Во время ведения боевых действий зачастую возникает ситуация, когда на поле боя двух армий присутствует водная преграда в виде рек, озер, водоемов, каналов и др., которая затрудняет маневрирование войск и даже если в районе сражения нет водных преград, то в случае наступления одной из сторон в определенный момент времени такая преграда с высокой долей вероятности может появиться.
Наличие водной преграды, как правило, играет на пользу обороняющейся стороне и во вред наступающей. Ввиду своих защитных свойств построение войск за водной преградой может быть значительно менее плотным или вовсе отсутствовать в зависимости от диспозиции и прочих условий. Можно вспомнить большое количество исторических примеров, когда водная преграда ключевым образом влияла не только на исход сражений, но даже и целых кампаний. Среди таких примеров можно вспомнить: битву на Калке, стояние на Угре, сражение на реке Березина, форсирование Днепра и многие другие.
Возможность преодолевать водные преграды дает атакующей стороне преимущество как в маневрировании войсками, так и возможности нанесения удара в слабо защищенную часть боевого построения противника. Преодолевать водную преграду можно разными способами, например: с помощью мостовых переправ, (стационарных или наведенных), по дну (вброд), с помощью плавсредств и летательных аппаратов.
Способ преодоления водной преграды с помощью воздушного транспорта является прерогативой воздушно-десантных войск и данная тема является слишком объемной, чтобы рассматривать ее в данном контексте. Что касается преодоления водных преград с помощью стационарных мостовых переправ и преодоления водной преграды вброд, то при подготовке обороны, противником, как правило, уничтожаются все мостовые переправы, а в случае наличия брода, ему уделяется повышенное внимание и защита. Методом исключения мы приходим к тому, что основными способами форсирования водной преграды остаются наведенные понтонные переправы и переправа войск с помощью плавсредств. И первый и второй способ являются достаточно трудоемкими, и их сложно спрятать от «глаз» противника, таким образом теряется внезапность нанесения удара, а форсирование водной преграды, на подготовленные позиции сопряжено с большим количеством потерь.
Учитывая все вышесказанное, можно констатировать, что вариантов преодоления водной преграды не так много и наличие возможности форсирования войсками водной преграды сходу, без специальной подготовки, дает существенное преимущество атакующей стороне в плане тактической гибкости для нанесения удара в слабо защищенную часть боевого построения противника, поддержания темпа наступления, а также проведения диверсионной деятельности в тылу врага.
Конец части первой, спасибо за внимание!