Ну что ж, всех с Новым годом, товарищи, а я к вам с неожиданным возвращением. Разбор Наруто был уже очень давно, но мне нужно было собраться с силами, чтобы взяться за Блич.
Блич из Большой Тройки, на мой взгляд, самый переоцененный. Безусловно, он лучше Хвоста Феи, хотя бы тем, что кровь показывает, а не берёзовый сок. Но вот в плане сюжета, персонажей, постановки экшена, стратегий... Блич не тянет даже до уровня начала Шипудена. Но проблема тут даже не в этом. Блич не ужасен - он просто слишком слаб, чтобы сравниться с Ван Писом или первым сезоном Наруто. У Блича был огромный потенциал, он мог бы разорвать многие шаблоны, но... В какой-то момент всё пошло не так.
Начнём собственно, с главного героя, ибо проблемы начинаются именно с него. У Ичиго был хороший старт: обычный школьник с одной необычной чертой - способность видеть и разговаривать с мёртвыми. И внезапно, без предупреждения, без подготовки, на него сваливается совершенно новая ответственность. И он вроде как поначалу не хочет этого, и такое поведение нормально. Ну а что потом? А потом он просто берёт, и без каких-либо проблем начинает на ура справляться с этой ответственностью. Вы думаете, это сильно скажется на его успеваемости? Или, может, приведёт к тому, что испортятся его отношения с друзьями? Или, может, с семьёй? Или может у самого Ичиго начнутся проблемы с психикой от того, что он, не имея никакой подготовки, внезапно каждый день стал вынужден сражаться, покидая тело? Или, может, у него начнутся проблемы со здоровьем от того, что тело регулярно оказывается лишено души? Нет. Никаких последствий - друзья в итоге даже свои способности получили, семья вообще курит в коридоре, а по оценкам он среди первых учеников в школе. Один из друзей так и вовсе сам занимается тем же, чем Ичиго, так ещё и больше, так ещё и занимался этим с раннего детства. И что же вы думаете? Что Ичиго этому другу проиграет? Нет, он будет в разы сильнее него по итогу. И если Наруто к становлению героем Конохи шёл больше пяти лет, и это только упорных тренировок с перерывом на миссии и жёсткие бои с противником более опытным чем он сам, то Ичиго буквально за несколько месяцев встаёт практически на один уровень с капитанами, самый молодой из которых более тридцати лет тренировался (и он ещё и не самый сильный из них). Если Наруто в любом бою так или иначе был вынужден прибегать к многоходовкам, уловкам, обману, особенно в первом сезоне, то Ичиго с самого начала просто махал мечом, главное ударить посильнее. И это убивает все напряжение. Бои теряют свою суть. Когда вся интрига сводится к тому, с какой попытки главный герой победит очередного злодея, согласитесь, сопереживать становится трудно. Персонаж лишается красок. С силой Ичиго есть ещё одна очень серьёзная проблема. Как я говорила ранее, он слишком быстро достигает слишком небывалых высот. Даже Наруто и Луффи, его товарищи по званию, шли (и идут) к своей цели годами. Наруто учился в Академии ниндзя, Луффи выживал сначала под крылом деда, потом вообще с разбойниками. И то, у Наруто, повторюсь, на становление сильнейшим ушло пять лет. Луффи трудится с малолетства, и до сих пор, в свои 19 всё ещё идёт к этой мечте, при том, что пашет на мечту уже больше 12 лет. А Ичиго за несколько месяцев стал сильнейшим. При том, что не было показано ничего из того, чего не мог бы достичь любой другой шинигами. Особенно это касается тренировки банкая. Если в случае с созданием расенсюрикена Наруто нам показали, что скорость его изучения была такой высокой благодаря тому, что он может создавать несметное число клонов, то в случае с банкаем Ичиго, вообще не объяснили, почему это могут выполнить единицы. Достаточно просто натренировать выносливость и скорость, чтобы за несколько дней уничтожить все копии своего меча. И так со всеми тренировками. К тому же, исходя из того, что нам показали в аниме, души точно так же устают, у них есть кровь, мышцы, сухожилия, сосуды.
