Ватикан — город-государство, лежит на правом берегу Тибра и включает в себя суверенную государственную папскую область в пределах Рима, образованную вместо упраздненного в 1870 году при объединении Италии папского государства. К городу Ватикану относятся площадь Св. Петра, собор Св. Петра, Ватиканские сады, по большей части обнесенные стеной. К самому маленькому государству мира (площадь – 0,44 км², население – около 1000 жителей) относятся также патриаршие базилики Санта-Мария-Маджоре, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Сан-Джованни-ин-Латерано, административные здания и папская летняя резиденция в замке Кастель-Гандольфо.
Ватикан расположился в Италии в западной части Рима, на холме, который называется Монте – Ватикано, от него и пошло название страны. Ватикан — самое маленькое государство в мире, официально признанное мировым сообществом. Его площадь составляет всего 0,44 кв. км, а протяжённость государственной границы — 3,2 километра. По количеству населения оно занимает также одно из последних мест в мире, так как по оценкам на территории Ватикана проживает всего тысяча человек. По данному показателю Ватикан занимает третье место, уступая лишь Монако и Сингапуру.
В период раннего Средневековья на холме Монте – Ватикано был построен дворец, который затем, в 1377 году стал постоянной резиденцией главы Римской католической церкви – Папы Римского. После объединения Италии и присоединения к ней Рима, был положен конец светской власти Папы Римского. В ответ на это, Папа Римский заявил, что не признает объединения Италии и провозгласил себя «ватиканским узником».
В международном праве Ватикан признаётся вспомогательной суверенной территорией Папского Престола. Это резиденция высшего духовного руководства римско-католической церкви. Официальными языками в государстве Ватикан являются итальянский и латинский. Форма правления — абсолютная теократическая монархия, во главе которой находится Папа Римский, который избирается кардиналами на пожизненный срок.
История папского государства
Начало созданию Папской области положил Пипин Короткий, подаривший в 756 г. папе Стефану II (III) (752–757) часть территории Равеннского экзархата. До середины IX в. Папская область фактически входила в состав Каролингской империи, но понтифики постоянно стремились к обретению политической независимости. С этой целью в Римской курии был сфабрикован документ, известный как «Константинов дар». В соответствии с ним папы Римские якобы были наделены политической властью ещё в IV в. императором Константином Великим. С 962 г. до конца XII в. Папская область входила в состав Священной Римской империи. В результате успешной борьбы папства с императорами за инвеституру Папская область обрела политическую независимость, а её границы в 12–13 вв. существенно расширились. В 1188 г. здесь начали чеканить свою монету. В 1274 г. Рудольф I Габсбург официально признал независимость Папской области от власти императоров Священной Римской империи.
В XIV в., в период Авиньонского пленения пап (1309–1377), папы фактически утратили контроль над Папской областью, но в XV в., опираясь на помощь кондотьеров, восстановили своё господство и превратили Папскую область в сильное централизованное государство. В 16–17 вв. в Папской области сложилась абсолютная монархия. Сворачивалось городское самоуправление, повышались налоги, долго сохранялись наиболее тяжёлые формы эксплуатации крестьян. Всё это постепенно привело к экономическому упадку Папской области, который был особенно заметен на фоне бурного развития соседних территорий.
С конца XVIII в. Папская область стала объектом агрессии со стороны наполеоновской Франции. В 1808 г. Наполеон I упразднил Папскую область, присоединив бoльшую часть её территории к Франции, и одновременно провёл широкую секуляризацию церковного имущества. Венский конгресс 1814–1815 гг. восстановил Папскую область. В ходе объединения Италии она неоднократно подвергалась нападениям войск Дж. Гарибальди, в 1870 г., в связи с присоединением Рима к Итальянскому королевству, прекратила существование.
В распоряжении римских пап остался только Ватикан и некоторые экстерриториальные владения. В соответствии с Латеранскими соглашениями 1929 г. между Италией и Святым Престолом был признан суверенитет Ватикана, который стал правопреемником Папской области.
Блазонирование герба
Герб Ватикана — государственный символ Ватикана, утверждённый 7 июня 1929. года. Относится к малым гербам, представляет собой прямостоящий щит французской формы червлёного цвета (красного). На щите изображены два скрещенные золотой (с правой геральдической стороны) и серебряный (с левой геральдической стороны) ключи апостола Петра, перевязанные золотым или алым шнуром под папской тиарой. Она символизирует собой духовную и светскую власть Папы Римского. Считается, что тиара появилась на голове понтифика, начиная с XIII-XIV вв.
Скрещенные ключи, увенчанные тиарой являются также гербом Святого Престола и фоновым элементом для личного герба Папы. Символизм герба основан на Евангелии и представлен ключами, данными Апостолу Петру Христом. Существует мнение, что взаимоположение золотого и серебряного ключей отличает герб Ватикана от герба Святого Престола. Однако документального подтверждения этому не существует; исторически встречаются различные положения, а изначально оба ключа были серебряными.[1]
Начиная с XIV века, два скрещенных ключа были официальным знаком Святого Престола. Золотой символизирует власть в Царстве Небесном, серебряный указывает на духовный авторитет папства на земле. Бородки направлены вверх, к небу, а рукоятки обращены вниз, другими словами – в руки Викария Христа. Шнур, которым соединяются обе рукоятки символизирует единство этих двух властей.
