Традиционный отчет о прочитанном/прослушанном за прошлый год.
1. П. Крусанов «Голуби» - 2/5.
Что-то последние работы Крусанова — «Яснослышащий» и «Голуби» — меня вообще не впечатлили. «Яснолышащий» еще хотя бы как-то в духе мистического реализма, который я так люблю у Крусанова. А вот «Голубей» мучила почти 3 месяца: у меня очень мало времени на почитать текст, а если он еще и ужасно скучный, так и вообще браться не хочется (помнится, Логинова или Глуховского читала запоем в любую свободную минуту, как в молодости!).
В начало вставлены слово в слово два рассказа из сборника «Царь головы», причем один такой противный, что, помня о чем он, я долго оттягивала дальнейшее чтение.
Остальное повествование – про охоту – как фильм без монтажа, как описание в реальном времени того, как идут, как сидят, как ждут, как не попали, как поехали домой – и так несколько раз! Паустовский отдыхает!
В середине забрезжила надежда на какой-то событийный сюжет – но нет... И все намеки на мистику так и остались намеками...
И даже не буду думать, что «это я что-то не поняла, что хотел сказать автор». Просто раздосадована и надо срочно «зачитать» это чем-то крутым, да хоть тем же «Укусом ангела», «Ночью внутри» или вот вышел новый том М. Семеновой из цикла «Братья».
2. А. Иванов «Бронепароходы» - 5/5.
Этот роман, как и «Тени Тевтонов» Иванов писал сразу под аудиоформат, поэтому я правильно сделала, что слушала его. Чтец Сергей Бурунов просто восхитительный: смог создать разные харАктерные голоса для множества персонажей романа, что безусловно придало тексту «выпуклости», живости, реальности.
Сам по себе роман про гражданскую войну, т.ч., конечно, там много жестокости и сражений, но не в таких кровавых деталях, как в «Сердце Пармы», скорее, похоже на какой-нибудь «Тихий Дон», т.ч. слушать было не так страшно:) Грустно, конечно, потому что повествование подчинялось логике жизни, где редко случаются «чудесные спасения». Но это тоже нравится, когда конец хоть и немного предсказуем, но хотя бы не очень волшебен (хотя, как по мне, слишком уж много символизма под конец насыпали:).
Как всегда у Иванова (во всяком случае, в том, что я читала), очень детальные описания техники, как она работает, а также топографии. Ну и сюжет захватывает. Рекомендую.
3-4. М. Семенова «Завтрашний царь» (цикл «Братья»), два тома - 4/5.
Несмотря на мою безусловную любовь к творчеству Семеновой, здесь показалось все слишком затянутым и разветвленным на толпу каких-то неважных сюжетных линий, без которых легко можно было бы обойтись. Или мне так показалось, потому что за два года, которые прошли с прошлой книги, я уже забыла все детали и почти всех второстепенных персонажей:) Но все равно подзатянуто.
И обидно, что опять не конец: говорили про 5 книг, поэтому ко второму тому «ЗЦ» я ждала развязки, но в середине стало понятно, что не успеют. Так что ждать надо еще минимум одну книгу.
В остальном же сюжет и язык – все, как я люблю у Семеновой.
5. Р. Йонассон «Мгла» (аудио) - 4/5.
Книгу выбрала чисто по названию:) Это оказался исландский детектив про убийство русской девушки-мигрантки, которое расследует детективка-пенсионерка. О том, что убийца – садовник, я догадалась уже только в самом конце:)
Ну и что взять со скандинавов – у них что я ни читала (какое-то количество читала), что ни смотрела - все тлен и безысходность. Кроме, пожалуй, Бакмана, и тот слезу вышибает на раз:)
6. Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» (аудио) - 5/5
Вот это прям добрый, приятный роман-эпопея про торжество жизни и местами даже справедливости! Надо попробовать пожарить зеленые помидоры – в конце книги дан рецепт. Некоторые другие блюда из романа пробовать не рекомендую:)
7. М. Елизаров «Библиотекарь» (аудио) - 5/5
А вот это вообще недобрый и неприятный роман. Но захватывающий, как минимум оригинальный, с почти детективным сюжетом.
Как говорили у нас на филфаке: словом можно задеть, а словарем можно убить. Вот примерно об этом и роман:)
Ничего не знала о нем до того, как начала слушать, и думала, что будет скукотища. Ан-нет, динамично - кровь-кишки с самых первых страниц. Красота:)) Давно прошли те времена, когда я считала средневековье романтичным временем, а тут оно пришло в современный мир – и стало как-то совсем не айс:)
Потом сразу посмотрела сериал. Он довольно сильно отличается от книги в деталях, более «интрижный», добавлено несколько резких поворотов сюжета. Смотрится хорошо. Но, имхо, развитие характера главного героя, видимо, вырезали при монтаже (помните, как в «Человеке с бульвара Капуцинов» в конце девица просила Миронова сделать «монтаж», чтоб пропустить 9 месяцев беременности и сразу получить ребенка? Вот примерно так же и тут.), как и объяснения причин поступков некоторых других персонажей. Понимаю, этими «мелочами» затягивать сериал не стоит. В любом случае, мне в целом понравился. Актеров наших современных хоть увидела каких-то (не смотрела почти никакое кино уже несколько лет).
