Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Теремок Васнецова, затерявшийся среди многоэтажек: прогулка по дому-музею сказочного художника

Где находятся самые крупные картины Васнецова на сказочные сюжеты - в Третьяковке или нет? Кто придумал этот чудесный дом и его обстановку? И почему вместо "Царевны Несмеяны" мы увидели "Ковёр-самолёт"? Есть в Москве нестандартный музей. Он находится в отдельном доме, который его владелец спроектировал, построил, жил в нём и, главное, творил. Речь, конечно о "теремке" Виктора Михайловича Васнецова. Чудеса начинаются уже в переулке Васнецова. На соседнем здании можно увидеть вот такую красоту - граффити сделано по картине младшего брата художника - Аполлинария Михайловича. А это знаменитый теремок, летом он утопает в зелени, зато в зимнее время можно рассмотреть красивую крышу. Добро пожаловать в сказку! Дом-музей В. М. Васнецова входит в комплекс Третьяковской галереи, карточка галереи здесь тоже действует. Хотя это отдельное здание, расположенное довольно далеко от основных корпусов знаменитой Третьяковки. Художник сам спроектировал особняк в неорусском стиле, сочетающем элементы дре

Где находятся самые крупные картины Васнецова на сказочные сюжеты - в Третьяковке или нет? Кто придумал этот чудесный дом и его обстановку? И почему вместо "Царевны Несмеяны" мы увидели "Ковёр-самолёт"?

Есть в Москве нестандартный музей. Он находится в отдельном доме, который его владелец спроектировал, построил, жил в нём и, главное, творил. Речь, конечно о "теремке" Виктора Михайловича Васнецова. Чудеса начинаются уже в переулке Васнецова. На соседнем здании можно увидеть вот такую красоту - граффити сделано по картине младшего брата художника - Аполлинария Михайловича.

А.М. Васнецов. Крымский вид (1893). Просто граффити на стене в переулке Васнецова
А.М. Васнецов. Крымский вид (1893). Просто граффити на стене в переулке Васнецова

А это знаменитый теремок, летом он утопает в зелени, зато в зимнее время можно рассмотреть красивую крышу. Добро пожаловать в сказку!

-2

Дом-музей В. М. Васнецова входит в комплекс Третьяковской галереи, карточка галереи здесь тоже действует. Хотя это отдельное здание, расположенное довольно далеко от основных корпусов знаменитой Третьяковки. Художник сам спроектировал особняк в неорусском стиле, сочетающем элементы древнерусского зодчества и модерна, для себя и своей семьи и жил здесь более 30 лет. После смерти художника родственники передали дом и коллекции в государственную собственность, и с 1953 года музей открыл свои двери для посетителей.

-3

Домик небольшой, поэтому лучше приходить в будни, когда народу поменьше. Когда-то при входе выдавали войлочные тапочки, которые надевались прямо на обувь. Сейчас, конечно, вместо них плотные бахилы.

-4

В доме разные помещения спланированы в немного разных стилях, например, столовая похожа на крестьянское жилище, а гостиная - на боярское. Дом деревянный, снаружи дом покрыт штукатуркой, а внутри - сплошное дерево: стены первого этажа - из массивных стёсанных брёвен. Первый этаж дома был жилым, а на втором располагалась мастерская. Дом обходят по кругу, зайти можно не во все помещения, в некоторые, например в комнаты жены и дочери художника, можно только заглянуть.

-5

В комнате жены художника Александры Владимировны от васнецовской обстановки остались три столика, окованный железом деревянный сундук и ручная швейная машинка. Они заботливо накрыты кружевными салфеточками и вышитыми скатертями.

-6

В комнате дочери художника Татьяны от прежней обстановки сохранилась скамеечка под часами, искусно вырезанная мастерами из Абрамцево, рядом - резное кресло.

-7

В центре первого этажа расположена столовая, она напрямую соединена со всеми комнатами (кроме классной). Есть и дверь в сад, но, конечно, она закрыта.

-8

Во всех комнатах по стенам висит множество картин, большая часть написана Виктором Михайловичем, но некоторые - другими художниками.

Портрет тещи художника М. И. Рязанцевой (1903 г.)
Портрет тещи художника М. И. Рязанцевой (1903 г.)

В столовой в числе прочих картин висят два чудесных этюда В. Д. Поленова, который тоже часто бывал в этом гостеприимном доме.

Картины В. Д. Поленова
Картины В. Д. Поленова

В столовой удивительный буфет, который придумал сам художник и назвал его, конечно, по-сказочному - "самобранка". В нём "сама собой" появлялась еда. Дело в том, что буфет стоит между столовой и бывшей кухней, а дверцы в буфете специально сделаны с обеих сторон. Готовые блюда ставили со стороны кухни, а доставали уже со стороны столовой.

В доме целых семь печей, оформленных по эскизам Виктора Михайловича. В столовую выходят две печки. Одна белая - отапливает прежде всего женскую половину.

