Найти в Дзене
Новый компаньон

В одном из лучших музеев Пермского края – Чердынском – радикально обновляется экспозиция

   © Юлия Баталина
© Юлия Баталина

Давно замечено: когда в Перми стоит слякотное межсезонье, в Чердыни уже настоящая зима. Здесь не посыпают тротуары реагентами, а протаптывают узкие дорожки в сугробах. Здесь мало машин, и светофор на перекрёстке центральных улиц выглядит не необходимостью, а данью моде. Туристы знают, что в качестве сувениров из Чердыни нужно везти хлеб, пряники и ржаные пирожки, и едут сюда за стариной, за невероятными видами на парму с вершин семи холмов этой древней столицы; а ещё едут в музей.

Чердынский краеведческий — из тех музеев, который сам по себе может стать целью неблизкой поездки, а в контексте старинного города, зимы и северных природных красот он выглядит как шкатулка, наполненная светом. Точнее, целых пять шкатулок: у музея уже пять зданий — четыре площадки в Чердыни и «Романовский музейный центр» в Ныробе. В 2021 году в музее случилось две революции: он из муниципального стал краевым, и в нём сменился руководитель — приехала из Перми Ирина Трофимова, молодая и очень увлечённая.

Немаловажно и то, что прежний руководитель музея Анна Батагова стала мэром Чердыни, и хотя музей и перешёл в ведение краевого минкульта, глава города своё детище не бросает. Вообще, Анна Батагова — из тех редких руководителей, которые заботятся о сохранении городского наследия. Это именно она продвигает систему продажи объектов культурного наследия с обременением, которая уже привлекла в город нескольких инвесторов, заинтересованных в гостиничном и ресторанном бизнесе.

В общем, Чердынь — это, как нынче принято говорить, особенный кейс: старинный город, который развивается, оставаясь верным себе.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

В музее здешнем с 2021 года непрерывный процесс обновления. Здания одно за другим уходят в реставрацию. Завершён ремонт бывшего мужского приходского училища; это самое недавнее имущественное приобретение музея, получившее название «Новое музейное пространство»; сейчас на реставрации — историческое здание музея, бывшая земская управа; долгие годы именно оно и было, собственно, чердынским музеем, недаром на его стене — мемориальная доска одному из легендарных музейных руководителей, профессору Георгию Чагину. Одновременно реставрируется «Романовский центр» в Ныробе, его экспозиция временно разместилась в «Новом музейном пространстве»; на очереди — здание женской гимназии, где в бывшем выставочном зале разместилась нынче основная экспозиция. Есть ещё Музей истории веры — пятая площадка Чердынского краеведческого — в здании церкви Успения Пресвятой Богородицы. Его бы тоже неплохо отреставрировать, но это собор XVIII века, не так-то просто за это взяться.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

Если вы не были в Чердынском музее хотя бы год, то вас ждёт много нового: экспозиция в двух основных зданиях полностью изменилась. В женской гимназии открылся большой зал, посвящённый ископаемым сокровищам — пермскому звериному стилю и сасанидскому серебру. Это долгожданная экспозиция (0+), и она, конечно, радует многим: здесь можно увидеть знаменитых «тимшерских богинь» — самые загадочные и самые совершенные по технике исполнения предметы пермского звериного стиля; вернулась из запасников и «Редикорская принцесса», правда, если раньше, в историческом здании музея, захоронение демонстрировалось целиком (трогательный скелетик в торжественном убранстве), то нынче музейными правилами человеческие останки показывать запрещено, и в витрине — только украшения.

В этом же здании — прекрасная коллекция изразцов: всевозможные фантазийные львы и птицы с голландских печек и каминов, которые украшали апартаменты чердынских купцов. Эти же дивные звери репродуцированы на музейных сувенирах, можно купить, например, футболку с ними.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

По соседству — в мужском земском училище, нынче называемом «Новое музейное пространство» — кроме экспозиции из Ныроба (0+), посвящённой краткому и скорбному пребыванию на Чердынской земле боярина Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из этой династии, разместились ещё две выставки. «Письма из глубинки» (0+) — история о жизни уездного города на рубеже XIX-ХХ веков, основанная на подлинных письмах и дневниках чердынцев. Здесь множество примет светской жизни провинциальной России в её самые благополучные годы: наряды и музыкальные инструменты, мебель, настольные игры, предметы обихода и, конечно, исторические фотографии.

На втором этаже этого же здания — выставка о самом музее в честь его 125-летия (0+): первые экзотические экспонаты вроде чучела крокодила и страусиного яйца — с этой коллекции начиналась чердынская музейная история; а также рассказ о легендарных руководителях этой нетленной институции, в первую очередь, об «Илье Музейном», как прозвали Илью Алексеевича Лунегова, который руководил музеем с 1929 по 1967 год — почти 40 лет. Именно ему Чердынь обязана эксклюзивной коллекцией пермского звериного стиля и деревянной скульптуры. Не забыты и последователи Лунегова: выдающийся историк и этнограф Георгий Николаевич Чагин и музейщик мирового уровня Виктор Александрович Шмыров — оба они возглавляли в своё время Чердынский музей, обоим он очень обязан.

