Найти в Дзене
Международная панорама

Заметки американиста. Распад МАГА не остановить

Разногласия по поводу виз H-1B — это только начало

Ещё до его возвращения в Овальный кабинет коалиция, которая позволила Трампу победить на выборах, распадается. Пока рано говорить о том, насколько серьёзен раскол, вызванный скандалом с визой H-1B. Но что действительно шокирует, так это то, насколько быстро и резко начались серьёзные внутренние конфликты внутри MAGA. Даже самый циничный наблюдатель, вероятно, был бы склонен дать Трампу время до промежуточных выборов 2026 года, прежде чем президентский медовый месяц закончится; теперь же кажется, что у него проблемы ещё до начала президентского срока.

В основе этого растущего разрыва лежат две фигуры, которых совсем недавно многие правые из MAGA-движения превозносили как гениальных реформаторов: Вивек Рамасами и Илон Маск. Хотя Трамп всегда демонстрировал сверхъестественную способность выходить из спорных ситуаций практически невредимым, этого нельзя сказать о Вивеке и Илоне. И хотя ни один из них на самом деле не начинал этот спор, оба решили вмешаться в него и стать главными представителями сторонников H-1B в Кремниевой долине, тем самым подтвердив опасения правых MAGA, что Трамп собирается «продать» иммиграцию.

Сказать, что это серьёзный конфликт, — значит ничего не сказать. По правде говоря, использование — и злоупотребление — визами H-1B так же ненавистно избирателям-республиканцам, как и молчаливое согласие Америки на нелегальную иммиграцию как способ снизить зарплаты рабочих. Маск и Рамасвами с удовольствием потчуют историями о том, что визы H-1B необходимы для привлечения «лучших и умнейших» в Америку, чтобы она могла конкурировать с Китаем. Но ни один из них не признает публично самую важную и привлекательную для американских работодателей особенность программы H-1B.

Дело в том, что ключевая особенность визы H-1B заключается не в том, что она даёт американским работодателям и таким компаниям, как Tesla и SpaceX, возможность привлекать лучших специалистов со всего мира. На самом деле, эту функцию уже выполняет виза O-1, которая специально создана для этого. Виза O-1 даёт возможность людям с «выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса или спорта» работать в Соединённых Штатах. В отличие от визы H-1B, виза O-1 не является лотерейной и не имеет ограничений по количеству выдаваемых виз.

Но виза O-1 предназначена для отдельных лиц; по ней можно привезти в страну лауреатов Нобелевской премии и компьютерных гениев, и чтобы получить её, вы (или ваш работодатель) должны продемонстрировать, что обладаете какими-то выдающимися способностями. Виза H-1B, напротив, даёт доступ к гораздо большему числу обычных работников. И эти работники, как только они прибывают в Соединённые Штаты, практически не имеют права голоса при обсуждении условий труда со своим работодателем, потому что их виза напрямую связана с их работой. Американского программиста, которого попросили поработать сверхурочно без оплаты, нельзя депортировать из страны за то, что он сказал «нет». Программиста, приехавшего по визе H-1B, можно депортировать, так как он менее требователен к условиям труда.

Это секрет Полишинеля. Еще в 2015 году было хорошо известно, как программа H-1B использовалась для замены американских рабочих на контрактных иностранцев. Возьмем только один пример: однажды утром технические работники, нанятые Disney, пришли на работу и обнаружили, что их всех собираются уволить. Их последней задачей было обучить своих преемников, которых любезно привезла программа H-1B. Вот вам и риторика «лучших и самых ярких». Когда Вернер фон Браун или Альберт Эйнштейн приезжали в Америку, они делали это, потому что были тренерами, а не стажерами.

По мере того, как споры вокруг H-1B усиливались, многие гранды Кремниевой долины — такие как мегадонор и миллиардер Дэвид Сакс — пытались разрядить их, апеллируя к идее более грандиозного общего интереса. Конечно, может быть, Кремниевая долина и MAGA Main Street на самом деле не могут договориться о визах H-1B, но это не имеет никакого отношения к проблеме нелегальной иммиграции. Но эта постановка вопроса — ловкость рук, потому что оба вида работников по сути одинаковы: функционально наемные слуги с очень ограниченными экономическими и политическими правами. И именно конечный продукт здесь — разрушение американского уровня жизни за счет растущего использования наемного иностранного труда — на самом деле надоел людям, а не законность или незаконность этого процесса.

Настоящий вопрос здесь не в том, «нужен ли Америке Эйнштейн?». Фактическое основное противоречие, которое сейчас разрывает на части слияние Мэйн-стрит, популистов среднего класса с одной стороны, и миллиардеров-генеральных директоров с другой, созданное Дональдом Трампом, можно более кратко сформулировать так: «нужен ли Америке кабальный труд?». Кабальная рабочая сила уже существует для работы в синих воротничках, поэтому Республиканская партия никогда не проявляла особого интереса к принятию жестких мер в отношении крупных институциональных работодателей нелегальных иммигрантов. Теперь пришло время, чтобы и белые воротнички подверглись подобной конкуренции.

Трагедия в том, что фракция сторонников H-1B, возможно, права, по крайней мере, с их собственной точки зрения. Если «Америка» действительно хочет «конкурировать с Китаем и Россией» и если она действительно хочет «победить Китай», визы H-1B, вероятно, необходимы. С этой точки зрения, расширение всех видов легальных или нелегальных каналов трудового арбитража практически неизбежно, а ухудшение основополагающих американских стандартов жизни не просто неизбежно, оно фактически необходимо. Необходимо, потому что то, что здесь подразумевается под «Америкой», не является страной для или самим американским народом. «Америка», которая может «победить Китай» только посредством крупномасштабного импорта рабочей силы, — это не Америка-народ, а Америка-империя.

