ЭПИКУР
Древнегреческий философ-материалист Эпикур родился на острове Самос, в семье школьного учителя Неокла, выходца из Афин. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу. Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (его школу поэтому впоследствии назвали «Сад Эпикура», Над входом в сад висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». Из большого наследия Эпикура (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание. Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании) Эпикур объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни – в достижении удовольствий. Удовольствие, по Эпикуру, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке – это страсти и страх, от которых призвана излечить людей философия.«Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Освобождение души от гнетущих ее страхов открывает путь к блаженной жизни.
Философия Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.
СЕНЕКА
СЕНЕКА
– римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из выдающихся представителей стоицизма. Он рос и воспитывался в состоятельной семье, принадлежавшей к сословию всадников.Отец философа, Луций Анней Сенека Старший, и мать, Гельвия были образованными людьми. В частности, глава семейства являлся римским всадником и ритором.Еще в раннем возрасте Сенека был привезен отцом в Рим. Вскоре мальчик стал одним из учеников пифагорейца Сотиона. Одновременно с этим Сенека получал образование у таких стоиков, как Аттал, Секстий Нигер и Папирий Фабиан.Сенека-старший хотел, чтобы в будущем его сын стал адвокатом. Мужчина радовался тому, что мальчик хорошо усваивал разные науки, был эрудирован, а также обладал прекрасными ораторскими навыками. В юности Сенека увлекся философией, однако под влиянием отца он планировал связать свою жизнь с адвокатской деятельностью. Очевидно так бы и случилось, если бы не внезапная болезнь. Сенека был вынужден уехать в Египет, Пребывая в Египте, Сенека продолжал заниматься самообразованием. Кроме этого, он уделял много времени написанию естественно-научных трудов.Возвратившись на родину Сенека начал открыто критиковать действующий строй в Римской империи и государственных деятелей, обвиняя последних в безнравственности. В данный период биографии он занялся написанием работ, связанных с морально-этическими проблемами. Мыслитель решил добровольно уйти в отставку в 64 г. Более того, почти все свое состояние он передал в государственную казну, а сам обосновался в одном из своих имений. Сенека являлся приверженцем философии стоицизма. Это учение проповедовало безразличное отношение к миру и эмоциям, апатию, фатализм и спокойное отношение к любым поворотам в жизни. стоицизм представлял собой твердость и мужество в жизненных испытаниях. Он стремился понять, что есть мироздание, что управляет миром и как он устроен, а также исследовал теорию познания. Он заявлял, что философия прежде всего помогает человеку действовать, а не просто размышлять.
На тот момент не было настолько противоположных философских школ, как стоицизм и эпикуреизм Эпикурейцы призывали к наслаждению жизнью и всему тому, что доставляет удовольствие. В свою очередь, стоики придерживались аскетичного образа жизни, а также пытались держать под контролем собственные эмоции и желания. В своих трудах Сенека обсуждал множество нравственных и моральных проблем. В работе «О гневе» автор говорил о важности подавления гнева, а также проявлении любви к ближнему. В других произведениях, Сенека рассуждал о милосердии, которое приводит человека к счастью. Он подчеркивал, что в милосердии особенно нуждаются правители и чиновники. За годы своей биографии Сенека написал 12 трактатов и 9 трагедий, основанных на легендах. Также философ прославился своими изречениями. Его афоризмы до сих пор не теряют своей актуальности.
Марк Аврелий
Марк Аврелий принадлежал к сенаторской семье испанского происхождения. В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан. Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Большое внимание Марк Аврелий уделял Судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений. Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «К самому себе». Среди учителей философии Марка Аврелия были стоики: Юний Рустик, Аполлоний Халкедонский, Максим Клавдий. Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.
Зенон Китийский.
