Эта история случилась в одном провинциальном городке и, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к недвижимости, но….
В нашей стране недвижимость неразрывно связана с умением управлять финансовыми потоками и стремлением к большему. Но иногда бывает так, что базовые настройки человека не предполагают ни первого, ни второго.
Илья был единственным ребенком в семье.
Своего отца он никогда не знал, жил с мамой, бабушкой и дедушкой в одной просторной трешке. Маму Илюша обожал и почти боготворил.
Стоило Илюше немного подрасти, как нежная мама полностью заменила предполагаемого мужа собственным сыном – забрать тяжелые сумки, починить что-то (благо дедушка всему научил), встретить вечером, чтобы мама не шла одна по темной улице. Подруги Ларисе Александровне только завидовали
- Ну надо же, какой заботливый сын!
Но мальчик рос, вот уже заканчивалось обучение в вузе, и бабушка, удивив всех, достала «чулок».
В нем было накоплено достаточно, чтобы Илье купить квартиру. Не полностью, хвостик пришлось добирать ипотекой, но это мелочи, ведь теперь у парня есть квартира, своя собственная.
Правда, куплена она была в соседнем доме с мамой. На мамино же имя, хотя деньги были подарены именно Илье, но это ничего, думал он, какая разница?!
Есть квартира, окончен ВУЗ, есть работа – самое время заняться личной жизнью, но…
Тут несчастье посетило их семью – один за одним из жизни уходят и бабушка, и дедушка. Удар сильный и для Ильи, и для Ларисы Александровны.
Конечно Илья не мог оставить маму одну в такой момент.
Лариса Александровна отличалась деятельным характером, и, немного оклемавшись от удара, решила сохранить то немногое, что связывало ее с ушедшими родителями. Этим связующим звеном выступила дача, старенькая дача, которую с любовью много лет строил дедушка.
И Илюша, видя тягу матери к этому месту, предложил дачу облагородить и сделать максимально комфортной.
Теперь все свободное время Ильи проходило в дачном кооперативе – хотели сделать только косметику, но быстро выяснилось, что крыша совсем старенькая. Разобрали крышу – конструктив дома не функциональный, хорошо бы перестроить. Залить полы. Сделать полноценное отопление. Теплый санузел тоже бы неплохо.
Сам участок тоже можно модернизировать – автоматический полив наладить, поставить новые теплицы, поменять забор, сделать отсыпку…
Может за пару лет парень бы и справился, но мама – перфекционистка – всегда находила, что можно переделать из того, что уже куплено и использовано.
Очень быстро от личных доходов Ильи почти половина стала уходить на дачу, на закуп материалов и современного инструмента, дедушкиной пилой много не настроишь...
- Было бы неплохо поменять работу, здесь платят мало, - рассуждал Илья.
На работе его ценили, рукастый, честный, ответственный парень не мог остаться незамеченным, но смена работы – это другой график, тогда он не будет успевать на дачу.
- Сейчас-то 2 в день, 2 в ночь, 4 выходных – красота. – А деньги – это не главное! - успокаивал себя Илья, да и не хотелось ему новой ответственности на руководящей должности (а именно такие позиции ему предлагали регулярно).
- А еще бы неплохо познакомиться с кем-то, мне все таки уже за 30, - как-то сказал Илья за вечерним чаем с мамой на свежей дачной кухне, в которой он только что закончил устанавливать финальную бытовую технику.
Дача за эти годы стала просто на загляденье – все автоматизированное, новое, чистое. Это была его гордость, его детище.
Мама Илью, конечно же, поддержала.
Через пару лет парень чудом познакомился с девушкой (сайты знакомств редко, но все-таки работают). Закрутился роман, паре было легко вместе, они совпадали в темпераменте, юморе и музыкальных предпочтениях – в начале романа это залог успеха!
Вы думаете здесь будет хэппи энд?! К сожалению нет.
Пара протянула чуть больше года и разбилась о быт, вернее об его отсутствие.
При попытке съехаться возникли проблемы - в квартире Ильи жить вдвоем не вышло – все свободное время он проводил у матери и на даче, а девушке не было смысла ждать его там бесконечными вечерами - у нее есть и своя жилплощадь, и работа, и привычный уклад жизнь. Лариса Леонидовна же нуждалась в помощи сына буквально ежедневно: забрать сковородку из службы доставки в соседнем доме, встретить представителя электросетей для снятия показаний, проконтролировать замерщика натяжных потолков (как только закончился дачный сезон, ей срочно понадобился ремонт в квартире).
Молодые попробовали пожить в квартире девушки. Но ее квартира находилась в другом районе, и все, что изменилось – у Ильи прибавилось затраченного на проезд до матери и обратно времени с утра и вечером. Приезжать он стал еще позже, зачастую, уже после того, как девушка, не дождавшись, ложилась спать.
Конечно, пара пыталась найти компромисс.
Топ-3 идей, которые ребята обсуждали:
- Продать обе квартиры и купить комфортную общую. Не вышло, квартира Ильи де юре принадлежит маме, она не позволит
- Снизить количество времени, уделяемого маме. Не вышло, вплоть до сердечных приступов и панических атак.
- Поменять работу, чтобы большее количество дел по ремонту и строительству делегировать профессионалам. Не вышло. Большие деньги, по мнению этой чудесной семьи, заработать можно только нечестным путем, лучше маленькая денежка, да честная. Со всеми нормами соблюдения work-life balance.
Девушка продержалась год с небольшим. Ушла. Ушла после того, как задала вопрос
- А если мы поженимся и родится ребенок, как ты видишь нашу жизнь? – и получила ответ
- Научимся жить на те деньги, которые остаются от строительства дачи. Ребенок – это не так уж и дорого. В конце концов, ты из дома можешь работать, с младенцем на руках.
Когда я познакомилась с этой историей, мне стало жалко всех.
Из видимых мне будущих сценариев жизни Ильи, самый вероятный, по-моему, такой:
- Он не женится и детей у него не появится (к моменту написания этого рассказа ему почти 40 лет и он до сих пор ни с кем не встречается).
- Доход в относительном объеме к потребительской корзине останется таким же
- Ближе к своим 45 годам он переедет к матери в ее родительскую трешку. Свою однушку будет сдавать. Суммарно, им будет хватать: мамина пенсия + его зарплата + аренда от квартиры.
- Когда-нибудь похоронит маму (пусть она живет долго и будет здорова). И под закат своей жизни останется совсем один.
Да простят меня все, но условная Лариса Александровна всю жизнь прожила в квартире собственных родителей. Квартиру ее сыну также проспонсировала бережливая бабушка. Сама Лариса Александровна так и не заработала в своей жизни ничего существенного, работая на стабильной рядовой работе, не стремясь ни к карьере, ни к доходу. И сына приучила к этому же.
Мое мнение, всего этого можно избежать, только если искоренить в постсоветских семьях внутреннее отторжение денег и даже страх значительных доходов. А еще, не давать ребенку старт в виде квартиры, если параллельно не дали стремление к росту.