"Мир ловил меня, но не поймал"
"Был такой замечательный украинский философ, Григорий Сковорода. У него есть одна удивительная фраза, где он ту же мысль выразил по-своему. Он говорит: «Не ищите счастья за морем». Сейчас люди счастье в Америке ищут. Он говорил: "Не ищите счастья за морем. Благодарение Всевышнему за то, что Он все нужное нам сделал нетрудным, а все ненужное – трудным", — сказал на одной из своих лекций гуру и философ современности Бхакти Вигьяна Госвами.
А на могиле Григория Сковороды была помещена эпитафия, сочинённая им самим: «Мир ловил меня, но не поймал».
Кто же такой Григорий Сковорода и как сделать так, чтобы мир нас не поймал? Как, по мнению Сковороды можно стать счастливым и что такое макрокосм и микрокосм? Об этом — в статье.
«Действительно, всё делается по воле Божией, но и я с ней согласен, и она уже моя воля...премудрость: если исполняем, что говорим: «Да будет воля твоя...» (Григорий Сковорода)
Религиозный философ, поэт и композитор
Григорий Саввич Сковорода́ (1722 — 1794) был странствующим философом, поэтом, баснописцем и педагогом, значительно повлиявшим на развитие восточнославянской культуры. Григория Сковороду называют первым самобытным философом Российской империи, ставшим в конце эпохи казацкого барокко, у истоков русской религиозной философии.
Философу принадлежит учение о Трех Мирах (макрокосме, микрокосме и "символичном" мире). Сковорода был образован и владел несколькими иностранными языками, в том числе латинским и немецким, хорошо знал греческий и еврейский.
При прочтении Сковороды становится понятно, что философ также обращался к трудам великих ученых античности: к работам Платона, Аристотеля, Эпикура, Филона, Плутарха, Сенеки, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Григория Богослова. Кроме того, Сковороде также принадлежат переводы-переложения из Плутарха, Цицерона, Горация и других авторов.
Помимо всего прочего, философ Григорий Сковорода был известен как композитор литургической музыки и автор ряда песен на собственные тексты. Некоторые из его философских песен, известных как «Сковородские псалмы», даже встречались в репертуаре слепых бродячих народных музыкантов.
Также в биографии мыслителя можно найти сведения о преподавательской деятельности. Так, в 1759 году Сковорода был приглашён учителем по классу пиитики в Харьковский коллегиум. Однако поэзию Сковорода преподавал в соответствии со своими представлениями, что и стало причиной его увольнения.
Сковорода вел странствующий образ жизни, периодически останавливаясь погостить у приятелей и друзей. "Часто странствуя пешком, обошёл Венгрию, Австрию, Польшу, Германию, Италию. Знакомился с учёными, посещал лекции в университетах. Есть сведения о его встрече с Кантом." (Источник).
"Ф. Лубяновский, встречавший Сковороду в последние годы, писал: «Страсть его была жить в крестьянском кругу; любил он переходить из слободы в слободу, из села в село, из хутора в хутор; везде и всеми был встречаем и провожаем с любовью, у всех был он свой... Хозяин дома, куда он входил, прежде всего всматривался, не нужно ли было что-либо поправить, почистить, переменить в его одеянии и обуви: всё то немедленно и делалось. Жители тех особенно слобод и хуторов, где он чаще и долее оставался, любили его как родного. Он отдавал им всё, что имел: не золото и серебро, а добрые советы, увещевания, наставления, дружеские попреки за несогласия, неправду, нетрезвость, недобросовестность»." (Источник)
В одном из писем он опишет свою комнату в в доме дворянина Андрея Ивановича Ковалевского так: «…Ничего мне не нужно, как спокойная келья, да наслаждаюсь моей невестой… Библией!».
Макрокосмы и микрокосмы
В своих работах Григорий Сковорода часто провозглашал единство всего: Бога, Вселенной и человека в нем. Философ воспринимал этот мир как неразрывную взаимосвязь трех миров: макрокосмы, микрокосмы и третьего, «символичного» мира.
Макрокосма — это бесконечная Вселенная, космос, а микрокосма — сам человек. Микромир, то есть человек, становится воплощением макромира — космоса. Оба этих мира равны в своей бесконечности: бесконечны Бытие и пространство Космоса, так же беспределен и человек.
Значение третьего, "символичного" мира заключается в том, чтобы одновременно отражать и соединять первый и второй миры. По мнению Сковороды, именно в третьем мире воплотилась библейская история, а также мифология и фольклор.
Библия — символическая реальность, связывающая эти два мира и идеально их в себе отражающая. Символы Библии «открывают в нашем грубом практическом разуме второй разум, тонкий, созерцательный, окрыленный, глядящий чистым и светлым оком голубицы. Библия поэтому вечно зеленеющее плодоносящее дерево. И плоды этого дерева – тайно образующие символы». (В. Ф. Эрн «Сковорода Г. С. Жизнь и учение»)
Так, мир состоит из трех этих миров и двух натур: видимого и невидимого, недоступного обыденному взгляду. О "невидимой" натуре философ будет много рассуждать в своих трудах.
«Весь мир, – писал он, – состоит из двух натур: одна – видимая, другая – невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая – Бог. Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь проницает и содержит; везде всегда был, есть и будет». ("Наставления бродячего философа")
Так, например, тело человеческое видно, но проницающий это самое тело ум не виден, он невещественен:
"По сей причине у древних Бог назывался ум всемирный. Ему ж у них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч. А у христиан знатнейшие ему имена следующие: Дух, Господь, Царь, Отец, Ум, Истина." (Источник)
Что касается видимой натуры, то это все, что доступно нашему глазу и первоначальному восприятию — это вещество, или материя, земля, плоть и прочее.
