Найти в Дзене

Дом Мурузи

Художница Ольга Владимировна Ивлева создала серию акварелей «Литературный Петербург» посвященную зданиям, хранящим память о значимых событиях и людях. Санкт-Петербург… Город, где каждый дом – это своя история, своя легенда. И среди этих жемчужин архитектуры особенно выделяется Дом Мурузи. Возведенный в конце XIX века в мавританском стиле благодаря стараниям архитекторов Серебрякова, Шестова и Султанова, он стал воплощением роскоши и изысканности в самом сердце города. Строили его для князя Александра Дмитриевича Мурузи, потомка молдавских правителей, чьи корни уходят вглубь веков. Его отец был тайным агентом Российской империи, игравшим важную роль в присоединении Молдавии. Цена такой “игры” оказалась высока – казнь по приказу турецкого султана. А его вдова с детьми нашла убежище в Санкт-Петербурге. В 1870 году князь Мурузи, человек с несметными богатствами, приобретает участок земли и затевает грандиозное строительство доходного дома, оснащённого по последнему слову техники своего вре

Художница Ольга Владимировна Ивлева создала серию акварелей «Литературный Петербург» посвященную зданиям, хранящим память о значимых событиях и людях.

Санкт-Петербург… Город, где каждый дом – это своя история, своя легенда.

И среди этих жемчужин архитектуры особенно выделяется Дом Мурузи. Возведенный в конце XIX века в мавританском стиле благодаря стараниям архитекторов Серебрякова, Шестова и Султанова, он стал воплощением роскоши и изысканности в самом сердце города. Строили его для князя Александра Дмитриевича Мурузи, потомка молдавских правителей, чьи корни уходят вглубь веков. Его отец был тайным агентом Российской империи, игравшим важную роль в присоединении Молдавии. Цена такой “игры” оказалась высока – казнь по приказу турецкого султана. А его вдова с детьми нашла убежище в Санкт-Петербурге.

В 1870 году князь Мурузи, человек с несметными богатствами, приобретает участок земли и затевает грандиозное строительство доходного дома, оснащённого по последнему слову техники своего времени. В нем было электричество, водопровод, центральное отопление. Именитые архитекторы вложили всю душу в роскошную отделку интерьеров. 57 квартир, пять парадных, устланных коврами, магазины на первом этаже, собственная прачечная, зимний сад и даже курительная комната – это был не просто дом, а настоящий архитектурный шедевр. Квартиры были оформлены в стиле восточной сказки: скульптуры, живописные плафоны, лепнина. Стены обиты штофом, таким же, каким украшали королевские покои. Александр Дмитриевич занимал самую большую квартиру в доме – 26 комнат! Но судьба распорядилась жестоко – князь умер в 1880 году, так и не насладившись в полной мере своим творением.

Дом Мурузи – это не просто здание, это целая эпоха, запечатлённая в камне, в литературных строках и в сердцах тех, кто здесь жил, творил и любил. Его фасад, словно застывший во времени венецианский дворец, скрывает множество историй.

И эти истории действительно невероятны! На этом месте когда-то стоял особняк графа Резанова, первопроходца, дипломата, чьё кругосветное плавание и романтическая история любви вдохновили Вознесенского на поэму “Авось”, а Рыбникова – на легендарную рок-оперу “Юнона и Авось”. Дом был пристанищем не только для знатных особ, но и для гениев литературы. Одним из самых ярких имен, неразрывно связанным с Домом Мурузи, навсегда останется Иосиф Бродский. В его «полутора комнатах» на втором этаже рождались стихи, звучала печатная машинка, шли задушевные разговоры о поэзии и жизни. Здесь, в этих стенах, произошла несправедливая история с арестом поэта. Здесь же, в одиночестве и противостоянии, Бродский обрёл свою непоколебимую силу духа.

Стены хранят эхо голосов и других великих писателей. Достоевский поместил здесь семью Епанчиных из “Идиота”. Лесков в своей небольшой квартирке написал “Левшу”. Говорят, именно в этом доме разворачивалась история, легшая в основу “Гранатового браслета” Куприна.
Поэты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус прожили здесь 23 года, устраивая поэтические вечера, на одном из которых блеснул юный Есенин. Блок, Белый, Чуковский, – все они бывали в этих стенах. Здесь зарождался “Цех поэтов”, здесь Анна Ахматова в последний раз встречалась с Гумилёвым перед его арестом… Даже Даниил Гранин провёл детство в доме Мурузи, уйдя отсюда на фронт и вернувшись в родные стены лишь после войны.

Ольга Владимировна, работая над серией акварелей «Литературный Петербург», не могла обойти стороной это место силы. Её взгляд ловит игру света и тени на стенах дома, передавая на бумаге то самое неуловимое очарование петербургских улиц, ту самую тихую грусть Литейного. Это не просто архитектурные зарисовки, а попытка оживить память, запечатлеть незримое дыхание литературы, которая словно витает в воздухе. Каждый мазок кисти позволяет приблизиться к теням прошлого, которые, кажется, до сих пор следят за жизнью города из высоких окон.

Приглашаем вас прикоснуться к истории, почувствовать атмосферу «Литературного Петербурга» через акварели художницы. Это шанс окунуться в прошлое, услышать шепот веков, прочувствовать душу города, хранящего память о своих великих жителях. Работы Ольги Владимировны будут выставлены на интернет-аукционе «Серебряная паутинка». Это отличная возможность не только приобрести редкий арт-объект, кусочек истории Санкт-Петербурга, но и поддержать талантливого художника, чьи работы пронизаны любовью к городу и его литературному наследию.