Найти в Дзене
Коротко о фильмах.

Чем нас пугают индонезийцы: обзор фильма "Заклятье: слуги Сатаны"

Постер к фильму "Заклятье: слуги Сатаны" (2017г.)
Постер к фильму "Заклятье: слуги Сатаны" (2017г.)

На просторах сети мне попалось короткое видео, где какой-то человек с видом знатока называл "топ 5 неизвестных но очень мега страшных фильмов ужасов". Выглядит этот список так: 5 - "Февраль"; 4 - "Ключ от преисподней"; 3 - "Голоса"; 2 - "Хрупкость"; 1 - "Заклятье: слуги Сатаны".

"Февраль" я смотрела, и он меня жутко утомил, поэтому я решила, что в хвосте и середине списка указана какая-то ерунда, через которую нужно перепрыгнуть сразу к первому месту. Кроме того, я любитель фильмов ужасов со стажем, и мне нужна сразу тяжёлая артиллерия.

Название фильма "Заклятье: слуги Сатаны" в оригинале никакого "Заклятья" не содержит. Просто "Слуги Сатаны", ну или "Рабы Сатаны". Но наши локализаторы решили, что так эффектнее, и пополнили вселенную "Заклятья" ещё одним подкидышем:

-2

Фильм индонезийский, но атмосфера и картинка в нем западные, и это даёт понять, какие наполеоновские амбиции были у его создателей. И эти амбиции оправдались - фильм вышел на экраны в 42 странах, стал самой кассовой индонезийской картиной 2017 года, собрал в прокате 16,2 млн долларов при бюджете в 150 тысяч (если Вас смешит эта цифра, то знайте, что в национальной индонезийской валюте она выглядит более внушительно - 2 миллиарда рупий).

Так о чем же фильм и действительно ли он такой страшный? Давайте разбираться.

Краткий пересказ и куча спойлеров

Действия происходят в 80-х годах. Фильм начинается с того, что дочь некогда популярной певицы просит гонорар за песни и пластинки своей матери, потому что деньги нужны на лекарства - мать тяжело болеет уже три года. Но в выплатах ей отказывают, заявив, что пластинки не продаются, а за песни радиостанции ничего не платят, потому что интерес к этой певице иссяк, и вообще, она уже постарела. Ага, за три года прям состарилась так, что хоть за субстанцией в подвал иди.

Девушку звать Рини.

Не получив хоть каких-нибудь денег, Рини возвращается к семье. Живут они в селе, до которого нужно ехать, идти, плыть, ползти...Одним словом - путь домой не лёгкий. Рини 22 года, и живёт она с отцом, бабушкой, братом Тони (16 лет), братом Бонди (10 лет), глухим братом Яном (6 лет), и с мамой, которая не встаёт с постели, а только звонит в колокольчик. Живут они все в доме бабушки, которая передвигается на коляске.

Старшие дети ухаживают за мамой, как могут. Тони, например, расчёсывает ей волосы, и это единственная его обязанность. Основной уход на Рини.

Стоит сказать, что мама их не просто лежит. Она болеет в лучших традициях фильмов ужасов. Это значит, что она кричит, шепчет, замирает внезапно с огромными глазами или жуткой улыбкой. По этой причине, когда звонит колокольчик, дети не особо рвутся в комнату к матери, и даже побаиваются ее.

Ночью Рини снится сон, что она приходит к матери на звонок, а та стоит возле окна, но оказывается, что это не она стоит, а кто-то другой, просто похожий на нее. Проснувшись, Рини действительно слышит колокольчик и идёт к матери, и находит ее стоящей возле окна. Но не время радоваться тому, что парализованная женщина встала и пошла, потому что она встала, навела жути и умерла.

Похороны проходят по мусульманским традициям.

На кладбище к Рини подходит сын местного муллы - Хендра, чтобы выразить интерес и завязать бесполезный короткий разговор.

После смерти матери Бонди стал бояться спать в темноте, да ещё и вид из окна комнаты младших детей открывается на кладбище (у меня тоже так было 👍🏻). Отец успокаивает его, говоря, что на кладбище лежат мертвые, а бояться нужно живых.

По традиции фильмов ужасов отец уезжает в город, чтобы заработать денег, иначе их дом отнимут, ведь они его заложили. Связаться с ним не получится - телефон отключен, да и вообще, что случиться-то может.

