Есть в нашем городе люди с редкой профессией, можно уверенно сказать - штучные экземпляры. Одна из таких редких - Нина Викторовна Достовалова. Заведующая художественно-постановочной частью КДО «Энергетик» создает удивительных кукол.
20-й театральный Нины Достоваловой
Руки Нины Викторовны рождают не только героев для тетра кукол «Буратино», но и декорации для постановок, весь сценический реквизит и атрибутику. Таким ценным кадром с золотыми руками может похвастать не каждый кукольный театр.
Нина Викторовна в этом плане самоучка. Когда она пришла работать в «Энергетик» из дома бытовых услуг, где была технологом в цехе по пошиву и ремонту обуви, то была принята с испытательным сроком на два месяца. Но задержалась здесь на 20 лет. В этом году образцовому театру кукол «Буратино» исполнилось 55 лет. И, значит, в коллективе двойной юбилей.
Сам театр кукол место удивительное. Жаль, если вы или ваши дети там ни разу не бывали.
- Когда я пришла из сферы бытовых услуг в культуру, было страшновато. Надо было делать куклы, реквизит, декорации к спектаклям. А как их делать, рассказать было некому. Нашла несколько книг по кукольным театрам, по изготовлению реквизита. Как-то помаленьку вникла в специфику работы. Смотрела, из чего и как сделаны прежние куклы, как они крепятся. Что удобно, что нет для детской руки. Так от спектакля к спектаклю приходил опыт.
На новом месте очень пригодились и ее знания технолога, и умения портнихи, и художественные курсы - в общем, весь жизненный опыт, в том числе и материнский, который был накоплен за эти годы.
- Режиссером в то время в театре была Люда Четвертных, она только окончила заочно первый курс Минусинского культпросвет-училища. И у нее, как и у меня, тоже не было никакого опыта, учила детей кукловождению, проводила занятия с детьми. Через пять месяцев мы выпустили свой первый спектакль «Волшебник Ох!».
Вот уже 14 лет режиссером театра «Буратино» является Александра Вадимовна Редрова. И кукольный театр - это их маленькое царство, со своей сказочной атмосферой и потайной комнатой, где живут и рождаются куклы…
Образцовый театр ежегодно дает по две новые постановки. А к новому спектаклю нужно изготовить от 5 до 10 кукол. Это могут быть и зверюшки, и разные люди.
Трудно представить, что такая красота рождается из простых подручных вещей. Пустых бутылок, проволоки, поролона, различной ткани, флиса, меха, кожи, дерева, бумаги и полимерного пластилина. В ход идет абсолютно все, даже пух из рогозы для моделирования головы. Ну а без моментального клея и клеевого пистолета здесь вообще не обойтись…
Нина Викторовна для изготовления кукол пользуется разными техниками. Одна из основных и традиционных - это папье-маше. Готовый слепок из полимера обклеивают бумагой, шлифуют наждачной бумагой, а после раскрашивают. Самое сложное и ответственное - сделать лицо куклы. Оно должно выражать характер: радостный, злой, хитрый, добродушный, высокомерный.
Ведь кукла не может поменять эмоции, показывать их - дело актеров. Мастеру надо создать куклу, а вложить в нее душу, оживить ее должны актеры. Характер же должен быть понятен с первого взгляда. Поэтому перед созданием куклы мастер внимательно изучает сценарий, что делает герой, какая у него роль, какие движения и действия он выполняет. В каждую куклу закладывается своя техническая сложность. И, конечно, шьется соответствующая образу одежда.
Когда проходят спектакли, заведующий художественно- постановочной частью всегда в зале смотрит и на своих кукол, и на игру актеров, и на реакцию детей. Понравилось ли? Ведь именно юные зрители – главные ценители творчества как актеров, так и руководителей кукольного театра.
- Особые слова благодарности хочется сказать нашей прекрасной художнице, удивительному человеку Нине Викторовне Достоваловой, – врывается в наш разговор режиссер театра Александра Редрова. - Нам чрезмерно повезло с ней. Это неутомимый труженик, с неиссякаемым вдохновением и тонким вкусом. Ею на высшем уровне изготовлены куклы в различных техниках и декорации примерно к 30 спектаклям,а может, и больше. К каждому спектаклю стараемся сделать новых кукол. Этот год юбилейный не только для театра, для Нины Викторовны. Это 20-й сезон ее работы в театре. Желаем ей долгих лет творческой жизни, сил и вдохновения! Она пример для каждого из нас.
И если в театре главные - актеры и режиссер, то в мастерской царствует заведующая художественно-постановочной частью. Мастерская - небольшая комната, но в ней рождаются и хранятся все куклы со спектаклей. Среди них можно ходить как среди экспонатов в музее и слушать интересные истории, как они родились и в каких спектаклях играли. Некоторые имеют вторую жизнь и после небольшой переделки получают новые роли.
Рассматривая это многообразие кукол, живущих «в каморке папы Карло», я не удержалась и задала вопрос:
- У вас есть любимая кукла?
Нина Викторовна задумалась. Как из всех выбрать любимую?
- Наверное, этот страусенок. Здесь волосы от шапочки, а это сделано из жилетки, а внутри шланг… - выдает она все секреты. - Каждый раз, когда думаешь над созданием куклы, смотришь на окружающие вещи или предметы по-особому. А что из этого можно сделать? Ведь на изготовление куклы часто идут уже ненужные вещи. Сейчас, конечно, стало больше возможностей: материалы новые, интернет в помощь… Красивые глаза уже можно купить. А раньше я их делала, например для больших кукол, из шариков от дезодоранта…
Уже вечером, перебирая наш разговор в уме, Нина Викторовна прислала фотографии Бабы-Яги.
- Вот это, наверное, самая любимая кукла. Я ее делала в подарок коллеге на юбилей. Для Валентины Кузьминичны Львовой. Она много лет играла Бабу - Ягу на новогодних утренниках в ДК.
Правда, удивительно? Истинный художник и мастер может создать, казалось бы, из ничего настоящий шедевр. Нина Викторовна все делает сама. Хотя первое время муж делился техническими материалами и помогал при разных просьбах. Сейчас же все необходимое есть в магазине, либо можно выписать через интернет. Работу на дом мастер не берет. Дома у нее совсем другое, не менее ценное, увлечение - садовые культуры и цветы.
Нина Викторовна, кстати, делает и большие ростовые куклы из поролона, которые развлекают жителей на народных гуляниях, проводимых коллективом «Энергетика».
Этапы рождения куклы. К голове в технике папье-маше прикрепляется флакон от обычного моющего средства. К нему крепят на проволоку кусочки втулки от фольги, обматывают поролоном, накладывают живот и другие формы из кусков поролона, скрепляют все леской и проволокой. Облачают в одежды, и перед нами - красавица Бага-Яга.
Сегодня она нисколько не жалеет, что жизнь привела ее работать в культуру:
- Работа оказалась интересной, творческой, для полета фантазии места много. Всегда было работать в ДК комфортно, везло и с директорами, и с коллегами и двадцать лет назад, и сейчас. Правильно говорят, найдите работу для души и вы никогда не будете работать… Это правда.
Собственные дети Александр и Ирина у Нины Викторовны выросли без театра, а вот внучки Риана и София в дошкольном возрасте любили приходить в театр на спектакли, поводить кукол за ширмой, понаблюдать за работой бабушки. С возрастом это увлечение, увы, прошло, выбрали для себя другие секции и увлечения.
Наверное, такое необычное занятие, как кукольный театр, - это дело жизни для необычных людей…
Ольга ЦИКУРОВА
Фото автора и из личного архива Нины Достоваловой