Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Сопли в сиропе

Что можно украсть в Канаде? Вежливость? Хоккейные клюшки? Лосей? Добавим к списку ещё один стереотип. В 2011-2012 годах злоумышленники обокрали стратегические мировые запасы кленового сиропа — да, они существуют и размещаются в городке Сент-Луис-де-Бландфор в 162 км от Монреаля. Комедия? Почти, если осознать, что сумма кражи в ценах 2024 года составляет около 24 млн канадских или 17 млн американских долларов. За такие деньги могут и убить. Инцидент получил реальное название «Великое канадское кленово-сиропное ограбление» и вошёл в историю. Разумеется, с таким названием и при таких обстоятельствах экранизация была вопросом времени. Сериал «Липучка» / The Sticky, 2024 год
Создатели: Брайан Донован, Эд Херро
Авторы сценария: Брайан Донован, Эд Херро, Адриана Мэггс, Шэннон Мастерс, Амелия Холлер
Режиссёры: Майкл Даус, Джойс Вонг
Актёры: Марго Мартиндейл, Крис Диамантопулос, Гийом Кир, Ги Надон, Сюзанна Клемент, Мишель Перрон, Джейми Ли Кёртис
Продюсеры: Джейсон Блум, Брайан Донован, Эд Хе

Что можно украсть в Канаде? Вежливость? Хоккейные клюшки? Лосей? Добавим к списку ещё один стереотип. В 2011-2012 годах злоумышленники обокрали стратегические мировые запасы кленового сиропа — да, они существуют и размещаются в городке Сент-Луис-де-Бландфор в 162 км от Монреаля. Комедия? Почти, если осознать, что сумма кражи в ценах 2024 года составляет около 24 млн канадских или 17 млн американских долларов. За такие деньги могут и убить. Инцидент получил реальное название «Великое канадское кленово-сиропное ограбление» и вошёл в историю. Разумеется, с таким названием и при таких обстоятельствах экранизация была вопросом времени.

Сериал «Липучка» / The Sticky, 2024 год
Создатели: Брайан Донован, Эд Херро
Авторы сценария: Брайан Донован, Эд Херро, Адриана Мэггс, Шэннон Мастерс, Амелия Холлер
Режиссёры: Майкл Даус, Джойс Вонг
Актёры: Марго Мартиндейл, Крис Диамантопулос, Гийом Кир, Ги Надон, Сюзанна Клемент, Мишель Перрон, Джейми Ли Кёртис
Продюсеры: Джейсон Блум, Брайан Донован, Эд Херро, Майкл Даус, Джейми Ли Кёртис

-2

На франко-канадскую провинцию Квебек приходится более 70% мирового производства кленового сиропа. Планетарная сиропная монополия, Федерация производителей кленового сиропа Квебека, создала Международный стратегический резерв (он так и называется) из десятков тысяч бочек стоимостью сотни миллионов долларов. В 2011-2012 годах группа преступников обокрала его на 18,7 млн канадских долларов в тогдашних ценах. Воры понемногу вывозили бочки, сливали сироп, заливали воду и возвращали на склад. Схема погорела, так как обнаглевшие злоумышленники перестали маскироваться: во время ежегодной инвентаризации инспектор почти упал при попытке залезть на бочки, которые должны были весить 270 кг, но оказались пустыми и перевернулись. Было арестовано 17 человек, основная пятёрка получила тюремные сроки (главарь — 14 лет). Смех смехом, а деньги большие и товар для Канады символический: лист сахарного клёна нарисован на флаге страны.

Эти трагикомические события стоило перенести на экран братьям Коэнам или Ною Хоули, создателям оригинального фильма «Фарго» и одноимённого сериала соответственно. Сходство «Фарго» с «Липучкой» заметно невооружённым глазом. «Фарго» повторяет, что происходящее — «подлинная история», но слово «подлинное» постепенно стирается, оставляя только «историю». «Липучка» прямо заявляет: «Это абсолютно неправдивая история Великого канадского кленово-сиропного ограбления».

