Найти в Дзене
Платочек

В Новый Год мы ссоримся с православными друзьями из-за того что праздники попадают на Рождественский Пост.

Оглавление

С 31 декабря по 12 января в России проходят так называемые Рождественские каникулы, когда нормально работать невозможно и самое время гулять, развлекаться и ходит в гости, если нет возможности и желания куда то уехать. Однако, на самые весёлые и интересные дни Рождественских каникул приходится Рождественский Пост и особо фанатичные православные христиане постятся сами и своих детей заставляют строго поститься до вечера 6 января, а потом Рождество и долгое Богослужение и после раннего подъема, долгого стояния на ногах и уже не до развлечения, тем более что начинается церковная детская обязаловка - типа спеть колядки и побыть на праздничной трепезе. И поэтому те, кто соблюдает церковные правила, в том виде как в РПЦ вещают из каждого православного утюга, вычеркнуты напрочь из Новогодне-Рождественских праздников.

Как на практике возникает конфликт из-за Поста.

Расскажем примерную схему конфликта из-за поста. Итак обыкновенные крещенные православные люди не фанатики (такие как мы), собираются пригласить в гости или куда то сходить вместе с человеком, который постится и ходит в церковь "как надо". Только не спрашивайте "Кому надо?" он сам такой термин употребляет.

  • Чем кормить постящегося? Допустим курицу ему нельзя, а вдруг его начнёт тригерить майонез в салате или инградиенты в заливной рыбе?
  • У него службы в храме и ему хронически некогда. Прибежал, похвастался что он не ест и какой набожный и убежал. Только всех людей смутил.
  • Он придет и начнёт грузить всех тем, что ему духовник говорил.
  • его тригерит всё и музыка и петрарды. Ему всё нельзя, вроде бы пришел развлекаться а рожу постную оставил. У нас есть одна знакомая которую в пост тригерит музыка и она переругалась из за этого со всеми с кем только можно. И представьте, что будет если её случайно пригласить в гости, когда по телевизору "Песня года".
  • Что касается детишек, то все дети на ёлку с Дедом Морозом идут, и потом хвастаются фотками, а ребенок верующих родителей с мамой в церкви - ему всё нельзя, всё грех. И страшная история, что если будешь слушать музыку и танцевать то окаменеешь, как девушка из сказки "Зоино стояние". И всё, уже конфликт со сверстниками, психотравма на всю жизнь и повод для буллинга.
-2

Итак Новый Год прошел, и этот постящийся идёт докладывать духовнику о том с кем поссорился из за поста и получит утешение в виде демагонии на тему искушение или упрёк что сам не прав, надо было быть как все. А на вопрос "вы же сами неделю назад говорили про то как важно поститься". будет ответ "А у тебя нет мира в душе, не допускаю тебя до причастия!" Типа не спорь со священником! К слову, духовник не отвечает за последствия следования его советам.

Безновогодние дети.

Как правило, когда церковники говорят на тему что "не надо праздновать Новый Год - у нас есть Рождество" в качестве аргумента приводят своих прихожан в том числе с детьми, вот смотри на них, им не надо Нового Года, они послушны церкви. Вот только нельзя судить по человеку исходя из одного эпизода в его жизни. Почему то в подростковом возрасте православный ребёнок православных родителей проявляет свою волю на тему не хождения в церковь. А иногда демонстративно уходит в атеисты-родноверы-сатанисты, лишь бы дальше от церкви где его воспитывали, а точнее ломали. Более того, некоторые дети, воспитанные в православных традициях, уже повзрослели и рассказывают о том, как тяжело для них было то, что другим можно радоваться и веселиться в Новый Год а им нельзя.

Отформатированный ребенок
Отформатированный ребенок

Например, блогерша Алиса Крыжановская в детстве воспитывалась в печально известном монастыре под руководством игумена Сергия Романова и подробно рассказывает о том непришлядном что было в её православном детстве.

Алиса Крыжановская

Запрета на Новый Год нет, но он есть.

Официально в РПЦ нет запретов на празднование Нового Года даже наоборот, есть различные поучения авторитетных духовников и церковных должностных лиц на тему что не надо гордиться своей религиозностью, не надо ссориться из за с ближними из за религии. Однако "на местах" то есть в приходском храме выясняется что нормальную еду, которая у всех на столе есть нельзя и именно в праздничные дни надо побывать на особо важном Богослужении которое только раз в году.

-4

Официально из каждого церковного утюга вещают что пост молитва и аскетика должна быть по силам, чтобы в радость а не в тягость, а на приходе выясняется что если не пришел к началу Богослужения, или если что то неправильное съел то на Рождественском Богослужении не допустят до евхаристии и таким образом в то немногое время, когда можно нормально питаться придётся поститься чтобы причаститься.

К слову, во времена известной пандемии известного вируса сам патриарх Кирилл Гундяев заявил, что не надо часто ходить в храм и причащаться, можно как Мария Египетская, то есть при крещении и перед смертью. Но пандемия кончилась и опять все заявляют что надо каждое воскресенье утром и в субботу вечером и плюс в праздники топтать церковный пол. Но допустим пандемия прошла и теперь другие времена.

-5

Но тогда почему же средневековье прошло, даже календарь сменился, а церковники по-прежнему из каждого церковного утюга вещают что надо следовать постному уставу из Типикона. Когда там Типикон писался? Точно со времён патриарха Никона у нас в России ни чего не изменилось. Кстати, а если ничего не изменилось тогда зачем каждый год Патриархия печатает книжицу Богослужебные указания на 20ХХ год?

-6

Почему раньше не было конфликта у христианских постов с гражданскими праздниками.

