Найти в Дзене

Секреты создания кукол для театра раскрыла Нина Достовалова

Есть в нашем городе люди с редкой профессией, можно уверенно сказать - штучные экземпляры. Одна из таких редких - Нина Викторовна Достовалова. Заведующая художественно-постановочной частью КДО «Энергетик» создает удивительных кукол.

20-й театральный Нины Достоваловой

Руки Нины Викторовны рож­дают не только героев для тетра кукол «Буратино», но и декорации для постановок, весь сценический реквизит и атрибутику. Таким ценным кадром с золотыми рука­ми может похвастать не каждый кукольный театр.

-2

Нина Викторовна в этом плане самоучка. Когда она пришла рабо­тать в «Энергетик» из дома быто­вых услуг, где была технологом в цехе по пошиву и ремонту обуви, то была принята с испытательным сроком на два месяца. Но задержа­лась здесь на 20 лет. В этом году образцовому театру кукол «Бура­тино» исполнилось 55 лет. И, зна­чит, в коллективе двойной юбилей.

-3

Сам театр кукол место удиви­тельное. Жаль, если вы или ваши дети там ни разу не бывали.

- Когда я пришла из сферы бытовых услуг в культуру, было страшновато. Надо было делать куклы, реквизит, декорации к спектаклям. А как их делать, рассказать было некому. Нашла несколько книг по кукольным театрам, по изготовлению реквизита. Как-то пома­леньку вникла в специфику работы. Смотрела, из чего и как сделаны прежние куклы, как они крепят­ся. Что удобно, что нет для детской руки. Так от спектакля к спектаклю приходил опыт.

На новом месте очень пригодились и ее знания технолога, и умения портнихи, и ху­дожественные курсы - в общем, весь жизненный опыт, в том числе и мате­ринский, который был накоплен за эти годы.

- Режиссером в то время в те­атре была Люда Четвертных, она только окончила заочно первый курс Минусинского культпросвет-училища. И у нее, как и у меня, тоже не было никакого опыта, учила детей кукловождению, проводила занятия с детьми. Через пять месяцев мы выпу­стили свой первый спектакль «Волшебник Ох!».

Вот уже 14 лет режиссером театра «Буратино» является Александра Вадимовна Редро­ва. И кукольный театр - это их маленькое царство, со своей сказочной атмосферой и по­тайной комнатой, где живут и рождаются куклы…

-4

Образцовый театр ежегодно дает по две новые постанов­ки. А к новому спектаклю нужно изготовить от 5 до 10 кукол. Это могут быть и зверюшки, и разные люди.

Трудно представить, что та­кая красота рождается из про­стых подручных вещей. Пустых бутылок, проволоки, поролона, различной ткани, флиса, меха, кожи, дерева, бумаги и по­лимерного пластилина. В ход идет абсолютно все, даже пух из рогозы для моделирования головы. Ну а без моментального клея и клеевого пистолета здесь вообще не обойтись…

-5

Нина Викторовна для из­готовления кукол пользуется разными техниками. Одна из основных и традиционных - это папье-маше. Готовый слепок из полимера обклеивают бу­магой, шлифуют наждачной бу­магой, а после раскрашивают. Самое сложное и ответствен­ное - сделать лицо куклы. Оно должно выражать характер: радостный, злой, хитрый, до­бродушный, высокомерный.

Ведь кукла не может поменять эмоции, показывать их - дело актеров. Мастеру надо создать куклу, а вложить в нее душу, оживить ее должны актеры. Характер же должен быть по­нятен с первого взгляда. По­этому перед созданием куклы мастер внимательно изучает сценарий, что делает герой, какая у него роль, какие движе­ния и действия он выполняет. В каждую куклу закладывается своя техническая сложность. И, конечно, шьется соответствую­щая образу одежда.

Когда проходят спектакли, заведующий художественно- постановочной частью всегда в зале смотрит и на своих кукол, и на игру актеров, и на реакцию детей. Понравилось ли? Ведь именно юные зрители – глав­ные ценители творчества как актеров, так и руководителей кукольного театра.