А Америка сегодня действительно является империей. Если сложить все иностранные военные базы Китая, России, Индии и Ирана вместе, то общая сумма едва достигает двух десятков. У Америки, напротив, их от 700 до 800. Но она явно борется за сохранение этих баз: её корабли ржавеют, её военный набор рушится, её промышленная база гниет, а её финансы выходят из-под контроля. Это фактически означает, что в естественном жизненном цикле империй Америка сейчас прочно находится в фазе упадка. Это не должно вызывать споров, особенно потому, что количество людей, которые будут протестовать против такой характеристики — по крайней мере, неофициально — внутри самого Вашингтона, очень заметно сокращается.

Таким образом, Америка оказывается в той же ситуации, что и практически любая другая империя в упадке, где становится все более необходимым пожирать то самое население, которое было ее первоначальными создателями. Возьмите Римскую империю, которая в начале держалась на римской военной доблести и закончилась полуварварскими генералами, командующими в основном варварскими солдатами, сражающимися за сохранение «Рима». Стилихон, последний эффективный полководец Рима, был казнен в 408 году. К 410 году Аларих I и его вестготы разграбили Рим. Конечно, всего за несколько лет до этого Стилихон и Аларих были товарищами по оружию в римской армии.

Причины, по которым римляне нуждались в Аларихе, были примерно такими же, как те, которые вы найдете в Америке в наши дни. Рим переживал кризис набора; у римлян больше не было надлежащей трудовой этики; Риму нужно было привлекать лучших и самых ярких (или, по крайней мере, самых сильных и самых выносливых), если он хотел конкурировать в мире. Римский народ был истощен; чтобы поддерживать «их» империю, настоящий римский народ медленно заменялся по частям, пока он, по сути, не прекратил свое существование.

Точно так же Османская империя рухнула во многом потому, что турки чувствовали, что их обескровливают, чтобы защитить больной и дряхлый порядок, который заменит их всех в мгновение ока, если это будет необходимо, чтобы государство просуществовало ещё немного. До того, как его убили в 1914 году, эрцгерцог Франц Фердинанд, предполагаемый наследник того, что когда-то называлось просто Австрийской империей, планировал спасти её, превратив в обширную федерацию, в которой австрийцы были бы просто незначительной группой среди многих. Поговорите с русским националистом сегодня, и вам не нужно будет долго его уговаривать, чтобы узнать, что их самая распространенная причина негодования по отношению к Советскому Союзу заключалась в том, что он — по крайней мере, по их мнению — ставил простых русских в последнюю очередь, чтобы поддержать глобальный имперский проект. Неважно, как далеко мы отмотаем время назад, история всегда одна и та же. Теперь пришло время для американцев.

Одним из самых агрессивных проповедников этого послания — о том, что американцам пора проснуться и понюхать кофе — был Вивек Рамасвами. В какой-то момент его считали послушным помощником более широкого движения MAGA; теперь он, возможно, стал его самым ненавистным bête noire. В очень длинном посте на X Рамасвами сказал, что пришло время американскому народу перестать смотреть повторы «Друзей», тусоваться в торговом центре и отправлять своих девушек на вечеринки с ночевкой. Нет, таких легкомысленных занятий уже недостаточно в сегодняшнем конкурентном мире: если Америка хочет «победить Китай», американскому народу придется стать более азиатским, работать гораздо дольше и подвергать своих детей учебным режимам, похожим на те, что существуют в Японии или Южной Корее. Тот факт, что в этих культурах падает рождаемость и они фактически вымирают из-за стресса и переутомления, не вызвал особого внимания Рамасвами; по-видимому, как только это произойдет в Америке, разницу можно будет просто компенсировать еще большей иммиграцией.

«Теперь Рамасвами, возможно, стал самым ненавистным объектом внимания MAGA».

Даже если этот спор по поводу визы H-1B утихнет, это не решит основной конфликт внутри коалиции MAGA. Ведь их лозунг «Сделаем Америку снова великой» представляет собой существенное противоречие: речь идет как минимум о двух «Америках». Если, с одной стороны, вы имеете в виду американский народ, то замена этих рабочих индейцами или отправка военных вертолетов США на Ближний Восток вместо того, чтобы направить их в Северную Каролину для ликвидации последствий стихийных бедствий, является анафемой. Если, с другой стороны, вас волнует выживание американской империи, то требования «старых» американцев действительно кажутся все более мелочными: эти люди даже больше не записываются в армию, и при этом у них хватает наглости жаловаться на идею привлечения иностранцев в качестве легионеров вместо них?

Конечно, «Сделаем Америку снова великой» — отличный политический лозунг. Но это также то, о чем Дональд Трамп и многие люди могут пожалеть, потому что он долгое время скрывал то, что сейчас вырывается наружу. Всегда было две Америки, две концепции будущего, скрытые за этими словами. Сегодня каждая из сторон в этой борьбе все больше обнаруживает, что концепция «Америки» другой стороны не просто оскорбительна, она совершенно несовместима с их собственной. Это тоже очень старая человеческая история. К таким базовым, определяющим разногласиям относительно цели или природы государственного устройства следует относиться очень серьезно: в конце концов, именно из-за них на самом деле происходят гражданские войны.