А случается всякое.

Только отец уезжает, как начинается всякая бесовщина - Тони слышит колокольчик, и включив свет видит, как он падает из воздуха, будто его держала невидимая рука, радио играет песни покойной матери, в детском стереоскопе попадаются страшные картинки, в окна кто-то подсматривает, похожий на мать, но не умеющий пользоваться косметикой:

Кадр из фильма "Заклятье: слуги Сатаны" (2017 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: слуги Сатаны" (2017 г.)

Ночью младшие дети идут по маленькой нужде в подвал, где вырыт колодец с водой, и где домашние умываются, и где, как выяснилось, писают прямо на пол. Вот это меня действительно напугало. Страшно представить, куда они ходят по большой нужде. Из ям рядом только колодец. Пардон. Надеюсь, Вы не едите в этот момент.

По пути из пугающего своей средневековостью туалета они замирают перед портретом матери в коридоре, и собираются накрыть его простыней, но простыня повисает перед портретом, обнаружив фигуру, которая бросается на мальчиков. Мальчики ожидаемо орут.

На следующий день Рини встречает Хендра, который без каких-либо предпосылок начинает рассказывать о том, что он видел злого духа, который выглядит как мать Рини. Видел во время похорон и в их доме, но сказать решил только сейчас, и достаточно прямо. Почему Хендра видит всякое - не знают даже сценаристы.

Тем временем, дома в колодце Бонди находит бабулю. Очередной шок для пацана. У них есть глухой ребенок, кажется, скоро будет ещё и немой.

Бабулю похоронили, и Бонди после случившегося слег с температурой.

Бабуля перед тем, как поскользнуться и упасть в колодец, (это версия следствия, и плевать, что бабуля на коляске, а высота колодца метра полтора) написала письмо кому-то с просьбой спасти ее семью, и старшая дочь решила с помощью сына муллы доставить его адресату в город.

Приехали они к какому-то Джигурде. Вообще, это Будиман - он специалист по всяким культам и сектам. Когда-то, в школьные годы, он с бабушкой Рини дружил, и по этой причине знает все о ней и ее сыне. Самое главное - он в курсе того, что бабуля не любила мать Рини за профессию певицы и то, что она долго не могла забеременеть. Продолжалось это до того момента, как начали рождаться внуки. Но когда женщина заболела три года назад, бабушка начала подозревать, что та вовсе не у бога просила о рождении детей, а у Сатаны. Типичный сюжет из глубинки для передачи "Мужское/Женское".

Будиман вручает Рини журнал со своей статьей и даёт универсальный совет, который хоть ничего не объясняет, но всегда актуален - если Вы будете любить друг друга, то ОНИ не смогут никого забрать.

Тем временем, Бонди под воздействием какой-то темной силы начинает угрожать самому младшему брату - Яну.

Тони в статье Будимана вычитал о том, что в городе есть секта фертильности (???), которая помогает женщинам забеременеть, и за это в жертву должен быть принесён последний ребенок, когда ему исполнится 7 лет. Каждый раз перед тем, как последнему ребенку исполнится 7, их мать вновь рожала, а Яну же 7 через 3 дня, и нового ребенка на подходе нет. Все это Рини называет чушью.

Увидев призрак бабушки Рини приглашает муллу, который рекомендует начать молиться. Тревожный признак.

Рини пытается молиться, и даже кутается в какую-то белую наволочку, но ее начинает кошмарить злой дух. Заканчивается это тем, что они убегают все в дом к мулле.

Тони, начитавшись speed-инфо, говорит, что духа нельзя победить, но можно не подчиняться, и что в секте той женщины беременеют не от своих мужей, а от товарищей по религиозным заблуждениям, поэтому все дети в их семье друг на друга не похожи.

Хендра поехал в город к Джигурде (я забываю, как звать персонажа. Будет Джигурдой), где тот по секрету на ушко сообщил ему содержание своей новой статьи, и передал ее Рини. Но доехать до места Хендра не смог, так как какой-то двуногий олень выпрыгнул ему под колеса мотоцикла, из-за чего он попал в аварию. Но несмотря на это Рини находит свёрнутый лист со статьей, но убирает в карман не читая.

После похорон сына мулла уже не так настроен на помощь проклятому проблемному семейству, и когда на них нападает ветер, он даже не реагирует.

