В фильмах Станислава Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Ветер «Надежды», «Благословите женщину», «Ворошиловский стрелок» и др., дебютировали начинающие актёры, ставшие в последствии знаменитыми. Пробежимся по списку, составленному от поздних к ранним работам мастера. А если кого-то из актёров я пропустила, напишите в комментариях.
Аглая Шиловская. «… в стиле JAZZ», 2010
В комедийной мелодраме «… в стиле JAZZ» Аглая Шиловская дебютировала в шестнадцатилетнем возрасте. Девушка из актёрской семьи, её дедушка – Народный артист РСФСР Всеволод Шиловский, папа - режиссер, сценарист, продюсер. Аглая окончила школу экстерном, и уже в 15 лет стала студенткой Щукинского училища. Тогда-то она и получила приглашение на пробы. Из трёх основных претенденток на роль Жени Говорухин предпочёл её, вероятно, его покорили музыкальные способности девушки: она играла на флейте, на фортепиано, пела. В фильме Аглая сыграла роль старшеклассницы, влюбившейся в парня своей старшей сестры (Ольга Красько), на которого также заглядывалась и мама (Елена Яковлева).
«Теперь Станислав Сергеевич очень близкий мне человек по душе. Он первый, который поверил в меня, который дал мне такой шанс», - сказала известная актриса в интервью «Комсомольской правде» в 2018 году.
Светлана Ходченкова. «Благословите женщину», 2003
В фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину» Ходченкова исполняла роль Веры, супруги командира-красноармейца. Студентке Театрального института им. Щукина было тогда 20 лет. Главную героиню она получила случайно — первокурсница пришла пробоваться на роль сестры главной героини, но режиссёр утвердил её на роль Веры. За этот фильм она была номинирована на кинопремию «Ника» за лучшую женскую роль.
На последнем курсе Ходченкова снялась у Говорухина в мелодраме «Не хлебом единым» и начала опасаться, что может застрять в ролях провинциалок, тем более что другие режиссёры её не замечали. Актриса кардинально сменила имидж, соглашалась на разноплановых героинь и вскоре стала одной из самых популярных российских актрис. Правда, Станислав Говорухин новый образ не одобрил.
Светлана Ходченкова в 2015 году сыграла в последнем фильме Говорухина –«Конец прекрасной эпохи» (по рассказам Довлатова). Фильм стилизован под чёрно-белое «оттепельное кино», актриса в нём снялась бесплатно.
Илья Древнов. «Ворошиловский стрелок», 1999
В 1998 году Илья Древнов окончил Театральное училище имени Щепкина и был принят в московский театр «Современник». Вскоре он получил свою первую роль в кино - роль подростка-насильника Вадима Пашутина, одноклассника Кати и сына полковника милиции Николая Петровича Пашутина (Александр Пороховщиков).
Анна Синякина, исполнявшая роль Кати, вспоминала, что во время съёмок сцены изнасилования Илья Древнов, Алексей Макаров и Марат Башаров испытывали гораздо больший дискомфорт. Сцена снималась самой первой, но снималась не в хронологическом порядке — сначала были отсняты кадры с Башаровым, потом с Макаровым. Древнов так и не смог настроиться и чуть было не отказался от съёмок. В итоге в сцене, где Вадим насилует Катю, он лежал не шевелясь, а две ассистентки дёргали его за ноги.
Картину отлично восприняли и зрители, и критики. Отрицательная роль, как ни странно, сделала Илью популярным актером.
Четверо из «Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981
Этот фильм дал старт актёрской карьере Фёдора Стукова, Владислава Галкина, Марии Мироновой и стал дебютом солиста «Иванушек International» Игоря Сорина.
На роль главного героя Станислав Говорухин смотрел кандидатов лично, после отбора роль Тома досталась Фёдору Стукову, а роль Гека – Владиславу Галкину. Если первый снимался с пяти лет и на тот момент за его плечами были фильмы Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» и «Родня», то второй попал на съёмочную площадку впервые. Владислава отвела на пробы фильма бабушка, уверенная в актёрском таланте внука. Родители же были крайне этим недовольны и устроили грандиозный скандал. Они не хотели, чтобы Влад становился на актёрскую стезю, зная о том, какая это изматывающая профессия.
Мальчишки на съёмках сдружились и вместе хулиганили. Однажды они измазали землёй белую стену частного дома, в котором снимал квартиру Говорухин. Хозяева отругали режиссёра, а тот воздал по заслугам сорванцам. Однажды Фёдор решил прокатиться на плоту по Днепру (в фильме это река Миссисипи), его чуть не унесло сильным течением. А Влад во время съёмок в Сухуми натащил в салон автомобиля древесных скорпионов, распугав съёмочную группу.