И всё это тренируется до нужного уровня годами и нуждается в постоянной поддержке, а за пару месяцев, даже если ты по двенадцать часов в день пахать будешь, ты добьёшься уровня разве что начинающего профессионального спортсмена. И даже будучи безмерно талантливым и гениальным, не сможешь обойти более опытных в своём деле. Ну и, наконец, последняя проблема Ичиго, как персонажа - у него нет идеи. Идея Луффи - свобода. Идея Наруто - узы. А какая идея у Ичиго? Какой посыл он несёт в себе? Многие преподносят отсутствие навязчивой идеи, как плюс, и в какой-то степени так и есть. Но не когда персонаж в принципе не имеет идеи. Например, в Бездомном боге то, что Хиёри слишком часто покидала своё тело и общалась с богами, преподносилось как нарушение естественного процесса, и идея была в том, чтобы люди жили жизнью людей, и потому то, что Хиёри в итоге забывает о Ято и мире богов выглядит естественным завершением её идеи. И там были показаны последствия её вмешательства в мир богов как для неё самой, так и для мира богов. А здесь Ичиго ничем не платит за свою силу. Не несёт в себе идеи, и даже то, что он лишается своей силы ради спасения Сообщества душ в следующей же арке обнуляется и Ичиго возвращает себе духовную энергию и права шинигами. Вот и выходит, что Ичиго, пройдя весь этот путь не был вынужден делать какой-то сложный выбор, не потерял кого-то безмерно дорогого, не лишился права на нормальную жизнь, не лишился и новых друзей. В итоге, Ичиго не заплатил ничем. Так где же здесь сила духа?
Второстепенные персонажи Блича - ещё больший гимн слитому потенциалу, чем сам главный герой. И я предлагаю разобрать три особенно ярких примера, а именно - Бьякую, Орихимэ и Ичимару Гина. Начнём с Бьякуи, ибо его слив происходит раньше других. Бьякуя очень хорошо себя заявляет - он спокоен, не высокомерен, уравновешен уверен в себе и крайне силён. Эдакий Учиха, только без лишних понтов. Бьякуя - старший приёмный брат Рукии (о ней мы поговорим отдельно в части про сюжет), который забрал её в сообщество душ, чтобы там ей вынесли приговор за нарушение правил (к которым отдельный вопрос). Сначала он кажется нам эдаким злобным, вредным и высокомерным аристократом. А потом в один миг, после раскрытия правды об Айзене, нам рассказывают обо всех его терзаниях, страданиях и моральном выборе. И выбор-то ведь действительно сложный. Особенно учитывая ситуацию, в которой он оказался, как глава одного из благородных кланов, как капитан, как сын своих родителей, как муж и как брат. Но вместо того, чтобы во всей красе показать его мучения, чего выбор, раскрыть его личность, характер, показать его сожаления, нам просто один раз дают намёк на то, что он принял Рукию в семью не просто так, а потом просто берут и впихивают драматичную историю. И ладно бы это. После такого раскрытия персонажа я ждала, что нам покажут, как дальше будут развиваться их братско-сестринские отношения, но нет, кроме пары крутых фразочек фансервиса ради, мы не получит ничего. Следующий на очереди - Гин. Его нам тоже сначала показывают как эдакого антагониста, верного приспешника Айзена, хитрого, себе на уме. Но знаете, после Итачи сразу начинаешь подозревать подвох. Особенно после того, как он попрощался с Мацумото. И так и оказывается - Гин приблизился к Айзену, чтобы забрать Хогеку. Но в итоге эта попытка заканчивается тем, что он умирает. Ни за что ни про что, без идеи, без раскрытия. С одной стороны, если бы его попытка увенчалась успехом в тот момент, это бы стало сливом уже Айзена (которого в итоге всё равно слили), и показывает силу и предусмотрительность главного антагониста, а с другой, возникает вопрос - а зачем тогда вообще было вводить его как важного и интересного персонажа? Можно ведь было сделать его фоновым статистом, на уровне Хинамори или тех двух офицеров Укитакэ. Но нет, нам жт жирный намёк на то, что он повлияет на сюжет, вводят его, как сюжетно важного персонажа, строят ему сеть взаимодействий, чтобы потом... Просто убрать. Разочаровывающе, не так ли? И если мне скажут, мол, это Блич так пародирует, то нет. Блич - не пародия, в отличие от Гинтамы.