В своих работах Сковорода также рассуждает о природе восприятия вещей, о их "невидимой сути". Упомяная о «плотском оке», которое видит в словах только краску, а «самих в письме фигур не различает», он говорит: «Краска – не иное что, как порох и пустошь; рисунок или пропорция и расположение красок – то сила. А если её нет, в то время краска – грязь и пустошь одна»; «Краски на картине всяк видит, но чтоб рисунок и живопись усмотреть, требуется другое око, а не имеющий оное, слеп в живописи».
Как стать счастливым?
За этим вопросом предлагаю обратиться к книге "Наставления бродячего философа", написанной в 1766 году для молодого шляхетства Харьковской губернии и обновленной в 1780 году.
Рассуждения о природе счастья встречают читателя в самом "Преддверии" работы: "Благодарение блаженному Богу о том, что нужное сделал нетрудным, а трудное ненужным.
Нет слаще для человека и нет нужнее, как счастье; нет же ничего и легче сего. Благодарение блаженному Богу. Царствие Божие внутри нас. Счастие в сердце, сердце в любви, любовь же в законе вечного."
Такое внутренне счастье словно "непрестающее вéдро и незаходящее солнце", которое "просвещает сердечную бездну". Так, согласно философу, счастье для человека — вещь самая необходимая, а достигнуть его можно, обретя это самое счастье в сердце, наполнив сердце любовью к Богу, а значит и ко всему, что человека окружает.
Как же обрести это счастье в сердце? Григорий Сковорода дает простой и практический ответ: нужно жить по законам и советам Божьим, в душе при этом полагаясь на его Волю. Он подчеркивает, что человек, живя по иным, придуманным им самим или кем-то еще законам делается несчастным. Тогда и счастие его становится подобно воровской монете:
"Яснее сказать так: Я глава твоего благополучия и свет Разума. Берегись, чтоб ты не основал жития твоего на иных советах, искусствах и вымыслах, хотя б они из ангельских умов родились. Положись на меня слепо. Если ж, меня минув, заложишь век твой на иной премудрости, то она тебе будет и богом, но не истинным, а посему и счастие твое подобно будет воровской монете."
Еще один совет, который способен привести человека к счастью — бескорыстное служение другим. Иными словами, забота о ближнем. Об этом Сковорода скажет:
"... поклоняйся не пустыми только церемониями, но самым делом, сердечно ему (Богу) подражая. Его дело и вся забава в том, чтоб всеминутно промышлять о пользе всякой твари, и от тебя больше ничего не требует, кроме чистосердечного милосердия к ближним твоим."
Любить нужно ближних, и прежде всего — отца и мать своих. Ведь они "суть видимые портреты того невидимого существа, которое тебе столько одолжает." Поэтому философ скажет "...отца и мать почитай и служи им".
Среди всех десяти заповедей, способных сделать человека счастливым, заключающей стала "не пожелай". Не пожелай зла. Сковорода объясняет, что "злое намерение семя есть злых дел" и подчеркивает, что "сердце рабское неисчерпаемый есть источник худых намерений". Так, если его заполнили злые семена, нужно переродить сердце свое с помощью Бога, развить в себе нелицемерную любовь. Такое сердце никогда не согрешает.
"Бог, Божие слово, к Его слову любовь — все то одно", — пишет Сковорода.
Эта вечная премудрость Бога и является причиной и целью всего: " от нее, чрез нее и для нее все в них написано."
Сковорода называет разные имена Ее: " По сей причине разные себе имена получила. Она называется образ Божий, слава, свет, слово, совет, воскресение, живот, путь, правда, мир, судьба, оправдание, благодать, истина, сила Божия, имя Божие, воля Божия, камень веры, царство Божие и проч."
Сковорода также скажет: "Хочешь ли блаженным быть? Будь доволен долею своей природы».
Философ, мистик, богослов?
Кем же был Григорий Сковорода? Философом, богословом или поэтом? Точный ответ на этот вопрос дать непросто. Однако одно можно сказать наверняка — он был неординарной личностью, сумевшей соединить в себе глубины философских идей лучших мыслителей древности, вечные истины верующего в Бога человека и дух времени:
"Говоря о философии Сковороды, следует сказать, что до сих пор не существует ее общепризнанного толкования. Его феномен заключается в том, что авторы этих оценок теряются в главном: как оценить его самого, кто он? Если считать его богословом, то его богословие, конечно, не является чисто православным, но он, не принявший сана и не оставшийся в стенах духовных школ, сам не претендовал на это звание. Сектантом и еретиком его тоже нельзя назвать, потому что он никогда не говорил от имени Церкви и не старался своим учением заменить вероучение Церкви. Он был на самом деле философом, что само по себе в то историческое время в России было фактом поразительным и трудно воспринимаемым, поскольку тогда философия виделась только в античном её проявлении или в западноевропейском. Наличие философской мысли, стремящейся явить себя, но в то же самое время не желающей порывать с верой, с реальностью мистического опыта, мы впервые встречаем в творчестве Сковороды. И это было так неожиданно, ново и непривычно, что до сих пор, пожалуй, не перестаёт удивлять исследователей его трудов." (Источник)
. . .
"Мир ловил меня, но не поймал" — хорошо, если мы сможем сказать это и о себе.