Найти в Дзене

Студия «Театра Света». Предпосылки, создание, возможности.

Часть I
Считается, что идею одновременного исполнения музыкального произведения и световой партии, то есть одновременного воздействия на органы слуха и зрения публики, предложил в самом начале двадцатого века русский композитор Александр Николаевич Скрябин. Он написал поэму «Прометей», в которой была добавлена партия «luche» или партия света. А для практического осуществления этой идеи инженер А Э Мозер придумал световой аппарат, в котором с помощью электрических ламп можно было создавать свет разного цвета. Этой идее уже больше 100 лет.
Идее «Театра Света» и ее практической реализации больше 25 лет.
Для осуществления этой идеи в 1998 году, мною был построен макет театральной сцены с достаточно большим количеством источников света, который и стал нашим творческим инструментом. За время существования «Театра Света» было разработано несколько ключевых видов постановок – светомузыкальный концерт, тематическая постановка, композиция из светомузыкальных и литерату

Часть I
Считается, что идею одновременного исполнения музыкального произведения и световой партии, то есть одновременного воздействия на органы слуха и зрения публики, предложил в самом начале двадцатого века русский композитор Александр Николаевич Скрябин. Он написал поэму «Прометей», в которой была добавлена партия «luche» или партия света. А для практического осуществления этой идеи инженер А Э Мозер придумал световой аппарат, в котором с помощью электрических ламп можно было создавать свет разного цвета. Этой идее уже больше 100 лет.
Идее «Театра Света» и ее практической реализации больше 25 лет.
Для осуществления этой идеи в 1998 году, мною был построен макет театральной сцены с достаточно большим количеством источников света, который и стал нашим творческим инструментом. За время существования «Театра Света» было разработано несколько ключевых видов постановок – светомузыкальный концерт, тематическая постановка, композиция из светомузыкальных и литературных номеров.
За неимением других доступных средств творческого выражения, кроме как показать что-то зрителю на макете, и невозможностью перенести это в большой формат, например какой-то сцены или театрального зала, мы изредка выступали с макетом в случайном зале и больше занимались творчеством, чем маркетингом идеи «Театра Света».
Впрочем, информация о светомузыкальных спектаклях и нашей творческой деятельности так или иначе распространялась. Появились
публикации в разных изданиях, сайт. Хорошую службу по популяризации информации о нас служат материалы различных конференций, в которых мы принимали участие.
Переломным моментом в определении вектора развития идеи «Театра Света» и способов ее приложения для меня стал 2018 год, когда в рамках одной из
конференций, посвященных синтезу искусств и в частности - музыки и света, организованных Российским Институтом Истории Искусств (РИИИ), я познакомился с работами С.М.Зорина и вообще историей работ энтузиастов светомузыки Советского периода.

С М Зорин
С М Зорин

То что я видел собственными глазами было красиво, необычно, но ничтожно мало. Из двухчасового выступления Сергея Михайловича только минут 10 было занято показом работы его «Оптического театра». Все остальное ушло на лекционную часть, в которой докладчик рассказывал о своей достаточно интересной и продолжительной жизни. Сам показ работы «Оптического театра» был выполнен на нескольких слайд-проекторах советского образца, с дополнительной системой управления, которые кроме как рухлядью я бы не назвал, но которые представляли для изобретателя (я имею ввиду С.М.Зорина) ценность мобильного комплекта «Оптического театра».

Один из аппаратов СКБ "Прометей"
Один из аппаратов СКБ "Прометей"

История аппаратов Г.Гидеони, СКБ «Прометей», созданных ими для осуществления показа идей синтеза света и музыки, а это - предшественники Сергея Михайловича, так же весьма поучительна - в основном они пребывают либо в состоянии хранения, либо утрачены за невостребованностью и их существование могут подтвердить сохранившиеся рисунки, эскизы и фотографии. Аппарат Г.Гидеони в наше время существует в виде виртуальной 3-D модели, благодаря исследовательской и организаторской работе куратора РИИИ О.В.Колгановой, посветившей большое время изучению этого вопроса. Различные макеты и действующие модели СКБ «Прометей» периодически появляются на выставках при участии фонда «Прометей», оставшегося после смерти отцов-основателей СКБ и призванного популяризировать их, ставшую историей, деятельность. И пять же, все это представляет чисто исторический интерес.
Дело в том, что большинство идей, казавшихся необычными или перспективными в 20 веке при реализации, скажем, цветомузыкальной установки на базе цветного телевизора (СКБ «Прометей»), в 21 веке приобрели совершенно привычные очертания в виде развлекательной программы, рисующей на экране монитора компьютера затейливые узоры при одновременно воспроизведении музыки.

Так выглядит макет Театра Света
Так выглядит макет Театра Света

Все это привело меня к грустной мысли, что и перспектива коробки, напоминающей театральную сцену, набитую светодиодами, микромоторами, управляющуюся пультами с кучей кнопок и тумблеров и имеющую в моих глазах ценность макета «Театра Света» ожидает вместе с старением ее автора весьма плачевная учесть. А самое главное, что вместе с макетом так же умрет и прекрасная идея «Светомузыкального театра», синестетического перфоманса будущего, о которой мечтали, С.Н.Скрябин, Г.Гидеони, Группа ученых СКБ «Прометей», С.М.Зорин и многие известные писатели-фантасты прошлого века.
Нужно заметить, что в каждый период, в котором творили эти энтузиасты, они использовали технические средства, доступные для того времени. Оставленные ими потомкам приборы пережили своих изобретателей только потому, что были сделаны из наиболее доступных средств и материалов, а их назначение и конструкция были понятны широкой публике.
Следовательно, для преодоления создавшегося кризиса идеи, нужно придумать, как перенести наработанные художественные идеи и приемы в Театре Света на технические средства 21 века, доступные широким массам и легко повторяемые при наличии некоторых средств и общедоступных знаний