Найти в Дзене
Назад в будущее

Первая ночь Генриха VIII с Анной Клевской

В тот вечер свечи в королевской спальне горели особенно тускло. Грузный силуэт Генриха VIII, самого грозного монарха Англии, отбрасывал причудливые тени на стены. За дверью в соседней комнате его ждала новая жена - неуклюжая немецкая принцесса, от одного вида которой короля бросало в дрожь. Никто и подумать не мог, что эта ночь не только изменит судьбу двух людей, но и перевернет привычный ход английской истории... А всё началось с картины. Блестящий придворный художник Ганс Гольбейн, отправленный в далёкий Дюссельдорф, создал настоящий шедевр лести. Под его кистью неуклюжая немецкая принцесса превратилась в утончённую красавицу с точёными чертами лица и изящной фигурой.  Король буквально влюбился в портрет. Ещё бы! После череды неудачных сватовств, когда одна принцесса за другой отвергали его предложения (а некоторые даже язвительно шутили, что вышли бы за него, будь у них две головы), этот образ казался просто божественным подарком. Томас Кромвель, первый министр короля, потирал руки
Оглавление

В тот вечер свечи в королевской спальне горели особенно тускло. Грузный силуэт Генриха VIII, самого грозного монарха Англии, отбрасывал причудливые тени на стены. За дверью в соседней комнате его ждала новая жена - неуклюжая немецкая принцесса, от одного вида которой короля бросало в дрожь. Никто и подумать не мог, что эта ночь не только изменит судьбу двух людей, но и перевернет привычный ход английской истории...

Кадр из фильма "Тюдоры" (2007-2010) Джосс Стоун в роли Анны Клевской и Джонатан Рис Мейерс в роли Генриха VIII Английского.
Кадр из фильма "Тюдоры" (2007-2010) Джосс Стоун в роли Анны Клевской и Джонатан Рис Мейерс в роли Генриха VIII Английского.

Роковой портрет 

А всё началось с картины. Блестящий придворный художник Ганс Гольбейн, отправленный в далёкий Дюссельдорф, создал настоящий шедевр лести. Под его кистью неуклюжая немецкая принцесса превратилась в утончённую красавицу с точёными чертами лица и изящной фигурой. 

Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн

Король буквально влюбился в портрет. Ещё бы! После череды неудачных сватовств, когда одна принцесса за другой отвергали его предложения (а некоторые даже язвительно шутили, что вышли бы за него, будь у них две головы), этот образ казался просто божественным подарком.

Томас Кромвель, первый министр короля, потирал руки от удовольствия. Его план по союзу с протестантской Германией обретал реальные очертания. Вот только он и подумать не мог, что этот брачный договор станет для него роковым, а сам он вскоре отправится на плаху.

Роковое знакомство 

Зимний вечер в Рочестере выдался промозглым. Генрих, сгорая от нетерпения увидеть будущую жену, решил устроить сюрприз. Романтик! Переодевшись в простую одежду, он ворвался в покои невесты, готовый "взлелеять любовь в своём сердце".

Тот самый портрет Анны кисти Гольбейна
Тот самый портрет Анны кисти Гольбейна

О, этот момент! Вместо утончённой красавицы с портрета король увидел высокую, крупную женщину с грубоватыми чертами лица. Да ещё и без знания английского! Анна же, не узнав в незнакомце короля, с ужасом отшатнулась от странного толстяка, бесцеремонно полезшего с объятиями.

Генрих вылетел из покоев в бешенстве. Его крики сотрясали стены замка: "Фламандская кобыла! Где Кромвель?! Я нащупал у неё обвислые груди!" Придворные в ужасе жались по углам, а король метался по залам, проклиная всё на свете.

Ночь молчания 

Королевская спальня никогда не знала такой гнетущей тишины. С одной стороны кровати – разъярённый король, утопивший своё разочарование в нескольких кубках вина. С другой – оцепеневшая от страха Анна в наглухо застёгнутой ночной рубашке, мысленно перебирающая в голове судьбы предыдущих жён.

Генрих, этот грузный мужчина с гноящейся язвой на ноге, пытался заставить себя выполнить супружеский долг. Тщетно. Всё в новой жене вызывало у него отвращение – от тяжёлого немецкого акцента до неуклюжих попыток угодить.

А потом случилось неожиданное. В тягостном молчании Анна робко предложила сыграть в карты. "В сотню", – бросила она единственное знакомое английское слово. И что-то дрогнуло в сердце короля. Возможно, впервые за вечер он увидел в этой женщине не просто "фламандскую кобылу", а живого человека.

Наутро весь двор гудел от сплетен. "От неё дурно пахнет!" – громогласно заявлял король. Но за этими словами скрывалось нечто большее...

Игра судьбы 

Казалось бы, всё шло к трагической развязке. Юристы уже строчили документы о разводе, придворные перешёптывались о новой фаворитке короля – юной Кэтрин Говард, а Томас Кромвель готовился к худшему.

Но Анна преподнесла всем сюрприз. Без истерик и драм она... согласилась на развод. Более того, с королевским достоинством приняла все условия. В награду за покладистость Генрих расщедрился как никогда: роскошный замок Хивер (вот ирония – бывший дом казнённой Анны Болейн), титул "любимой сестры короля" и щедрое содержание в 4000 фунтов в год.

И началась удивительная история. Та, кого называли "фламандской кобылой", превратилась в самую влиятельную женщину английского двора. Карточные партии с бывшим мужем, дружба с его детьми, почёт и уважение придворных. 

А когда Генрих казнил свою пятую жену – ту самую Кэтрин Говард – именно Анна утешала безутешного короля. Кто бы мог подумать, что неудавшаяся брачная ночь станет началом самой удачной "семейной" истории Генриха VIII.

Спасибо, что прочитали статью до конца, ставьте лайк и подпишитесь на канал. Это очень поможет для развития канала. А я в свою очередь буду радовать (а может удивлять) Вас интересными фактами из истории королевского двора.