Найти в Дзене
Xronika Zlobycha

Мотопутешествие по Архангельской области: заброшенные деревни, разбитый мост и город Онега.

Первый день путешествия, были не самыми запоминающимися. Это был технический перегон из Москвы и до города Липин Бор (там была первая остановка на ночевку), поэтому 700+ км. до первой стоянке из Москвы не принесли ничего интересного, кроме асфальтовой дороги и заправок. На второй день предстояло проехать около 200 км., большая часть которых проходила по грунтовой дороги вдоль озера Лача до города Каргополь, что мы неспешна и сделали, эпизодически останавливаясь, чтобы насладиться цветочками и видами на воду, стряхнуть пыль с экипировки и отмахиваясь от слепней, поговорить с местными о жизни, при этом не забыв набрать воды из колодца. Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->> И вот нас встречает город Каргополь, расположенный на берегу реки Онега, с населением около 10 000 человек. Основная часть домов деревянная, но есть и многоквартирные дома из бетона и кирпича. Большое количество храмов, благоустроенная набережная, хреновые дороги и деревянные
Оглавление

Начало

Первый день путешествия, были не самыми запоминающимися. Это был технический перегон из Москвы и до города Липин Бор (там была первая остановка на ночевку), поэтому 700+ км. до первой стоянке из Москвы не принесли ничего интересного, кроме асфальтовой дороги и заправок.

На второй день предстояло проехать около 200 км., большая часть которых проходила по грунтовой дороги вдоль озера Лача до города Каргополь, что мы неспешна и сделали, эпизодически останавливаясь, чтобы насладиться цветочками и видами на воду, стряхнуть пыль с экипировки и отмахиваясь от слепней, поговорить с местными о жизни, при этом не забыв набрать воды из колодца.

Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->>

город Каргополь

И вот нас встречает город Каргополь, расположенный на берегу реки Онега, с населением около 10 000 человек. Основная часть домов деревянная, но есть и многоквартирные дома из бетона и кирпича.

-3

Большое количество храмов, благоустроенная набережная, хреновые дороги и деревянные настилы вместо тротуаров. Раньше в городе был свой ликеро-водочный завод с видом на реку Онега, который сейчас стоит заброшенным. Еще вокруг города в советские годы, было много лагерей, но точных данных найти не получилось, а местные не хотят разговаривать на эту тему.

Обойдя город за пару часов, встал вопрос с ужином и здесь нас постигло фиаско ... из трех кафе в городе, два были на спецобслуживание (школьники отмечали последний звонок), а одно просто закрыто.

Присмотрев лавочку и столик возле гостиницы "Каргаполочка" в который мы остановились, мы зашли в ближайший магазин, купили необходимый реквизит для переговорного процесса с владельцами этой лаунж зоны, и направились на дипломатические переговоры.

Уже примерно через час, мы знали все новости и события из жизни города, с нами здоровались все проходящие, некоторые даже присоединялись к импровизированному банкету. Вечер прошел позитивно, под милые разговоры, правда мы нарушили рабочий процесс по ремонту гаража нашими новыми знакомыми, но они не обиделись на это, а мы отправились в гостиницу даже не подозревая какие лютые приключения ждали нас на следующий день.

Выехав рано утро из гостиницы в сторону города Плесецк, мы решили, что пора заканчивать езду по асфальту и надо съезжать на второстепенные дороги, предварительно залив полные баки в мотоциклы на единственной в округе заправке "Роснефть".

Урочище Красная ляга и деревня Кучепальда

Первая наша остановка в этот день - Урочище Красная ляга, заброшенная церковь в виде свечи и такая же деревня.

Проехав несколько километров по прекрасной грунтовой дороги, мы увидели одиноко стоящую деревянную церковь в виде свечи, окна были у неё заколочены, а на дверях висел большой и ржавый замок. Несколько лет назад, группа энтузиастов пыталась восстановить ее, но так и не закончила этот процесс.

-6

Сделав пару фоток, едем дальше через поля к деревни Кучепальда, в нескольких километрах от церкви. И конечно, она имеет свою легенду.