Родился в греко-финикийском городе Китие на Кипре. Потомок выходцев из Финикии, сын Мназея. Занимался морской торговлей. Диоген Лаэртский даёт портрет Зенона: это был худой, смуглый и высокий, нескладный и слабосильный человек с кривой шеей и толстыми ногами, любивший полакомиться зелёными фигами и пожариться на солнцепёке. Он был скромен и стеснялся своей неприглядной наружности.
В 308 году до н. э. Зенон основал собственную школу в Афинах. Сам став учителем, он собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались, по его имени, зенонеями, а потом, по месту преподавания, Расписной Стои — стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особое уважение афинян и царя ; награждённый при жизни золотым венцом и статуей, он после смерти удостоился почётного погребения..
Живя крайне просто, без семьи и рабов, он избегал, однако, практиковавшейся киниками нищеты и грязи. Он прожил в Афинах около шестидесяти лет и достиг глубокой старости; Причем передают, что он умер, специально задержав дыхание, то есть покончив жизнь самоубийством (этика стоиков это признавала нормальным в случае целесообразности) Учение 3енона характеризуется преимущественным вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. Этика строится на основе учения о природе, именуемого физикой. Согласно Зенону, миром управляет некая сила — фатум, однако сам мир есть живое целое, пронизанное пневмой — космическим дыханием. В человеческом поведении первичным является движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Зенон вслед за Гераклитом основой сущего провозглашает огонь, который он отождествляет с Логосом. В учении об обществе Зенон развивал космополитическое воззрение.
На первое место в философии он ставил логику, цель которой — научить людей правильно судить о вещах и избавить их от заблуждений. Логика, говорил Зенон, — это как бы ограда, защищающая сад, в котором деревья — это физика, и плоды — этика. Именно он ввёл термин «логика» для обозначения самостоятельной науки о мышлении, взамен термина «аналитика», который употреблялся Аристотелем. Зенон был номиналистом. В мире, учил он, существуют только единичные вещи, которые воздействуют на чувства человека. Возникающие в результате воздействия ощущения и представления — это отпечатки единичных вещей в душе человека, которая также телесна. Они истинны тогда, когда вещь как бы принудительно добивается согласия.
Гай Музоний Руф
Римский философ-стоик. Преподавал философию в Риме во время правления Нерона, впоследствии в 65 году н. э. был изгнан, вернулся в Рим после прихода к власти Гальбы. Ему было разрешено остаться в Риме, когда Веспасиан в 71 г. н. э. подвергнул высылке из города всех других философов, но, в итоге, он также был в ссылке и вернулся после смерти Веспасиана. Сохранились фрагменты его лекций. Его философия оказала сильное влияние на позднеантичных и христианских авторов.
Музоний уделял больше внимания этике, чем логике и физике. Его философия во многом схожа с философией Эпиктета, но более прагматической и социальной направленности, состоит из правил поведения в конкретных жизненных ситуациях. Центральное убеждение в его этике, что все люди имеют задатки для добродетельной жизни.Он был учителем Эпиктета.
Типичный римский интеллигент, Музоний внес свой вклад в формирование того образа достойной жизни, который доминировал в европейском сознании почти во все времена, и личным примером подтвердил верность своим принципам.
«Музоний стал знаменитым потому, что мужественно переносил страдания и с истинной выдержкой встречал жестокость тиранов»
«По происхождению он не уступал никому из римлян, пользовался известностью большей, чем кто-либо за долгие времена, и, как считают, после древних жил в наибольшем согласии со своим учением»
Гераклит
Достоверных сведений о жизни Гераклита сохранилось немного. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе. Он однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата.Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем». Он, по-видимому, был знаком с воззрениями философов Милетской школы, Пифагора, Ксенофана. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил стал героем одноимённого платоновского диалога.Император Марк Аврелий в своих мемуарах пишет, что Гераклит умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.
Гераклит является одним из основоположников диалектики.
У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейельмахера. Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).
Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о Божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные»[. Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:
Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца —Книга его — это путь, трудный для пешей стопы, Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный Вводит на эту тропу — солнца светлее она.
Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».