Блич серьёзен, и от того всё и выглядит столь печально. Орихимэ Иноуэ... С ней ситуация обстоит примерно так же, как с Гином. Сначала её подают как второстепенного персонажа, ее способности хороши в поддержке. Эдакая Хината, только без великого клана за спиной, и со способностями не для боя, а для поддержки. И знаете, что? Помимо того, что её характер абсолютно плоский, её способности и умения - один сплошной большой вопрос. Знаете мем про то, что статист всегда проигрывает сюжетному персонажу независимо от того, насколько он профессиональный боец? Блич - воплощение этого мема. Ибо Орихимэ, зная всего лишь пару ударов от своей подруги-каратиски (персонажа куда более интересного и яркого, но, увы, забытого), сумела на раз два вырубить двух шинигами, которые всю свою жизнь тренировались, так ещё и занпакто при себе имеют. Но это ладно, подобным, хотя и в гораздо меньшей форме, грешили все старые сенэны. Это, все-таки, не слив. Сливом, как Иноуэ, так и Айзена, является то, каким образом был побеждён главгад. На протяжении всей арки проникновения в Лас Ночес нам давали понять, что одолеть Айзена можно только при помощи силы Орихимэ. В прочем, начать надо с того, как формулируется сила Иноуэ. А именно - её сила позволяет отменять последствия любого действия. Или же возвращать человека в состояние, в котором он был до совершения этого действия. Именно поэтому для неё не составило бы труда использовать свои способности для того, чтобы возвратить Айзена, к примеру, в состояние, когда его тело даже не было натренирован достаточно, чтобы пробудить банкай. Вообще, способности Орихимэ - это отдельная тема для разговора, и её наличие порождает столько же сюжетных дыр, сколько маховик времени во вселенной Гарри Поттера. Но главная проблема заключается в том, что по итогу, суть её способности оказалась бессмысленна
Ведь Айзена всё равно победил Ичиго, а Иноуэ не сыграла в этом никакой роли. Вся её задача во всей арке противостояния Айзену и Эспаде свелась к тому, что она сидела и ждала, когда её спасут. И всё. Хотя начинала она как вполне неплохой фоновый персонаж, который имел огромный потенциал, и для роста, как личности, и для роста как бойца поддержки. Персонажи Блича в целом не получают никакого серьёзного развития, не переосмысляют свои ценности, не становятся более жёсткими из-за столкновения со смертью.
И это ещё одна серьёзная проблема Блича. Он с самого начала заявил себя, как салат "ни рыба, ни мясо". Особенно ярко это проявилось в арке Тысячелетней кровавой войны, которой поют оды многие люди. Её называют лучшей аркой аниме и манги, кто-то говорит, что эта арка сделала Блич даже лучше, чем Наруто. Но на деле же она лишь окончательно закопала тайтл. Потому что для Блича было уже слишком поздно вводить такую серьёзную драму, такое количество смертей и жестокости. Просто посудите сами, за все предыдущие арки Блича погибло всего два персонажа - Ичимару Гин, и слепой капитан. И это за три глобальные арки. А за арку ТКВ - Укитакэ, Сосакибэ, Унохана, Нему, Ямамото, Ячиру. В три раза больше. И это только те персонажи, которые появились ещё в самом начале аниме, и первыми приходят на ум. И кто-нибудь скажет, мол, что в этом такого? Ведь бывает же, что беда приходит внезапно, как Пэйн в Коноху. И я скажу, да, это безусловно так. Но это должно быть неожиданно для них, но не для нас. Когда что-то происходит без предпосылок, не являясь чеховским ружьём, это всего лишь сценарная лень. Если арка Айзена шла от первой серии Блича до последней серии его арки, то арка ТКВ просто ворвалась с ноги, буквально с ничего. И это плохо, друзья, это очень плохо. Почему в Наруто смерти персонажей воспринимаются нормально? Потому что нам подают смерть, как часть их действительности ещё в арке Страны Волн. Почему так тяжело было после смерти Эйса в Ван Писе? Потому что Луффи не был готов к такому сокрушительному поражению, но зритель был готов. Почему в Гинтаме арка Убийства сёгуна воспринимается нормально? Потому что с первых же серий нам дают понять, что мир, в котором живут главные герои - не страна розовых пони.
