Найти в Дзене
Михаил Быстрицкий

Когда ты пересекал железный занавес в 1960-е

Наоми Коллингз, приехавшая в Москву с группой студентов по обмену в 1965 году, рассказывала о своих первых впечатлениях от знакомства с новым миром: "Перейдя через «железный занавес», мы попали в другой мир. Между 4:00 и 5:00 утра в наше купе ворвались пограничники в форме, светя нам в глаза яркими фонариками, чтобы нас разбудить. Их винтовки были направлены на наши глазные яблоки. Они выкрикивали команды, которые, как мы догадывались, означали, что они хотят посмотреть наши паспорта, валютные декларации, опись вещей и другие документы и удостоверения. У одного из охранников на шее был мобильный офис, полностью укомплектованный стол, торчащий из его внушительного живота: штемпельные подушечки, штампы, ручки и документы. Другие должностные лица стали искать везде: под койками, под вагоном; они тыкали и кололи. Иногда забирали личные вещи. Они не чувствовали себя обязанными объясняться. В советском пограничном городе Брест поезд остановился. Нас, как я написала родителям, «вывели из поез

Наоми Коллингз, приехавшая в Москву с группой студентов по обмену в 1965 году, рассказывала о своих первых впечатлениях от знакомства с новым миром:

"Перейдя через «железный занавес», мы попали в другой мир. Между 4:00 и 5:00 утра в наше купе ворвались пограничники в форме, светя нам в глаза яркими фонариками, чтобы нас разбудить. Их винтовки были направлены на наши глазные яблоки. Они выкрикивали команды, которые, как мы догадывались, означали, что они хотят посмотреть наши паспорта, валютные декларации, опись вещей и другие документы и удостоверения. У одного из охранников на шее был мобильный офис, полностью укомплектованный стол, торчащий из его внушительного живота: штемпельные подушечки, штампы, ручки и документы. Другие должностные лица стали искать везде: под койками, под вагоном; они тыкали и кололи. Иногда забирали личные вещи. Они не чувствовали себя обязанными объясняться.

В советском пограничном городе Брест поезд остановился. Нас, как я написала родителям, «вывели из поезда, согнали вместе и перегоняли с места на место, чтобы заполнить документы, пристроить чемоданы и попытаться как-то получить билет на поезд от границы до Москвы, но ничего не выходило». Необъяснимым образом нас заперли в маленьком однокомнатном станционном доме по причинам, которые мы так и не узнали. Был ли это карантин, искали контрабанду или просто издевались над иностранцами? С помощью проводника (заплатив небольшое вознаграждение: это и было проблемой?) и после долгих криков мы приобрели билеты и снова сели в поезд. Я чувствовала себя беспокойной и расстроенной".