8. «Он увидел солнце» – аудио сериал о жизни и творчестве Егора Летова.
Творчество Летова прошло мимо меня (помимо всем известных трех песен я ничего и не слышала), потому что я сразу начала с другого жанра и продолжаю в нем. Но было интересно восполнить пробел в знаниях об этом, безусловно, мощном культурном феномене.
Автор – сам фанат ГРОБ – постарался объективно представить факты жизни и творчества Летова сотоварищи. Заинтересовал. Захотелось прочитать тексты (слушать я, пожалуй, это не осилю), теперь уже понимая хотя бы в общих чертах, о чем они. И да, как это часто бывает, множество «скрытых смыслов» фанаты придумали себе сами.
9-12. М. Семенова «Волкодав» (4 тома) - 5/5
Лето у меня было насыщенное на эмоции и разные другие напряжения, поэтому хотелось отдыха для души – почитать что-то известное и любимое. На такой случай у меня на выбор несколько вариантов: «Волкодав», «Валькирия» (той же Семеновой), «Укус ангела» и «Ночь внутри» Крусанова. Но последние два не про стабильное эмоциональное состояние, т.ч. решила перечитать «Волкодава», тем более, что давно уже не читала и практически ничего из последних двух томов не помнила, кроме финала.
13-15. Лю Цысинь «Задача трех тел», «Темный лес», «Вечная жизнь смерти» (аудио) - 5/5
Пора вернуться и к серьезной литературе. Наткнулась где-то на название «Задача трех тел», а потом и на аудиокнигу. Научную фантастику я читала мало («Солярис», «Пикник на обочине», «И грянул гром...» – больше и не припомню).
Первая и вторая книги цикла очень понравились. Третья тоже, но там уже под конец пошли фантазии на грани сериала Lost. Тем не менее, всему циклу ставлю 5 из 5. А так весь цикл напоминал мне постоянно фильм «Черная дыра»:)
На фоне космоса и вечности автор исследует вполне себе повседневные вопросы человечества: роль личности в истории, ответственность индивида и коллектива, принципы, ценности, культуру, технологии... Есть над чем подумать.
16. К. Фоллет «Столпы земли» (аудио) - 3/5
Классический эпический приключенческий, можно сказать, роман про средневековую Англию с войнами, замками, несчастными крестьянами, насилием и прочим. Давно я не читала такой литературы, со времен «Айвенго», наверно:) Но тут не для детей, конечно – никакой романтики и не менее 16+.
Думала бросить в начале, но втянулась и дослушала до конца все три части. Удовольствия много не получила, правда. Эстетически совсем уже не близко + еще и идеи никакой.
17. Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах» - 5/5.
Мне понравился «документалистический» стиль автора «Задачи трех тел»: минимум описаний и всяких внутренних диалогов, а все повествование – будто хроника событий.
В повести про муравьев и динозавров тоже можно увидеть много слоев и контекстов: от явного противостояния США и СССР, до более абстрактных проблем в духе дилеммы заключенного.
Также в сборнике оказалось еще несколько рассказов. Я вообще рассказы не люблю, мне они кажутся какими-то слишком короткими, как семечки. Но некоторые мне вполне запомнились (в от прошлогоднего П. Селукова до сих пор иногда подташнивает:().
18. И. Курилла "Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США" (аудио)
Это документальное историко-философское исследование. Любопытно. Автор постарался быть непредвзятым и, насколько возможно, объективным. В целом, отвечает моему представлению о вещах.
19. А. Иванов «Вегетация» (аудио) - 4/5.
Это уже четвертый роман Иванова (если не считать самого первого, который я прочитала сто лет назад - «Общага на крови»), который я читаю за последнее время и второй за этот год. Что-то это да значит:)
Как он сам говорил в каком-то интервью, он с «Теней Тевтонов» пишет романы под аудиоформат. И с тех же «Тевтонов» книги – готовый сценарий. То есть можно просто брать и экранизировать, ничего не меняя. В том же «Сердце Пармы» многое в фильме изменили и убрали, а в «Тевтонах», «Бронепароходах» и «Вегетации» ничего лишнего. Кому-то это, может, не понравится, а мне интересные его произведения. Тем более, что все четыре – совершенно разные по теме, месту, времени, стилистике.
«Вегетация» - постапокалипсис и киберпанк. Жестоко, грязно, с киношным концом (тут на любителя). Супер глубокой идеи не заметила, но мне все равно понравилось. Захватывающий экшн. В котором при этом даже эволюция характеров как-то успевает происходить (хоть и неестественно быстро, видимо, под воздействием ускоренной вегетации, про которую и роман), нет вот этого «монтажа» – был плохой, вдруг стал хороший. Такой «Сталкер» на максималках. Минус один балл только из-за обилия мата, хотя он там в тему, отражает «антропологию» персонажей.
20. Д. Адамс «Автостопом по галактике» (аудио) - 4/5
Должна же я все-таки в свои 42 узнать вопрос на ответ «42»:) В целом легкая любопытная веселая книжка с хорошим юмором. Но продолжение как-то не захотелось слушать (пока). Может, в 43:)