"Не успеваю, не успеваю..." — думала Анна, нервно поглядывая на часы в метро. Опаздывать на презентацию она не могла себе позволить — не в её положении менеджера по работе с клиентами. Вагон снова затормозил между станциями. За окном мелькали однообразные тоннельные огни, а в голове крутились цифры из квартального отчёта.
На платформе пришлось продираться через толпу хмурых офисных работников. Потом бежать по переходу, считая минуты. В итоге — влететь в офис за две минуты до начала встречи, пытаясь отдышаться и одновременно привести себя в порядок.
— Опять на грани? — с понимающей улыбкой спросила Вика, её коллега, протягивая спасительную расчёску. — Слушай, может тебе пора уже машину купить? В твоей должности как-то несолидно на метро.
— Эх, если бы... — вздохнула Анна, быстро поправляя макияж перед зеркалом в опенспейсе. — Ипотека съедает больше половины зарплаты, какая уж тут машина.
Вечером того же дня судьба будто решила подслушать этот разговор и подкинуть неожиданный сюрприз. На семейном ужине, где собрались все родственники отметить восьмидесятилетие бабушки, был дядя Витя. Успешный владелец сети автосервисов с неизменным прищуром хитрых глаз, который внимательно прислушивался к разговору племянницы с тётей Ларисой.
Небольшая квартира бабушки едва вмещала всю семью. Праздничный стол ломился от угощений, воздух был наполнен ароматами домашней выпечки и негромким гулом разговоров.
— Представляешь, тёть Лар, — делилась Анна, накладывая салат. — Сегодня снова чуть не опоздала на важную встречу. Клиент ждал, а я застряла в метро. Честное слово, скоро придётся выходить на два часа раньше.
Дядя Витя, до этого момента молча поглощавший бабушкины котлетки, отложил вилку и многозначительно кашлянул:
— Анют, а что ты скажешь, если я решу твою проблему?
— Никаких "но"! — он махнул рукой с видом щедрого мецената. — Завтра же можешь ехать на ней на работу. Машина всё равно стоит без дела, а тебе пригодится.
— Витя дело говорит, — поддержала тётя Лариса, довольно кивая. — Ане действительно нужна машина.
Той ночью Анна не могла уснуть. Она ворочалась в постели, представляя, как завтра сядет за руль собственной — пусть и подаренной — машины. Сердце колотилось от предвкушения, а в голове уже строились планы первых поездок.
Утром она примчалась к дяде раньше назначенного времени. Toyota Corolla цвета "серебристый металлик" стояла во дворе, поблёскивая в утреннем солнце. Анна обошла машину кругом, любуясь плавными линиями кузова. Внутри пахло кожаным салоном и какими-то дорогими духами — видимо, от предыдущего ароматизатора.
— Нравится? — дядя Витя с улыбкой протянул ей ключи.
— Я... я даже не знаю, как вас благодарить! — Анна порывисто обняла дядю, чувствуя, как на глаза наворачиваются слёзы радости.
Первые дни она буквально летала. Каждое прикосновение к рулю вызывало трепет. Кожаные сиденья, автоматическая коробка передач, климат-контроль — всё казалось верхом совершенства. Она протирала машину после каждой поездки, даже если та была идеально чистой. Купила красивые чехлы, положила на заднее сиденье плед в тон салона, повесила на зеркало любимый брелок.
По вечерам она могла просто сидеть в машине во дворе, включив любимую музыку, и наслаждаться чувством, что эта маленькая крепость теперь принадлежит ей. В такие моменты она посылала дяде восторженные сообщения с благодарностями и фотографиями машины в разных ракурсах.
На работу теперь можно было выезжать позже, не думая о забитом метро. В багажник легко помещались все папки с документами, а в бардачке всегда лежала пара шоколадок — на случай, если встреча с клиентом затянется. Анна чувствовала себя настоящей бизнес-леди, паркуя Toyota у входа в бизнес-центр.
Первые недели она носилась с подарком, как с сокровищем. Даже устроила на выходных фотосессию с обновкой. Казалось, жизнь наконец-то наладилась...
На работе поначалу все завидовали её новой машине. Особенно Вика:
— Ну ты даёшь! Теперь можешь хоть к клиентам на встречи на своём транспорте, хоть документы развозить. Повезло тебе с дядей!
Анна только улыбалась. Тогда она ещё не знала, во что выльется эта "удача".
Первый звонок раздался в разгар рабочего дня. Анна как раз готовила презентацию для крупного клиента.
— Анечка, солнышко! — голос дяди звучал преувеличенно бодро. — Слушай, тут такое дело... Мне нужно на встречу с партнёрами. Сам за рулём не могу — спина прихватила. Водителя отпустил, он просил выходной еще за неделю. Ты же на машине? Заскочишь за мной?
Отказать было неловко. Пришлось перенести две встречи и извиняться перед коллегами.
— Анна Сергеевна, — недовольно покачала головой начальница, — мы не можем вот так срывать встречи с клиентами. Это непрофессионально.
— Простите, это больше не повторится, — пообещала Анна, чувствуя, как горят щёки.
Но это повторилось. Уже через три дня дядя позвонил снова:
— Племяшка, выручай! В налоговую нужно, документы подать срочно. Ты же разбираешься в этих бумажках? Водитель на больничный ушёл.
А потом ещё и ещё. То в аэропорт встретить его партнёра, то на склад съездить проверить поставку, то просто подвезти, потому что "машина в сервисе".
— Ань, а что ты хотела? — усмехалась Вика, глядя на измученную подругу. — Бесплатный сыр только в мышеловке.
Анна уже начала опаздывать на работу — дядины просьбы часто поступали рано утром. Несколько важных клиентов ушли к конкурентам. Начальство намекало на премию, которая "уплывает из рук".
— Ты что, не можешь отказать? — спрашивала Вика.
— Не могу, — вздыхала Анна. — Он же мне машину подарил...
— Подарил? — фыркала подруга. — По-моему, он тебя своим бесплатным водителем сделал.
Последней каплей стал звонок во время решающей презентации. Анна как раз демонстрировала проект потенциальному клиенту, когда телефон разразился трелью.
— Аня! Срочно нужна твоя помощь! — голос дяди был требовательным. — Через час встреча с инвесторами, а я застрял...
Спустя полгода Анна ехала по Садовому кольцу в своей маленькой Kia Rio. На заднем сиденье лежала папка с договорами, которые нужно было подписать у клиента. Да, платежи по автокредиту были существенными, но каждая поездка приносила ей настоящее удовольствие. Потому что это была её машина. Её выбор. Её свобода.
На парковке бизнес-центра она иногда встречала дядину Toyota. Теперь он сам возил на ней каких-то незнакомых людей — видимо, новых "благодарных" родственников. Анна только качала головой: некоторые уроки нужно выучить самостоятельно.
В офисе теперь частенько спрашивали совета по выбору первого автомобиля. А на вопрос "Не жалеешь, что отказалась от подарка?" она всегда отвечала одинаково:
— Знаете, иногда отказ от подарка — это самый большой подарок, который мы можем сделать себе сами.
И в этих словах была не только гордость за принятое решение, но и мудрость, которую она получила вместе с горьким опытом. Опытом, научившим её главному: настоящая свобода не имеет цены, а самые важные подарки мы делаем себе сами.
На её рабочем столе теперь стояла маленькая фотография: она у руля своей новой машины, счастливая и свободная. А на заднем стекле красовалась наклейка: "Самый дорогой подарок — это возможность выбирать самой".