Неправдивая, но интересная. И она, подобно «Фарго», объединяет человеческую жадность и скрытую неудовлетворённость социальным статусом, зимние пейзажи Канады (действие «Фарго» происходит на севере Среднего Запада США, но снимают его тоже в Канаде), внезапное появление в небольшом городке внешних «агентов хаоса», абсурдизм ситуаций, чёрный юмор, исследование психологии провинциалов, где под маской непритязательности может скрываться настоящее инферно, «обыденное зло».

-3

Есть, где развернуться актёрам — и прежде всего, Досточтимой Характерной Актрисе Марго Мартиндейл, исполняющей главную роль пожилой фермерши Рут Ландри, на которой висит забота о коматозном муже и необходимость отбиваться от попытки рейдерского захвата коррумпированного руководства Федерации производителей. Её оттеняют толстый и забитый охранник Реми Бушар (Гийом Кир, практически неизвестный за пределами Канады), который празднует 40-летие вдвоём с пожилым отцом (и это всё говорит о его жизни и мотивации стать преступником), и «агент хаоса», американский мелкий мафиози Майк Бёрн, сыгранный греко-канадцем Крисом Диамантопулосом — типичным «актёром-краской», который исполняет везде примерно одну и ту же роль, например, в «Кремниевой долине». Актёрская игра — самое сильное место «Липучки». Люди не просто произносят «смешные реплики», они даже умеют двигаться.

На их фоне слабым звеном оказывается 66-летняя обладательница «Оскара» Джейми Ли Кёртис: у неё гостевая роль, но она единственная из актёрского состава входит в число продюсеров. Очередная стареющая голливудская «звезда» «снизошла» до низкого жанра «малого экрана», но в попытке раздуть значение своего персонажа переигрывает и в конечном счёте переходит грань между комедией и фарсом. Возможно, она в первую очередь выполняла требование создателей сериала и режиссёров. Однако благодаря должности продюсера (которой нет, например, у Досточтимой Характерной Актрисы Марго Мартиндейл) у Кёртис была возможность это исправить. Видимо, не захотела.

-4

В этом и заключается основная проблема шоу. Оно пытается подражать одному из лучших сериалов в истории: 8,9 на IMDB, десятки премий и сотни номинаций. Но там, где «Фарго» благодаря гению Хоули демонстрирует «всю глубину наших глубин», двойное и тройное дно, даёт возможность подумать на культурными отсылками, «Липучка» просто выкручивает установки на максимум. Видимо, за душой у сценаристов оказалось не так уж много мыслей, которыми они могут поделиться со зрителями. Приходится маскировать тот факт, что сериал постепенно сдувается, и размазывать не очень масштабную историю, усиливая накал фарса. За блестящим началом следует очень хорошая середина и неоднозначный, подчас сомнительный конец сезона.

Именно сезона — это не мини-сериал, как можно подумать, исходя из его описания. Шестой эпизод завершается сразу несколькими клиффхэнгерами, и один из них, связанный с Кёртис, насколько же предсказуемый, настолько же и нелепый. Это раздражает. Возможно, стоило снять ещё 2-4 эпизода и завершить сюжет. Такое ощущение, что у создателей кончился бюджет и они были вынуждены ограничиться шестью получасовыми сериями в надежде на успех и получение денег на окончание. Ну, или им сказали разбить шоу на несколько сезонов по коммерческим причинам, чтобы заставить зрителей сохранить подписку или подписаться после перерыва ещё раз для просмотра продолжения.

-5

Впрочем, постепенное снижение уровня качества — моё личное мнение. Пользователи IMDB, наоборот, поставили первым двум из шести эпизодов первого сезона посредственные 7,4 и 7,7, а последним двум — очень хорошие, почти отличные 8,2-8,3. И даже кажущееся мне проседание — это не приговор сериалу. Нет, это крепкая, смешная комедия: просто к сиропу примешалось немного соплей. Шоу можно посмотреть хотя бы для того, чтобы в очередной раз отдать дань уважения мастерству Досточтимой Характерной Актрисы Марго Мартиндейл. К тому же, у короткого сезона есть очевидное достоинство: без учёта вступительных и завершающих титров каждого эпизода «Липучка» — по сути фильм на 2,5 часа, который можно проглотить за один присест, подсластив свой день.

Александр Галичанин для Альтерлит