Три музейных здания, расположенные рядышком на ул. Юргановской, — это самый центр Чердыни, не только географический, но и смысловой. На их вдумчивый осмотр надо выделить полдня, не меньше. Откровенно говоря, и к реставрации зданий, и к экспозиции есть вопросы. Так, «Новое музейное пространство» выглядит действительно очень новым, слишком новым; все эти свеженькие лестницы с сияющими никелем перилами внушают сомнение в историчности здания: кажется, что это новодел. Когда думаешь, что такая же участь ждёт и выставочный зал, грустно становится: жаль будет терять эти стёршиеся ступеньки, хранящие следы ножек сотен гимназисток, и массивные деревянные перила…

Что же касается экспозиции, то ей недостаёт цельности, единого сюжета, внятной логики музейного маршрута; она распадается на несколько разрозненных выставок, причём кажется, что кураторы не очень поняли, какой именно музей они делают и кому его адресуют: это прикамский Эрмитаж, торжественная выставка великих художественных и исторических ценностей — или аттракцион для детей с котом Мурашиком в качестве главного персонажа? Наверное, стоит дождаться финала этого масштабного обновления, чтобы увидеть завершённое целое, которое обязано на эти вопросы ответить.

…А вот к чему нет никаких вопросов — так это к новой экспозиции в Музее истории веры. Этот отдел Чердынского краеведческого открылся в 2000 году, и после этого здесь ничто не менялось 23 года. Артефакты из многочисленных разорённых церквей Верхнекамья были собраны в довольно невнятной экспозиции; зато теперь это образец вдумчивой и содержательной кураторской работы.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

На первом этаже весной 2024 года открылась ёмкая экспозиция «Странствующая церковь» (6+), рассказывающая об истории Иоанно-Богословского монастыря, действующего в Чердыни и поныне. Главная героиня выставочного сюжета — игуменья Руфина, и выставка рассказывает о её монашеском подвиге. В 1919 году глава чердынского женского монастыря с четырьмя сёстрами-монахинями покинула город вместе с отступающей армией Колчака. Сначала в Сибирь, затем на Дальний Восток, оттуда — в китайский Харбин и в Шанхай — и везде матушка Руфина основывала монашеские обители, детские сады, дома призрения, иконописные мастерские. После кончины игуменьи её дело продолжила сестра Ариадна, которая из Шанхая отправилась через океан в Сан-Франциско, и там тоже основала русский женский монастырь.

Интересно, что и сегодня многие монахини Прикамья берут имена Руфина и Ариадна — в память о подвижницах.

Ирина Трофимова вместе с коллегой — экспозиционером Екатериной Котельниковой проделали весь путь игуменьи до китайской границы. Сняли видео, написали книгу и подготовили выставку, по которой сразу видно: это не просто подобранная и продуманная, но и прочувствованная и выстраданная экспозиция. Лаконично, выразительно, трогательно здесь рассказывается обо всех обстоятельствах чердынской жизни первых послереволюционных лет. Воссоздана обстановка кабинета настоятельницы — нарядное, но жёсткое кресло, один из первых в Чердыни телефонов, а цветок в горшке — ну, точно такой же, как на фото, где запечатлена игуменья на рабочем месте.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

А вокруг — религиозное разнообразие и революционный террор. Верховья Колвы населяли староверы, не признающие Русскую православную церковь, и в экспозиции — замечательные фото из старообрядческой деревни Нюзим, сделанные Георгием Чагиным, старообрядческие иконы, книги, лествицы — аналог молитвенных чёток. Напротив — фотография чердынского тюремного зАмка и массивная дверь одной из камер, испещрённая надписями, оставленными заключёнными… Рассматриваешь экспозицию, следишь за «крутым маршрутом» чердынских монахинь, и как будто увлекательный исторический роман читаешь.

Музей истории веры продолжает обновляться. Совсем недавно, в декабре 2024-го, на втором этаже открылась экспозиция редкой иконы (0+). Здесь собраны действительно уникальные экспонаты: редкие сюжеты, редкие персонажи, редкие живописные техники. Отдельный уголок посвящён домашней иконе со святыми покровителями, здесь есть, например, икона, на которой изображены и подписаны все святые на все дни года! Икона небольшого формата, так что эта работа по уровню рукодельности может сравниться с вырезанием образа Шивы на рисовом зёрнышке.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

Второй этаж Музея истории веры рассказывает ещё несколько замечательных сюжетов: о чердынских купцах-меценатах, об иконописной мастерской Федосеевых, что располагалась в Покче… Достойно внимания и само помещение музея: здесь частично сохранились богатые фрески Успенской церкви.

   © Марина Ведерникова
© Марина Ведерникова

Сейчас работает лишь три из пяти музейных площадок, ещё две откроются после реставрации не ранее 2026 года, но уже сейчас на осмотр Чердынского краеведческого вместе с Музеем истории веры надо потратить не меньше целого дня — с утра до вечера. Так что приезжать лучше с ночёвкой, тем более что сейчас это не связано с неудобствами: в центре города открылся прекрасный отель «На семи холмах», а при нём — вкусный ресторан, где можно изучить ещё одно чердынское достояние — легендарные грибные пельмени, по-местному «ушки».