И прежде, чем была арка Убийства сёгуна, было первое появление Такасуги, была Бенизакура, Ешивара, Джирайи, были Четыре короля Кабуки и многое другое. Нас плавно подводили к жестокому и мрачному сюжету. И даже так, за всю историю Гинтамы погибли только два сёгуна, Такасуги, Бансай, да Оборо с Сасаки Исабуро (Уцуро-Шое и без того был ни жив ни мертв). И из них только двое были участниками комедийных арок. Ну а в Бличе мы впервые столкнулись со смертью важного персонажа ровно в конце арки Айзена. В конце. Когда уже поздно менять жанр. Художественное произведение - не реальная жизнь, оно должно быть выполнено в одном тоне, а не распадаться на куски.
Не могу не поговорить и об Айзене. Об очередной оде слитому потенциалу. Айзен юыл невероятно мощным антагонистом в самом начале. Крайне умный, предусмотрительный, рассудительный, хитрый. Он действовал строго в своих интересах. Правда, внятную мотивацию ему не завезли. Хотя, вернее будет сказать, что внятно не раскрыли. У него был огромный потенциал благодаря редкости его типажа героев. Айзен - гений, настолько одарённый, что весь мир кажется ему скучным. И из-за того, что светлая сторона не смогла вызвать в нём интереса, в наставники не сумели объяснить, что есть "добро" и "зло", он увлёкся запретными экспериментами. Айзен прагматик, эгоист, учёный, исследователь. Так же, как Маюри, который даже в плане выбора методов мало чем отличается от Айзена, и Урахара. Но нам не объясняют, почему мы должны болеть за Маюри, а не Айзена, или наоборот. И не раскрывает, почему Маюри выбрал сторону шинигами, а не Айзена. Но это ладно. Айзен заявил себя как стратега, и логично было ожидать, что побеждать он тоже планирует при помощи стратегии. Но нет, всё свелось к битве и соревнованию по тому, чей банкай круче. А вместо того умного и неприметного хитреца из арки спасения Рукии мы получаем предшественника Бражника из Леди баг, ну, или же феечку Винкс с крылышками бабочки. И даже побеждают его совершенно топорный способом. Просто. Физической. Силой. Не тактикой, не командной работой, не даже, Эру прости, непробиваемой непредсказуемой тупизной, а физической силой. И самое главное, что к этому предпосылок не было вообще. Никаких. Просто внезапно отец Ичиго говорит о том, что такое возможно. И всё. К чему тогда была вся линия с тем, что именно Орихимэ может остановить Айзена, спросите вы? А я вам скажу - шут весть, и то не факт. Спасибо хоть на том, что убить его не смогли, а приговорили к 20 тысячам лет в заточении.
Что ж, мы долго говорили о такой серьёзной вещи, как персонажи, так давайте отвлечемся и поговорим о боевой системе. В Бличе она хромает на обе ноги. Чем-то она схожа с Дьявольскими фруктами Ван Писа и нэн Хантера. С одной стороны, способности высвобожденного занпакто - чистейшая лотерея, а с другой, они по применению разве что на боевые и целительские делятся, и то с натяжкой. И это первая проблема - полное отсутствие системы. В том же Хантере у нэн были категории, характеризующие специфику её применения, а дальше всё зависело от характера и фантазии пользователя. В случае же с занпакто - нет ни классификации, как у Дьявольских плодов, ни чёткого противодействия, как было в начале Наруто, ни определения через волю и характер, как в Хантере. Но это ещё можно простить. Главная проблема боевой системы Блича - полное отсутствие стратегий и тактик. Самая яркая демонстрация провальности системы - бой Ичиго против Ренджи, ибо в нём демонстрируется вся суть попыток Тайто Кубо в стратегии. Ситуация там такова: Урахара открыл Ичиго так вселенскую истину, что у каждого оружия есть своё ограничение на количество ударов за раз, и мол, атаковать надо тогда, когда лимит исчерпан (правда, про это забудут сразу же, как введут, ибо ограничение на число атак есть только у Сой Фон, и то, из-за специфики её шикая, ну и у Ренджи в самом начале), якобы, шинигами в этот момент уязвим. Ну, Ичиго дожидается, атакует, а Ренджи, в свою очередь, всего лишь уклоняется.