-11

Вторая - розовая, очень красивая. Изразцы для неё изготавливали по эскизам М.А. Врубеля в Абрамцево. Рядом с печкой стоит интересная тумба, расписанная яркими красками. Её волшебными цветами и птицами расписывал сам Виктор Михайлович.

-12

В следующей комнате жили мальчики. У Виктора Михайловича было четыре сына. Здесь оригинальная обстановка не сохранилась. Детская и следующая за ней маленькая комната - "классная" используются для временных экспозиций.

-13

Например, мы попали на чудесную выставку "Виктор Васнецов. Начало. Рисунки из собрания Государственной Третьяковской галереи". Она будет открыта до 18 мая 2025 года. Стены в этих комнатах оштукатурены, а мебели почти нет. В классной сейчас стоит один из парных буфетов с белочкой, с чудесной резьбой и инкрустацией.

-14

Из классной комнаты мы попадаем в огромную гостиную, куда сейчас передвинули второй буфет с белочкой (раньше они вроде вместе стояли). В комнате много икон, разнообразной мебели и декоративных предметов. В одном из углов - Богородица, эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. Почему-то она в красных тапочках в горошек... Да простит меня художник, но я воспринимаю это как очень красивое живописное полотно, но не как икону.

-15

Интерьер в гостиной сохранился как при жизни Виктора Михайловича. В красном углу божница, сделанная по эскизам художника.

-16

-17

В гостиной часто устраивали музыкальные вечера и чтения, домашние спектакли. Среди гостей дома были семьи С.И. Мамонтова и П.М. Третьякова, сюда приходили известные художники, писатели, певцы. Их принимали за огромным столом, инкрустированным морёным дубом. Этот стол гораздо старше дома, предположительно 18 век, художник нашёл его в одной из антикварных лавок.

-18

Стулья в гостиной, как и в столовой, вырезал брат художника Аркадий. А кресла хозяина и хозяйки выполнены абрамцевскими мастерами. Любимое кресло Виктора Михайловича непростое. Из него можно вынуть спинку и кресло складывается. Художник брал его с собой, когда уезжал куда-то.

-19
-20
-21
-22

В гостиной стоит ещё один буфет - большой, похожий на древний терем. Здесь тоже инкрустация, тонкая резьба, можно бесконечно рассматривать каждую деталь.

-23

На второй этаж хозяева и гости поднимались прямо из гостиной по деревянной винтовой лестнице. Сейчас она закрыта, посетители поднимаются по внешней лестнице, расположенной у входа в дом.

-24

Второй этаж представляет собой одно огромное помещение: высокие потолки, море света, такой и должна быть идеальная мастерская художника. Здесь находятся самые крупные сказочные полотна Васнецова. Самые большие картины не покидают пространства мастерской, их просто сложно вынести. Но некоторые всё же иногда путешествуют. Поскольку сейчас в Русском музее проводится выставка работ Васнецова, в мастерской не было "Царевны-лягушки" и "Царевны Несмеяны". Картины висели немного не так, как обычно. Например, "Ковёр-самолёт" переехал на место "Несмеяны", поближе к "Кощею", хотя раньше висел рядом с "Сивкой-буркой".

-25

-26
-27

Рядом со входом есть интересный рисунок углём прямо на белой стене. Это "Ангел молчания", которого нарисовал художник для своих детей, объясняя им, что его нельзя отвлекать во время работы.

"Искусство рождается в молчании, оно требует долгой, одинокой и трудной работы" - писал В. М. Васнецов.
-28

Самая большая картина - "Спящая царевна" стоит внизу, её размер больше, чем 2 на 4,5 метра! Можно подойти совсем близко и разглядеть каждую деталь, а их здесь очень много, Васнецов писал картину 4 года. Например, можно попробовать прочитать надпись в "Голубиной книге".

-29

За печкой спряталась страшная "Баба-Яга". Васнецов написал её в 1917 году. Считается, что яркая юбка Яги - отсылка к красному знамени, а в целом картина отражает отношение художника к революционным событиям.

-30

В мастерской полстены занимает огромная белая печь. на ней ваза с надписью "vita brevis", не уверена, но логично если на обратной стороне было бы продолжение этого известного латинского изречения "ars longa" - "жизнь коротка, искусство вечно".

-31
-32
-33

В мастерской обстановка максимально приближена к той, что была при жизни художника. Сохранились и иконы из его коллекции.

-34

На столе кисти, которыми пользовался Виктор Михайлович, а на мольберте - неоконченный портрет его друга, художника Нестерова, над которым Васнецов работал в последний год жизни, свою подпись он поставить не успел.

-35

Рядом портрет самого Виктора Михайловича в красном берете на фоне сирени. Эту картину написала дочь художника Татьяна, когда её отцу было около 65 лет.

-36

Здесь мы попрощались с художником, но обещали обязательно вернуться в его гостеприимный теремок, расположенный среди обычных московских многоэтажек между станциями Сухаревская и Проспект Мира.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве.