Найти в Дзене
KSH

Публичное выступление: стоит ли волноваться?

Мы говорим о музыкальном исполнении и скажу сразу: у меня нет знакомых людей (и детей и взрослых), которые не волновались бы во время выступления, и да – это нормально. Кто-то из-за волнения вообще отказывается от выступлений, а кто-то говорит: дайте мне микрофон, я хочу петь в микрофон! Выступление на публике — это всегда событие, вне зависимости от причины мероприятия, иногда чуть менее, иногда чуть более значимое. Взрослым музыкантам, особенно опытным, гораздо легче себя контролировать, с детьми иначе. Что будем делать? 1. Произведение должно быть безупречно выучено, особенно технически сложное (тут у каждого свой уровень трудностей), а лучше еще и как бы «настояться». Музыка – искусство, организованное во времени, у исполнителя нет возможности остановиться, подумать, вспомнить, исправить и т.д., поэтому даже юный исполнитель должен знать, что он будет делать в каждую секунду времени и быть готовым при возникновении ошибки продолжить с любого места. 2. Преодоление волнения приходит

Мы говорим о музыкальном исполнении и скажу сразу: у меня нет знакомых людей (и детей и взрослых), которые не волновались бы во время выступления, и да – это нормально. Кто-то из-за волнения вообще отказывается от выступлений, а кто-то говорит: дайте мне микрофон, я хочу петь в микрофон! Выступление на публике — это всегда событие, вне зависимости от причины мероприятия, иногда чуть менее, иногда чуть более значимое. Взрослым музыкантам, особенно опытным, гораздо легче себя контролировать, с детьми иначе.

Что будем делать?

1. Произведение должно быть безупречно выучено, особенно технически сложное (тут у каждого свой уровень трудностей), а лучше еще и как бы «настояться». Музыка – искусство, организованное во времени, у исполнителя нет возможности остановиться, подумать, вспомнить, исправить и т.д., поэтому даже юный исполнитель должен знать, что он будет делать в каждую секунду времени и быть готовым при возникновении ошибки продолжить с любого места.

2. Преодоление волнения приходит с опытом. У музыкантов есть выражение «обыграть произведение/программу», это значит сыграть/спеть его на публике несколько раз: например, дома для близких, для друзей, в гостях, на каких-то небольших мероприятиях и даже просто на камеру.

3. Думайте о музыке. Во время исполнения нужно сосредоточиться на музыкальном произведении – его характере, главной музыкальной идее и способах выражения музыкально-художественного образа. Мы не можем думать о нескольких вещах одновременно, поэтому, как только мы начинаем думать о чем-то отвлекающем (что-то мало/много людей в зале, а где родители, что-то есть /пить/ в туалет хочется, на какую оценку я сыграю и т.д., см. п.3), музыка говорит нам «до свидания».

4. Перед выступлением необходимо закрыть вопросы физиологических потребностей, мешающие хорошему самочувствию. Особенно это касается юных исполнителей: невыспавшемуся или голодному ребенку будет не до высоких материй. Если выступление вечером, лучше исключить в этот день какие-либо эмоциональные потрясения: например, поход в кино, к друзьям/родственникам, утомляющие поездки и т.д.

5. Зал и инструмент должен быть исполнителю знаком, поэтому обязательно репетируем там, где будет выступление, изучаем интерьер, привыкаем к обстановке, пробуем под себя концертную банкетку, слушаем акустику и т.д.

Это основное. Есть, конечно, еще масса нюансов и у каждого музыканта имеются свои какие-то секретики и фишечки на эту тему, ищите, пробуйте своё и все получится.