-6

- Особые слова благодар­ности хочется сказать нашей прекрасной художнице, удиви­тельному человеку Нине Викто­ровне Достоваловой, – врыва­ется в наш разговор режиссер театра Александра Редрова. - Нам чрезмерно повезло с ней. Это неутомимый труженик, с неиссякаемым вдохновением и тонким вкусом. Ею на высшем уровне изготовлены куклы в различных техниках и декора­ции примерно к 30 спектаклям,а может, и больше. К каждому спектаклю стараемся сделать но­вых кукол. Этот год юбилейный не только для театра, для Нины Вик­торовны. Это 20-й сезон ее рабо­ты в театре. Желаем ей долгих лет творческой жизни, сил и вдохновения! Она пример для каждого из нас.

И если в театре главные - актеры и режиссер, то в мастерской царствует за­ведующая художественно-по­становочной частью. Мастерская - небольшая комната, но в ней рождаются и хранятся все куклы со спектаклей. Среди них можно ходить как среди экспонатов в му­зее и слушать интересные истории, как они родились и в каких спек­таклях играли. Некоторые имеют вторую жизнь и после небольшой переделки получают новые роли.

Рассматривая это многообразие кукол, живущих «в каморке папы Карло», я не удержалась и задала вопрос:

- У вас есть любимая кукла?

Нина Викторовна задумалась. Как из всех выбрать любимую?

- Наверное, этот страусенок. Здесь волосы от шапочки, а это сделано из жилетки, а внутри шланг… - выдает она все секре­ты. - Каждый раз, когда думаешь над созданием куклы, смотришь на окружающие вещи или предметы по-особому. А что из этого мож­но сделать? Ведь на изготовление куклы часто идут уже ненужные вещи. Сейчас, конечно, стало больше возможностей: материалы новые, интернет в помощь… Кра­сивые глаза уже можно купить. А раньше я их делала, например для больших кукол, из шариков от де­зодоранта…
-8

Уже вечером, перебирая наш разговор в уме, Нина Викторовна прислала фотографии Бабы-Яги.

- Вот это, наверное, самая люби­мая кукла. Я ее делала в подарок коллеге на юбилей. Для Валентины Кузьминичны Львовой. Она много лет играла Бабу - Ягу на новогод­них утренниках в ДК.
-9

Правда, удивительно? Истинный художник и мастер может создать, казалось бы, из ничего настоящий шедевр. Нина Викторовна все де­лает сама. Хотя первое время муж делился техническими материала­ми и помогал при разных просьбах. Сейчас же все необходимое есть в магазине, либо можно выписать через интернет. Работу на дом ма­стер не берет. Дома у нее совсем другое, не менее ценное, увлечение - садовые культуры и цветы.

Нина Викторовна, кстати, делает и большие ростовые куклы из по­ролона, которые развлекают жите­лей на народных гуляниях, прово­димых коллективом «Энергетика».

Этапы рождения куклы. К голове в технике папье-маше прикрепляется флакон от обычного моющего средства. К нему крепят на проволоку кусочки втулки от фольги, обматывают поролоном, накладывают живот и другие формы из кусков поролона, скрепляют все леской и проволокой. Облачают в одежды, и перед нами - красавица Бага-Яга.

-10

Сегодня она нисколько не жале­ет, что жизнь привела ее работать в культуру:

- Работа оказалась интересной, творческой, для полета фантазии места много. Всегда было работать в ДК комфортно, везло и с дирек­торами, и с коллегами и двадцать лет назад, и сейчас. Правильно го­ворят, найдите работу для души и вы никогда не будете работать… Это правда.

Собственные дети Александр и Ирина у Нины Викторовны вырос­ли без театра, а вот внучки Риана и София в дошкольном возрасте любили приходить в театр на спек­такли, поводить кукол за ширмой, понаблюдать за работой бабушки. С возрастом это увлечение, увы, прошло, выбрали для себя другие секции и увлечения.

Наверное, такое необычное за­нятие, как кукольный театр, - это дело жизни для необычных людей…

Ольга ЦИКУРОВА

Фото автора и из личного архива Нины Достоваловой