 2006 - международным и ежегодным становится фестиваль «Флаэртиана» в Перми, в 2007 году впервые проходит «Артдокфест». 

Главным фокусом документалистики нового тысячелетия становятся поиски и фиксация «подлинной реальности», на первое место выходит человек и его личные переживания.

Многие режиссеры мастера художественного кино начинают снимать документальные фильмы. Это прежде всего Никита Михалков и Станислав Говорухин.

Некоторые фильмы этого периода: «Трансформатор» (2003 года), «Мирная жизнь» (2004 года), «Мать» (2007 гола), режисеры Павел Костомаров, Антуан Каттин [7].

В 2014 году в России происходит много событий политического характера: Крым возвращается в Российскую Федерацию, в Донбассе люди вышли защищать собственную землю от вооруженных бандеровцев. Появилась плеяда творцов желающих поддержать позиции либеральных ценностей. Они всякими способами пытаются убедить людей в своей правоте. Не гнушаются любыми формами зарабатывания средств, начиная от шантажа и заканчивая простыми долларовыми пожертвования из враждебных стран. 

И, конечно же, эти события разделили российское документальное кино на тех кто за Россию и кто против. Очень большое количество документальных фильмов выходили с позицией осуждения российского руководства, но стало формироваться определенное количество режиссеров, которые понимали на чьей стороне правда. Именно в это время появляются фильмы, правдиво рассказывающие о русском человеке, о двойных стандартах европейских политиков, о лживой демократии американских империалистов и их постоянной мечте владеть миром.

Российское документальное кино, как и все общество в XXI веке переживает судьбоносные изменения. Весь интернет заполнен документальными фильмами, созданными на зарубежные деньги и взахлеб отражающим антироссийскую позицию. Конечно же, есть среди них и безусловно талантливые документалисты, которые имели в своих работах своеобразное авторское отражение. 

Наиболее популярны документальные фильмы Леонида Парфёнова (имеет статус иноагента). «Русские евреи» и «Русские грузины» — доскональное и монументальное исследование наций.

Трансляция фильмов приобретала все большую популярность через интернет. Например, популярным режиссёром документальных фильмов на YouTube стал Юрий Дудь (имеет статус иноагента). Он раскрывает разные аспекты русской культуры, прежде остававшиеся в тени для широкой публики. 

Фильм Любови Аркус «Антон тут рядом». Главный герой — мальчик Антон c расстройством аутического спектра, который вот-вот станет пациентом психоневрологического центра [7].

Документальный фильм-«живопись» Виктора Косаковского «Акварель». В нём главным героем, вокруг которого выстраиваются все сюжетные линии, выступила вода — в форме льда на озере Байкал, в виде водопадов в жарких странах и ручьёв в высокогорных хребтах.

Большую роль в развитие отечественной документалистики привносит Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной, в Центре Документального кино в Москве регулярно устраивают кинопоказы.

Современные режиссёры снимают фильмы на самые разные темы: от социальных проблем до личных историй, от критики власти до художественного эксперимента. 

Российское документальное кино часто сталкивается с финансовыми трудностями, так как государственная поддержка в этой сфере ограничена. Некоммерческие организации и частные инвесторы играют важную роль в финансировании документальных проектов, однако их вовлеченность в процесс не значителен.

В тоже время, сложное геополитическое положение России в последнее десятилетие, дало импульс развитию монтажной и аналитической документалистике по международным отношениями, событиям в Украине и других горячих точках мира. Подвергнута критическому анализу политика США и Запада в целом. После начала СВО начался активный этап развития военной и военно-журналистской документалистики. Появляются работы военкоров Российкого телевидения, которые жертвуя собой снимали документальные кадры в осажденном Донецке. Рассказывали людям о зверствах Правого сектора, показывали наших новых героев – добровольцев, воюющих против нацизма. 

Санкционное давление, тяжелые условия, в которых работаю российские документалисты, влияют на качество и оперативность работы.

Тем не менее, российское документальное кино продолжает развиваться и находить новые формы самовыражения. Оно остается важной частью культурного наследия России и площадкой для открытого диалога о важных социальных и политических вопросах.

Источники и литература

1.Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. - М., «Аграф», 2007. - 488 с.

2.Гращенкова И. Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 1910-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: «Щербин» - 304 с.

3.Владимирцева И. Н., Сандлер А. М. История советского кино. 1917–1967. Том 1. «1917–1931». - 2048 с.

4.Белодубровская М. Не по плану. Кинематография при Сталине. - М. : Новое литературное обозрение, 2020. - 338 с.

5.Зоркая Н. М. История отечественного кино. XX век. - М.: Белый город, 2014. - 512 с.

6.Каукина Р. Н. Становление кинематографа в дореволюционной России // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - №1 (17). - С. 125–128.

7.Майоров Н. А. 120 лет кинематографа в России 1816–2016 // Мир техники кино. - 2016. -Т. 10. - №1. - С. 32 - 40.

8.Юренев Р. Краткая история мирового кино. - М. : Просвещение, 1983. - 287 с.

9.Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени : [Перевод] / Герман Герлингхауз ; [послесл. Е. С. Громова]. - Москва : Радуга, 1986. - 358 с.

10.Эффект скрытого изображения : Факт и авт. в неигровом кино / Лев Рошаль; Науч.-исслед. ин-т киноискусства М-ва культуры Рос. Федерации. - Москва : Материк, 2001. - 204 с.

11.Концепция реальности в экранном документе / Г. С. Прожико ; Всерос. гос. ин-т кинематографии им. С. А. Герасимова. - Москва : Всерос. гос. ин-т кинематографии, 2004. - 453 с.

12.Дробашенко С.В. История советского документального кино: Учеб.-метод. пособие / С. В. Дробашенко. - Москва : Изд-во МГУ, 1980. - 90 с.