Найти в Дзене
КультПроводник

Рождество Христово. Как Джотто изобрёл живопись и причём тут осёл.

Готовы? Сегодня мы погружаемся в мир Джотто ди Бондоне — человека, который однажды взял и перевернул представление о том, как должна выглядеть живопись. На дворе был 1305 год, а наш герой создавал свою фреску «Рождество Христово». Да-да, ту самую, где Иисус родился не в пещере, как было принято в византийской традиции, а в сарае. Со скотом. И не просто стоящим где-то фоном, а буквально дышащим и жующим. Начнём с места действия. Энрико Скровеньи, богатый купец с некоторым семейным «грешком» (его отец был ростовщиком), заказал фрески для своей часовни. Видимо, чтобы загладить карму и показать всем своё благочестие. Ну, или просто чтобы было красиво. В любом случае, Джотто отдался работе с душой. Почему эта фреска — революция? Во-первых, фигуры. Знаете, как раньше рисовали людей? Плоско, вытянуто, без намёка на объём. А тут — бац! — трёхмерные персонажи с живыми лицами, драпировки, которые весят и свисают, а не парят в воздухе. Во-вторых, новаторство. Смотрите: Джотто первым осмелился и

Готовы? Сегодня мы погружаемся в мир Джотто ди Бондоне — человека, который однажды взял и перевернул представление о том, как должна выглядеть живопись. На дворе был 1305 год, а наш герой создавал свою фреску «Рождество Христово». Да-да, ту самую, где Иисус родился не в пещере, как было принято в византийской традиции, а в сарае. Со скотом. И не просто стоящим где-то фоном, а буквально дышащим и жующим.

Начнём с места действия. Энрико Скровеньи, богатый купец с некоторым семейным «грешком» (его отец был ростовщиком), заказал фрески для своей часовни. Видимо, чтобы загладить карму и показать всем своё благочестие. Ну, или просто чтобы было красиво. В любом случае, Джотто отдался работе с душой.

Почему эта фреска — революция?

Джотто, Рождество, из Историй Христа, 1303-5, фрагмент. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла Скровеньи. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Джотто, Рождество, из Историй Христа, 1303-5, фрагмент. Фреска, 2 x 1,85 м. Падуя, капелла Скровеньи. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

Во-первых, фигуры. Знаете, как раньше рисовали людей? Плоско, вытянуто, без намёка на объём. А тут — бац! — трёхмерные персонажи с живыми лицами, драпировки, которые весят и свисают, а не парят в воздухе.

Во-вторых, новаторство. Смотрите: Джотто первым осмелился изобразить персонажей спиной к зрителю. Для 14 века это было как добавить спецэффекты в фильм начала 20 века. И не забываем про детали: каждая складка, каждый взгляд — это не просто декор, а часть истории.

-3

Чего тут только нет

В центре сюжета — Дева Мария, лежащая на красном покрывале. Красный цвет здесь символичен: и победа над смертью, и страдания, которые ждут Христа. Её взгляд — беспокойство и предчувствие, ведь она понимает, что ждёт её сына.

А теперь про осла и вола. Эти животные в христианской символике не случайны: вол олицетворяет Новый Завет, а осёл — Ветхий. Вместе они — символ контраста между верующими и теми, кто не видит истины.

Ну и ангелы. Их тут пять, и все явились на светящийся золотой фон. Джотто вообще любил золото. Оно добавляет драматизма и заставляет зрителя почувствовать себя частью великой истории.

Легенда о пастушке и овце

Кстати, есть одна история про Джотто, которую грех не вспомнить. Говорят, его талант заметили благодаря овце. Юный Джотто рисовал её на камне, когда мимо проходил художник Чимабуэ. Увидев, как пастушок мастерски воспроизводит шерсть, он позвал его во Флоренцию. Остальное — история.

-4

Что же осталось за кадром?

Джотто не просто изобразил Рождество, он наполнил его жизнью. Каждый герой, каждый жест — это часть большого нарратива, который делает нас соучастниками происходящего. Сцена «Рождество Христово» у него — не просто картина, а живая человеческая драма.

Так что, если будете в Падуе, загляните в капеллу Скровеньи. Ощущение, будто вы находитесь не перед фреской, а внутри события. И, поверьте, это стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

КультПроводник

Если вы хотите ещё больше историй об искусстве, неожиданных фактов и размышлений с лёгкой иронией — заходите на мой Telegram-канал! Там мы говорим об искусстве так, чтобы было и интересно, и полезно. Подписывайтесь и оставайтесь на волне вдохновения!