Вся деревня была построена вокруг озера, но однажды утром вода в озере исчезла, местные начали говорить, что на деревню наложено проклятье, и начали покидать деревню.

Окончательно деревня стала необитаемой в 90-е годы с развалом соседнего колхоза, оставшись без работы, люди бросили дома и перебрались в большие города. Из десятка домов, живым оказался толко один, его по всей видимости используют охотники, внутри все было аккуратно сложено, имелся запас спичек, свечей, соли и минимальный набор консервов. Поняв, что здесь больше нет ничего интересного, мы двинулись к городу Плесецк.

По дороге к городу Плесецк нам постоянно попадались заброшенные и живые деревянные церкви, если честно я даже не запоминал их названия.

Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->>

Уже после обеда, мы решили срезать немого дорогу и … выехали на лесовозную просеку.

-9

10 км мы пробивались по лесу, постоянно вылетавшие обрезки досок били то по шлему, то по рукам, то по ногам, пару раз мотоциклы падали, мы их поднимали и ехали дальше, и тут нас снова ждал сюрприз, выехав из леса мы попали в канавы от колёс лесовозов и снова падения, поднимаем и едем дальше … увидев деревню и людей мы выдохнули.

Парни вы как проехали на мотоциклах эту просеку через лес? Мы там по весне два УАЗика утопили - примерно такой диалог у нас состоялся с местным жителем, которому мы попались на глаза

Проехав все тропы и поля, повозившись и полежав на боку вместе с мотоциклом в лесах и полях, мы выехали к Измайловской церкви с одной стороны, и Ряжевому мосту 18 века постройки, соединяющий два берега через реку Кена … только вот мост оказался не совсем ровным, а под наклоном.

Мы не рискнули его переезжать сидя сверху на мотоциклах, потому что теоретическая возможность улететь с высоты 5-6 метров в реку, была не очень радостной, а другой переправы вблизи не было. Пришлось их перекатывать в ручную по одному на другой берег.

Кенозерский заповедник

Справившись с очередной задачей, мы рванули в сторону посёлка Вершинино, чтобы посмотреть на КЕНОЗЕРСКИЙ заповедник.

48 километров по пыльной гравийной дороге, со встречающимися кучами песка, на которых мотоциклы бросало из стороны в сторону, и вот мы на берегу КЕНОЗЕРО.

Въехав в поселок Вершинино мы как будто оказались в другом измерении, магазины, кафе, гостиницы, песочный пляж и наконец-то можно купить воды и искупаться, потому что жара +30 стоявшая весь день вымотала очень сильно.

-13

Выдохнув и собрав оставшиеся силы, двинулись в сторону города Плесецк, до которого было 198 км, из которых половина это опять гравий, песок и пыль от проезжающих машин.

-14

Найдя понтонную переправу, проезд по которой стоит 120 рублей, мы наконец-то выехали на асфальт. Правда здесь начались снова проблемы, ещё днём я где-то пробил задний баллон и поставил жгут, весь день он держал отлично, но на асфальте баллон начал спускать, ставлю второй и через 1 км снова пропускает, 3-4-5 одно и тоже, проезжая 1-2 км. датчик давления начинает истошно пищать. И только 6-м последним жгутом получилось сделать колесо, потеряв из-за этих остановок около полутора часов, до гостиницы мы добрались ближе к ночи и просто упали на кровати … мы ещё не знали что завтра нас ждёт квест интересней даже, чем сегодняшний.

города Плесецк, Мирный и Онега

Выехав утром из города Плесецк (сам город производит угнетающее впечатление) в сторону города Онега (нашей финальной точке) мы на несколько часов заехали в город Мирный.

Это закрытый военный город и для его посещения мы оформляли пропуска, там нас встретили преставители Администрации, провели небольшую экскурсию в которой рассказали о городе, о ракетах запускаемых с космодрома и истории создания этого места. Вообщем после унылого и полуразрушенного города Плесецк, город Мирный поразил своей чистотой и ухоженностью.