1. Ключ Святого Петра: Ключ символизирует власть, данную Иисусом Христом апостолу Петру. Этот символ встречается уже в Новом Завете, когда Христос говорит Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного» (Матфей 16:19). На гербе изображены два ключа: золотой и серебряный. Золотой ключ представляет духовную власть Папы Римского, а серебряный – светскую власть. Оба ключа перекрещиваются, символизируя их неразрывность и взаимодополнение.
2. Красный шнур: Шнур, который связывает оба ключа, имеет красный цвет. Красный является символом мученичества святых, в частности, святого Петра, который был распят вниз головой за свою веру. Это также может означать кровь Христа, пролитую ради спасения человечества.
Тиара:
Папская тиара, которая венчает ключи, состоит из трех корон, наложенных одна на другую. Каждая из этих корон имеет свое значение:
1. Первая корона (нижняя) символизирует земную власть Папы как главы государства Ватикан.
2. Вторая корона (средняя) обозначает духовную власть Папы как епископа Рима.
3. Третья корона (верхняя) олицетворяет власть Папы как верховного пастыря всей Католической церкви.
На вершине тиары находится маленький крест, который указывает на то, что вся власть исходит от Бога и направлена к Нему.
На гербе Ватикана нет девиза, что отличает его от многих других государственных символов. Отсутствие девиза подчеркивает простоту и духовную сущность власти Папы Римского.
Герб Ватикана
Официальный герб Святого Престола уходит своими корнями в 14-16 века. Впервые его можно было увидеть в окне Собора Св. Стефана в г. Бурж, в манускрипте, который датируется временем анти-Пап Климента VI и Бенедикта XIII, а так же на щитах, нарисованных на потолке церкви Сан-Симоне в Сполето (время Папы Николая V, ок. 1400 г.) и в витражах 15 века в соборах Йорка и Карпантра.
Ключи как символ Св. Петра, известны в иконографии с начала 5 века. Как символ Папы ключи появляются на гербах с начала 14-го века, а именно во Фруассарских Хрониках[1] от 1353 года, где они описаны как «два скрещенных ключа из серебра». В то время были разные вариации: два золотых ключа, два серебряных, золотой и серебряный.
Современное расположение ключей тоже не сразу прижилось и было зафиксировано лишь при Папе Пие II ( 1458-1464).
Насчет времени появления на гербе папской тиары есть две версии. Фруассарские Хроники говорят, что она появилась в конце 14-го века. Клаудио Череза говорит, однако, что первое задокументированное появление на гербе тиары зафиксировано лишь во правление Папы Мартина V ( 1417-1431), т.е. в 15-ом веке.
Начиная с Павла VI и его последователей, Тиара превратилась в геральдический и церемониальный символ. Тем не менее, каждый её уровень имеет значение.
Первый уровень с короной был добавлен ок. 1130 г., чтобы показать власть Папы над своей Державой.
Второй уровень был добавлен во время соперничества Понтифика Бонифация VIII с королем Франции Филиппом Красивым в 1301 г., чтобы показать, что духовная сила и власть Папы выше любой гражданской власти.
Третий и последний уровень к папской тиаре добавили в 1342 году, и сделал этот Папа Бенедикт XII, чтобы показать, что авторитет Папы в религиозных делах выше, чем монархов, которые сами по себе могут быть нерелигиозными, но пытаться решать проблемы Церкви на своей территории без согласования с Понтификом (например, сбор налога с Церкви, что случалось в определённые исторические периоды).
В заключение темы «Герб Ватикана», нужно сказать пару слов о гербе времени «Пустого Престола» (Sede Vacante), когда у Ватикана нет Папы, и его обязанности выполняет Камерленго. В этом случае тиару заменяют на «зонтик» (на латыни Umbraculum). Первоначально, он использовался и в реальной жизни, чтобы создавать тень для Папы и как знак его власти над Католической Церковью. Обычно слуга с зонтиком шел следом за Понтификом. Часто этот предмет снабжался колокольчиками, которые оповещали о приближении Его Святейшества. Как знак временной власти Камерленго, umbraculum используется, начиная с 1521 года (отчеканен на монетах).
Кроме того, каждый папа получает свой собственный герб, в котором щит обрамлён ключами и тиарой.
Герб Ватикана несет глубокий смысл для католиков всего мира. Он напоминает о миссии Папы Римского как преемника апостола Петра и хранителя ключей от Царствия Небесного. Символика герба подчёркивает важность единства духовной и мирской власти, а также божественного происхождения этой власти. Герб Ватикана – это не просто государственный символ, но и важный религиозный знак, отражающий вековые традиции и ценности Католической Церкви. Его простота и одновременно глубокая символичность делают его уникальным и легко узнаваемым во всем мире.