Продолжаем разговор с тюменским общественным деятелем, лидером союза общественных организаций и Фонда поддержки научных исследований «Наука за продление жизни» Михаилом Мельцером.
- Михаил, чем вы занимаетесь сейчас? Расскажите подробнее о вашей деятельности.
– В настоящий момент направлений деятельности у меня несколько.
Первое и, наверное, самое главное – это популяризация и просвещение – распространение идей прогресса в целом как положительного явления и, в частности, необходимости радикального продления жизни людей, которая сегодня диктуется не только философскими, но и вполне прагматичными демографическими, экономическими и политическими причинами. Мы реализуем целый ряд проектов, которые меняют точку зрения людей на старение, как на неизбежный или даже положительный в чем-то процесс.
Это проект «Волонтёры долголетия», где мы бесплатно измеряем биологический возраст людей разными методиками, и они видят, что возраст организма и календарный возраст – это разные вещи, задумываются об этом. Это проект #НеМагия – международный творческий конкурс, где люди в художественной форме осмысляют, как технологии меняют жизни людей к лучшему.
Это ещё один конкурс – «Голос жизни», который мы недавно проводили и завершили. Со всех концов России нам присылали варианты принтов для мерча, посвященного тематике радикально продления жизни людей.
Также мы активно занимаемся фандрайзингом в пользу проектов, изучающих старение и методы борьбы с ним. В настоящий момент мы проводим сбор средств для финансирования проекта института биологии гена Российской академии наук, в ходе которого планируется выяснить различия в экспрессии различных генов в разные периоды возраста модельных животных. В данный момент уже собрали около 150 000 рублей.
Большое внимание мы уделяем работе над изменением нормативно-правовой базы, как сфере повышения доступности и прозрачности современных генетических исследований и в целом биотеха, так и работаем над тем, чтобы старение на государственном уровне было признано заболеванием. Это позволит фармакологическом компаниям разрабатывать лекарства именно от старения и патентовать их и, следовательно, привлечёт большую фарму к этой важной задаче.
Кроме того, мы стараемся помогать информационно, организационно и ресурсно всем инициативам, которые так или иначе приближают победу человечества над своим самым заклятым врагом – неизбежностью смерти. В частности, сейчас наш фонд выступил партнёром большой международной конференции по технологиям долголетия «Древо жизни», которая в середине февраля пройдёт в Москве. Я там буду спикером, кроме того, мы выставляем несколько площадок. Мероприятие намечается грандиозным, так что всех приглашаю – это точно будет стоить того.
По мере сил я стараюсь продвигать идею радикального продления жизни людей и с помощью художественного творчества. Так в 2023-м году я выпустил повесть «Пилигримы вечности», которая ставит перед читателям вопрос о необходимости радикального продления жизни. В этом году буквально только что, при поддержке фонда, мы выпустили книгу «Четвёртая ветвь», которая является фанфикшн книгой по вселенной Виктора Пелевина «Transhumanism inc.», но по-другому осмысливает идеи продления жизни и пересматривает те мрачные выводы о будущем без смерти, которые сделал писатель в своей серии книг. Наша книга выложена на сайте фонда и доступна бесплатно для скачивания и чтения. Так что если есть время на длинных выходных, то «Четвёртая ветвь» ждёт своих читателей.
- Какие проекты и идеи по продлению жизни считаете сейчас наиболее перспективными?
– Относительно приоритетов в борьбе за радикальное продления жизни я вижу в целом два направления. Одним могут заниматься все, а другое, к сожалению, – удел экспертов, и за ним можно только наблюдать и стараться поддержать деньгами или другими ресурсами.
Относительно самого важного я разделяю идею Михаила Батина о том, что сначала идут смыслы, а потом – действия. Пока тема борьбы со старением, радикального продления жизни людей и, возможно, в будущем воскрешения предыдущих поколений табуирована, бессмертных персонажей в художественном творчестве мало или они носят негативную коннотацию. Люди просто не будут об этом думать. Вся мощь религиозных, художественных и философских систем направлена на то, чтобы смирить нас с собственной смертностью и им нужно противопоставить аналогичную мощь позитивного смысла необходимости борьбы и преодоления смерти. Когда-то в начале 19-го века, можно сказать, совсем недавно, издавались книги по психологии, которые объясняли, что стремление рабов убежать от хозяев – это психическое заболевание. Благодаря усилиям людей и борьбе за права человека к сегодняшнему дню довольно много изменилось. То же самое можно сделать и с отношением к старению. В этом может поучаствовать каждый.
Второе направление – это сами исследования. К сожалению, я гуманитарий по образованию и складу ума. Поэтому, несмотря на то, что уже довольно глубоко погрузился в тему за эти годы, полноценного экспертного суждения о том, что может «выстрелить» в плане конкретной терапии или метода, высказать не смогу. Но лично мне очень нравятся подходы, которые рассматривают старение как системный процесс, отвлечённо от конкретных биологических составляющих. Это подход Петра Федичева, который смотрит на старение со стороны физики. Это подход Сергея Огнивцева, который смотрит на старение со стороны изучения экономических кризисов, проводя аналогии с ними. Но очевидно, что конкретное решение так или иначе будет генетической терапией – воздействием на ДНК с целью её восстановления и обеспечения правильного метилирования – то есть правильной экспрессии нужных генов. Всё остальное – это паллиативные решения. Именно поэтому проведение исследований в сфере генетики и создание для начала практически бессмертных модельных животных, затем лёгкий и быстрый доступный перенос этих терапий для людей – это острие прогресса.
Продолжение следует.
Михаил МЕЛЬЦЕР в ВК
Если вам близки идеи автора, напишите нам и мы расскажем о вас! Мы в Телеграм: https://t.me/zhizndolshe
* Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой ссылки на канал "Люди , стремящиеся жить дольше"
Читайте продолжение: Михаил Мельцер: «Главная цель – введение темы борьбы со старением в публичный дискурс». Ч.3.