И у Ичиго случается когнитивный диссонанс - мол, как же так, я ведь атаковал, когда он не мог меня атаковать! Ну и Ренджи в ответ выдаёт ему не менее шедевральный ответ : "Ты спрашиваешь, как я увернулся? Всё просто. Я быстрее тебя!". Как прикажете воспринимать такое всерьёз? Когда двенадцатилетний Наруто вместе с сотоварищами был вынужден противостоять взрослому натренированному шиноби, который держал в заложниках их учителя, при этом ещё и защищая заказчика, используя обманные манёвры, Ичиго удивляется, как противник увернулся от удара. И в этом, в общем-то, вся суть боёв Блича. Да, есть Бьякуя, который использует кидо и умеет ориентироваться по ситуации, есть Айзен, который незаметно сделал всех сильнейших шинигами пленниками своего шикая, есть Урахара, использовавший свой портативный гигай, но... На этом тактики Блича закончились. И у них нет своего Шикамару, Итачи, Какаши, Минато, Тобирамы и других. Все бои сводятся к тому, чей же банкай круче. Есть лишь одно исключение. Точнее, было. Зараки Кенпачи, единственный среди капитанов и лейтенантов, кто не имел даже шикая и сражался обычным мечом. Но нет же, даже его фишку в арке ТКВ Кубо решил убрать. Убрать вместе с Ячиру. А Ичиго, и без ТКВ сильнейший из сильных, великий из великих, прекраснейший из прекрасных, получает ещё более крутой банкай, чем имел до сих пор. Вопрос, зачем. Разве он без сил не может из себя ничего представить? Эдвард в конце действительно безвозвратно лишившийся алхимии, всё равно остался ярким, интересным, сложным, многогранным персонажем, да и до её утраты был лишь одним из сильных, но не сильнейших и не сильнейшим. Гинтоки вообще от статистов спокойно может отхватить. У Наруто есть хотя бы Саске в качестве противовеса, да и Сакура. А Гон после обретения почти безграничной силы вообще в кому впал, в мумию превратившись. А Ичиго чем заплатил за силу? Да ничем, как жил, так и живёт, даже от силы отказываться ради обычной жизни не пришлось. На эту тему ругаться можно бесконечно, но основное я сказала, так что идём дальше.
Мир. С миром дела обстоят не лучше. Вообще, плохо раскрытый мир - это частая проблема для сенэнов, особенно если действия происходят в альтернативной реальности. Эта проблема была и в Наруто, можно за это немного предъявить даже Алхимику, однако в Бличе... Но давайте по порядку. Начнём с того, как устроен мир. Вот у нас есть мир людей, с ним всё вроде как должно быть понятно, но нет. Потому что в первых же сериях возникает один важный вопрос. Пустые - это души умерших, которых вовремя не упокоили. Иными словами, существование пустых - это результат постоянных упущений в работе шинигами, но об этом чуть позже. Вопрос о мире живых заключается в другом. Пустые есть в каждом городке, каждой деревеньке, в каждом населённом пункте. И пустые имеют возможность влиять на физический мир непосредственно. И отсюда вопрос - почему в тех местах, где нет дежурных шинигами, до сих пор не произошло катастрофы? Ну и главное, почему обычные души не могут соприкасаться с миром мёртвых, а шинигами и пустые спокойно могут на него влиять? Ответа на этот вопрос нам не дадут. Ну и, конечно, большая, очень большая сюжетная дыра, ражденная из плохо прописанного мира - почему Ичиго, способный видеть духовный мир с малолетства, впервые увидел шинигами только к 15 годам? Он живёт в маленьком городке, его отец работает врачом в частной больнице, а сам Ичиго каждодневно общается с мёртвыми душами. И в такой ситуации хотя бы мельком, со стороны, но он регулярно должен был лицезреть, как шинигами выполняет свою работу. Для этого есть только два объяснения - либо это сценарная лень, либо же Рукия была первым шинигами, который занимался Каракурой за все то время, которое Ичиго был способен видеть духов. Тоесть, около десяти лет. Странно, не находите? Так же нам в первой же арке рассказывают про некие Врата ада. Думаете, нам их потом раскроют? Или, может быть, раскроют, почему есть ад, но нет рая? Или, скажем, почему перерождение у них соседствует с адом? Нет, не раскроют. Врата ада потом вообще только в одном фильме появятся, а фильмы - те же филлеры.