-15

Через несколько часов мы пересекли КПП и поехали на берег Белого Моря в город Онега.

Дорога до города Онега (фото автора)
Дорога до города Онега (фото автора)

Свернув через несколько десятков километров с трассы мы попали на 230-ти километровый участок гравийно-песочной дороге. Пыль и жара +30 преследовали нас все 5 часов пока мы по ней ехали, приходилось несколько раз останавливаться и нырять в озёра и оттуда же пить, которые встречались по пути, чтобы не сойти с ума от жары и пыли. Закончавшаяся вода и встречные пыльные лесовозы даже не беру в расчет.

-17

Посередине дороге, у нас была одна остановка в деревне Пияла, прямо на реки Онега. На высоком берегу в селе стоят деревянная церковь и колокольня, с которой открывается великолепный вид на округу.

-18

Колокольня, была реконструирована, потому что, местные жители дозвонились на прямую линию с Президентом и рассказали об этом месте. Сразу после звонка, случилось чудо, чиновники которые несколько лет обмахивались на просьбы местных жителей ссылаясь на нехватку средств, моментально нашли возможность и все сделали.

Колокольня, была реконструирована, потому что местные жители дозвонились на прямую линию с Президентом и рассказали об этом месте. Сразу случилось чудо, чиновники которые несколько лет обмахивались на просьбы местных жителей ссылаясь на нехватку средств, моментально нашли возможность и все сделали.

Остров Кий

Парни вставайте … подъем, надо успеть до отлива подойти к острову - примерно такой текст нам говорил Андрей, расталкивая нас в 7 часов утра. Продрав глаза, умылись и выдвинулись на пристань к катеру, чтобы дойти до Кий острова.

Небольшой остров связанный с именем патриарха Никона, самого неоднозначного церковного реформатора.

-20

В центре острова стоит Кийский монастырь, до наших дней в рабочем состоянии остался только Крестовоздвиженский Собор, в советские годы в нем располагался клуб, на острове сохранился фрагмент деревянной защитной стены.

-21

Сейчас на этом прекрасном острове размещаемся дом отдыха Кийский, открытый в 1924 году, и мало чем изменившийся с тех времён, но сюда люди приезжают не за комфортом, а за прекрасной природой, морем, песчаными пляжами. На острове растёт около 300 видов растений, великолепные вековые ели, десяток видов мха, черника, грибы.

Не забывай листать фото, в одной галерее попадается несколько изображений -->>

Добраться до острова можно только в определённое время - во время прилива, нам пришлось встать в 7 утра, чтобы на катере успеть зайти на остров, дальше начинается отлив и потом примерно до 5-6 вечера ждали прилива, чтобы вернуться на большую землю.

К сожалению, остальные постройки монастыря стоят заброшеными и разрушающимися, более того, как говорят местные, уже были попытки частников начать строительство «места отдыха для богатых»,но пока все эти попытки были отбиты. Кстати остров, ещё и место притяжения поисковиков кладов, по легенде монахи, во время нападения англичан попрятали свои сокровища не на острове и в песке, а в затонувшему у острова корабли, который унес на дно большое количество товаров и драгоценностей.

Нагулявшись, накупавшись и належавшись на пляже, мы дождались прилива и загрузившись а катер - отправились на большую землю.

Хотелось бы еще раз поехать в Архангельскую область? Однозначный ответ - да. Отсутствие дорог, дыры в асфальте, неразвитая инфраструктура, НО красивая природа, очень приятные в общении местные жители, которые любят свой регион и дорожат тем, что имеют. Ведь практически всегда мы едем в новый регион, не к растяпам и жиполизам чиновникам (в каждом они практически одинаковые), а к людям, чтобы насладится общением, узнать что-то новое, посмотреть исторические места, получить максимальный кайф от поездки! #путешествиепороссии

Подписывайтесь на мой Telegram - будете всегда в курсе новых публикаций и интересных историй.

Последние публикации которые возможно вы не видели:

Остров "Смерти" МУДЬЮГ - первый концлагерь на острове в Архангельской области.
XZ | Xronika Zlobycha3 октября 2024