Ныне Фёдор Стуков креативный продюсер СТС «Медиа», режиссёр сериалов «Физрук», «Восьмидесятые», «Филфак», «Дылды» и др.
Жизнь успешного актёра Владислава Галкина оборвалась в феврале 2010 года.
Семилетняя Маша Миронова попала на съёмки фильма по приглашению самого режиссёра. Он обратился к её матери, актрисе Екатерине Градовой, с предложением привести дочку на пробы. Девочка упрямилась, но в конце концов согласилась. Так роль Бэкки Тэтчер стала первой в карьере прекрасной актрисы.
Вспоминая свои детские впечатления, Мария рассказывала, что съёмки были для неё настоящим мучением: жара на солнце, холодно и скользко в пещере, кроме того, она до дрожи в коленях боялась индейца Джо, роль которого исполнял Талгат Нигматуллин. Зато девочка быстро нашла общий язык со Стуковым, Галкиным и Сориным. А когда съёмки закончились, Маша твёрдо решила стать актрисой.
Игорю Сорину досталась роль Джо Гарпера, хотя он мечтал примерить на себя образ главного героя. Пройдя большой конкурс, он был отобран на роль Тома Сойера, но накануне начала съёмок Никита Михалков попросил съёмочную группу взять другого мальчика — Федю Стукова. Режиссёр фильма Станислав Говорухин удовлетворил эту просьбу. В отчаянии Сорин выпрыгнул со второго этажа, к счастью, обошлось без тяжёлых травм. Администраторы съёмочной группы, испугавшись такой реакции ребёнка, предложили ему другую, маленькую роль в фильме одного из мальчиков, которую он и сыграл (в титрах значится как Игорь Райберг).
Владимир Высоцкий. «Вертикаль», 1966
Включение Владимира Высоцкого в список звёзд, открытых Говорухиным, не корректно. До «Вертикали» у Высоцкого было около 10 ролей в кино, но, как отметил автор книги «Жизнь Высоцкого» Николай Андреев, «Вертикаль» делит жизнь Высоцкого на до и после. После этого фильма известность Высоцкого рванула <…> вертикально вверх».
Создатели картины, молодые режиссёры Станислав Говорухин и Борис Дуров задумали положить в основу фильма песни — снять «эдакую поэму о горах» и пытались привлечь к участию в проекте Юрия Визбора, но тот, недовольный драматургическим материалом, от работы отказался. Высоцкий же дал согласие и был утверждён на роль радиста Володи практически без проб. Не знакомый с жизнью альпинистов, Высоцкий сильно переживал, что не сможет сочинить песни о том, чего не знает. Но стоило только приступить к съёмкам в горах, как актёр проникся идеей альпинизма, и песни «полились у него, как из рога изобилия». В фильм вошли пять песен Владимира Высоцкого, отклонены были две – «Скалолазка» и «Гололёд на Земле, гололёд…»
В июне 1967 года фильм «Вертикаль» вышел в широкий прокат. Большинство зрителей впервые увидели Высоцкого на экране, познакомились с его новыми произведениями, открыли для себя, что он не представитель блатного мира, поющий про «мелких и крупных нарушителей закона», которые звучали с магнитофонов по всей стране, а драматический актёр и автор разнообразных по тематике песен. Картина имела большой прокатный успех — её посмотрели 32,8 миллиона зрителей. Песня «Если друг оказался вдруг…» благодаря «Вертикали» ушла в народ.
Десятью годами позже Говорухин снял фильм «Ветер «Надежды», в котором вновь зазвучали песни Высоцкого: 5 песен в авторском исполнении в сопровождении оркестра, и отрывки ещё 2-х песен поэта в неавторском исполнении.
Обе картины сложно представить без песен Высоцкого, которые стали их главным украшением. Критики о «Вертикали» говорили: «Фильм слабый, песни хорошие», к «Ветру «Надежды» это относится ещё в большей степени.
Станислав Говорухин не только создавал культовые фильмы, но и открывал зрителям новые таланты, превращая неизвестных актёров в настоящих звёзд. Его интуиция и умение разглядеть потенциал помогли многим артистам сделать свои первые шаги в профессии и достичь высот. Творческое наследие Говорухина — это не только его фильмы, но и судьбы тех, кого он вдохновил и поддержал.
Благодарю за прочтение. Если вы знаете ещё имена, которые были упущены, напишите в комментариях — история о творческом наследии Станислава Говорухина не исчерпывается этим списком. С уважением, Татьяна Фильмец.