Думаете, нам расскажут, кто занимается другими странами мира? Ведь в Обществе душ обитают только те, кто умер в Японии. Или, может, нам раскроют, каким был мир до создания Готей-13? Нет. Есть ещё один очень забавный момент с душами. В арке спасения Рукии, когда Ичиго с друзьями только-только попадают в Руконгай, они встречают душу паренька, которого упокоили незадолго до этого. И он говорит нам следующее : "здесь никто не меняется. Все такие, как пришли". Но при этом сама Рукия попала в Руконгай в младенчестве а выросла в девочку подростка, сестра Рукии, Хисана, помимо того, ято выросла из девочки-подростка во взрослую женщину, так ещё и была чем-то смертельно больна. Друзья Рукии тоже от чего-то умерли. Но нам не объяснят, чем кардинально душа и духовный мир отличаются от мира живых. Вроде как, души, у которых нет большой духовной энергии, не испытывают голода, не болеют, ничего. Но при этом от чего-то умирают. Так же есть вопросы к устройству самого Руконгая. Там есть богатые районы, есть бедные. Внимание, вопрос. Во-первых, каким образом решается, в каком районе окажется душа. Во-вторых, чем обусловлено богатство первых и бедность вторых? Есть несколько путей к получению богатства. Первый - пахать, как лошадь в колхозе (которая председателем так и не стала). Второй - вести какой-то бизнес. Третий - родиться в богатой семье. И для душ, которые оказываются в Руконгае после смерти, каким образом определяется богатство? Этого нам не раскроют вообще никогда. Равно как и то, какое экономическое устройство у Руконгая, и есть ли оно вообще. Далее, вопрос уже непосредственно к устройству Готей-13. Вот мы имеем 13 отрядов, из которых за мир живых отвечает едва ли не два-три. А если верить Википедии, то население Японии составляло более 120 миллионов. А населённых пунктов насчитывается более семисот. И за каждый посёлок отвечает один шинигами, и при этом должен регулярно сменяться. Итого, на три отряда должно быть не менее полутора тысяч боеспособных шинигами. Которых нам, увы не показали.
Сюжет... Я уже многое о нём сказала во всех предыдущих пунктах, так что давайте просто подведём некоторые итоги. Из чего складывается сюжет? Из взаимодействий персонажей. А взаимодействия предпочли заменить фансервисными фразами и пафосным решением всех проблем кулаками всемогущего Ичиго. Сюжет - это второстепенные персонажи, их истории, их арки. Но этого нам тоже не дали. Сюжет - это умение сделать бой диалогом двух идей. Но таких боёв очень мало. Сюжет - это раскрытие хорошо продуманного и прописанного мира. Но и этого в Бличе нет. Комментарии тут излишни, я уже высказала всё, что могла. Блич был хорош. Мог стать ещё лучше. Но вместо этого он предпочёл уйти в сторону более детского и популярного аниме, а не серьёзного взрослого произведения, как когда-то поступил и Наруто. Но даже так... Наруто совершил гораздо меньше ошибок, чем Блич.
А теперь я пошла лечиться «Гинтамой», надеясь на успех.
До новых встреч,
Валиэ