Интересно, что конфликт православия с Новым Годом, равно как и с другими гражданскими праздниками, возник только в пост-советское время, в гражданском обществе государства Российская Федерация в конституции которого прописана Свобода Совести и Свобода Вероисповедания. Начали возрождать духовность и подняли то что морально устарело и вообще неуместно. Например в средневековье рыба и морепродукты были дешевле мяса, а сейчас это деликатесы. А молоко и мясо были только в конкретное время года, а сейчас оно всегда в магазине.

Праздники и посты у первых христиан.

Когда миссионеры распространяли христианство они не пытались заменять или отменять существующую культуру. Они давали новый христианский смысл всему что уже существовало в культуре и религии. Например Масленица, как встреча весны с солярными символами, дополнилась темой круглого блина и заговением перед Великим Постом. А сама система постов и праздников была очень рациональна и удобна для средневекового хозяйства. Таким образом религия сакрализировала существующий быт так же как сакрализировала существующую власть. Чтобы ни у кого не возникло мыслей почему так. Потому что такова Божья Воля, которую транслирует Святая Церковь. Для сильно ограниченного в возможности получения информации крестьянина такое объяснение было достаточно.

-7

Если бы при возрождении христианства после распада СССР был бы использован такой же принцип, тогда бы Рождество было бы перенесено на 01 января и пофиг на все юлианские и Григорианские календари. И потом под существующие гражданские праздники подстроили бы великие церковные праздники. Чисто технически в этом нет ни какой проблемы, всё равно каждый год издаются Богослужебные указания. Причем в этих Богослужебных указаниях, священники, хорошо знающие предмет литургика иногда находят ошибки, но служить надо не по Типикону а по Богослужебным указаниям. Таким образом лично у нас есть только два вариант ответа на вопрос почему церковные праздники не подстроили под календарь по которому живёт гражданское общество - конкретным должностным лицам в церкви принявшим такие решения было лень и пофиг. Лень заниматься богословской работой, и пофиг на народ, и так в храм придут ибо у возрождаемой церкви уже были амбиции относительно монополии на религию.

Дореволюционные Богослужебные книги.

В тот самый момент когда в России начали возрождать церковь была в моде идеология что до революции 1917 года всё было хорошо и высоко-духовно и поэтому надо возвращаться к тому, что было до революции. А до революции был "старый стиль", то есть мёртвый календарь в соответствии с которым написаны все церковные книги, в том числе посты и праздники.

Тогда возникает вопрос: а почему гражданский календарь не вернули на старый стиль, если планируется возрождать духовность в том виде "как раньше". А здесь скорее всего у должностных лиц, у которых во власти было что то менять в церкви не было власти менять что то в гражданском обществе. Церковь как была так и остаётся отделенной от государства. Фактически церковникам была предоставлена свобода творить внутри церкви всё что им вздумается но не лезть в политику. Но церковникам этого было мало и они активно лезли и лезут в школу, в армию и иные государственные институты. И иногда у них это получается.

-8

Церковников пускают на гражданские и военные объекты, но власти они там не имеют. Таким образом священник в армии это не американскай капелан в чине офицера, а гражданское лицо. И солдат не обязан слушаться священника, поэтому ради безопасности священника его должен в воинской части сопровождать офицер. Иначе по Уставу его просто не пустят на военный объект. То же самое касается и постов: священник может говорить всё что угодно но все запреты что можно есть а что нельзя не имеют ни какой силы для человека даже если он крещен и называет себя христианином.

Перевести церковь на новый стиль.

Периодически в церковных кругах возникают диспуты, а почему бы не перевести Богослужение на Новый Стиль, тогда Православное Рождество будет праздноваться одновременно с Католическим Рождеством и не будет конфликтовать с Рождественским постом. Каждая из сторон высказывает много всяких умных мыслей, однако лично мы считаем что лицам, принимающим решение, например Патриарху это просто нафиг не надо. По принципу ни чего не трогай пока работает. А то что людям не удобно в том числе своим же церковнослужителям так на них пофиг. Тем более что сам по себе перевод на Новый Стиль не решает множество других конфликтов церковных праздников с гражданскими праздниками.

-9

Как мы празднуем Новый Год.

Когда мы были молодыми и наивными мы пытались следовать советам священников и в Новый год есть рыбные блюда а то и вовсе съездить на Новогодние Праздники в паломничество. Ощущение очень неприятное, когда всем можно, а тебе нельзя, особенно если понимаешь, как Апостол Павел отменил пищевые запреты а какой то поп, который сегодня говорит одно, а завтра скажет противоположное предлагает поститься по средневековому Уставу, когда были ввобще то и продукты другие и вся жизнь была другая. Лично мы во времена когда писался Типикон умерли бы во младенчестве, так как в детстве перенесли заболевания от которых в те времена умирали. Строго говоря мы едим то что можем купить и то что можем приготовить и съесть. Для нас пост это когда на мясные продукты нет скидки, а за запасом мяса в холодильнике мы не уследили. И так как Новый Год только раз в году то мы стараемся потребить как можно больше всех возможных развлечений. А что касается Рождества, то это для нас просто церковный праздник, когда мы ходим на церковные мероприятия. А Новый Год это конец одного периода и начала другого периода.

С Новым Годом!
С Новым Годом!
-11

Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Отдельное спасибо за материальную помощь!
Собираем донаты на праздничный стол!
Мы - Колян Платков и Лена Магадан независимые православные блогеры с Богословским образованием.

Все наши ресурсы (мультиссылка)

  • прямые эфиры по пятницам с 21:00 и до 24:00 мск
    СБЕР-донаты: 4817-7603-3740-5579
    и донаты во время эфира: www.donationalerts.com/r/platochekg