В это время вернулся отец, который не знал о смерти бабушки (его матери). Выслушав про все события, случившиеся в его отсутствие, он решил, что утром они уедут в город.

Рини наезжает на отца за то, что он причастен к смерти матери. Но на этом разговоре не нужно фокусироваться. Он не влияет на сюжет, и вообще не известно, что конкретно имеет ввиду Рини.

Тем временем, Тони отводит младшего Яна в подвал пописать, но злые силы захлопывают дверь, и пока отец выбивает ее, утаскивают мелкого в колодец.

Отец прыгает за ним, и найдя, выбирается с сыном по веревке. В колодце всплывает голова с черными волосами. Самара, ты ли это?

К дому начинают стекаться люди с зонтами, и им нужен Ян.

Вокруг начал происходить какой-то паранормальный хаос - вещи летают, ветер пытается утянуть Яна, но Бонди, вышедший из кататонии, ловит его.

Отец выходит на улицу и угрожает людям с зонтами, прогоняя их. Те синхронно бросают что-то на землю, и уходят.

Утром семья ждёт машину чтобы уехать. Мулла заходит к ним в гости с пожеланиями счастливого пути.

Рини выходит на улицу и находит какие-то красные семена рядом с домом.

Уже поздно, а машины все нет. Мулла не уходит, сидит за столом, как прибитый, и я начинаю смотреть на него с подозрением.

В полночь Яну исполняется 7 лет.

Когда все уже спят, Рини по какому-то наитию просыпается, чтобы прочитать письмо от Джигурды. Это статья с офигенным названием "Великий план Сатаны по распространению своего семени". Джигурда внёс изменения в свою предыдущую статью. Теперь он откуда-то на сто процентов точно знает, что младшего ребенка забирают не для жертвы, а потому что он сын дьявола.

Тем временем в детской комнате Ян начал общаться на каком-то тарабарском языке с подглядывающими в окно фриками.

Дальше все происходит так, будто в чае, который они распивали с муллой, были волшебные грибы.

Мулла просыпается на столе рядом с чайником, и видит своего сына. Бонди находят под кроватью, и спрашивают, где Ян, а мне хочется крикнуть - бросьте этого Яна, нового заведете!

Семья слышит колокольчик, и выглянув за дверь, видят Яна, который идёт в сопровождении полуразложившейся матери.

Выбежав на улицу они находят Яна в окружении покойников, который совсем не смущается появлением новых друзей.

Кадр из фильма "Заклятье: слуги Сатаны" (2017 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: слуги Сатаны" (2017 г.)

Мертвые начинают преследовать живых. И если бы не призрак бабушки, который держал дверь, и не Джигурда, приехавший на авто, неизвестно, как бы все закончилось. Конечно, машина не сразу реагирует на запуск, но как только эксперт по паранормальному заявляет отцу семейства что Ян никогда не был его сыном, заводится. Видимо это тот тип двигателя, который работает на фактах.

Через год нам показывают поредевшую семью, которая живёт в городе. Их подкармливает улыбчивая соседка, которая оказывается членом секты. Она и ее сожитель, тоже сектант, готовятся "собирать новый урожай".

Вывод

Концовка намекает на продолжение, и оно действительно вышло в 2022 году. В оригинале "Слуги (Рабы) Сатаны 2: причастие", в нашем прокате "Заклятье: 13-й этаж".

Ну, что сказать... Такую солянку из популярных фильмов ужасов редко встретишь. Здесь "Заклятье", "Астрал", "Паранормальное явление", "Звонок". И не только по сюжету, но и визуально. Сами посудите:

-5

В этом фильме достаточно много скримеров, но сюжет - рвань. Просто лоскутное одеяло, а не сюжет. Мотивация персонажей, причины их поступков не понятны.

Игра актеров, кстати, неплохая. Приятная глазу картинка. Но это не умаляет сюжетной ущербности и вторичности всех идей.

Если смотреть этот фильм в темноте ради скримеров, то он определенно может произвести какое-то впечатление. Если же Вы хотите подумать вместе с героями, построить теории и догадки, да и просто понаблюдать за логично построенной историей, то этот фильм Вам не подходит.

И в топ самых страшных фильмов его тоже не могу отнести.

Поставлю ему 4,5/10, и успокоюсь.