Найти в Дзене
Особое мнение

Две версии фильма "Каратель" (The Punisher, 2004). История создания.

Издательство Marvel в прошлом веке всегда было на шаг, а то на и несколько, позади своего основного конкурента - DC Comics. В начале 1960-х его руководство с большим отставанием приняло решение создавать своих супергероев и их вселенную, позавидовав успеху персонажей DC и особенно её "Лиги справедливости", что собственно и положило начало существованию Marvel в том виде, котором его знают сейчас, до этого оно и называлась по-другому - Atlas Comics. И благодаря новому подходу к своим историям его комиксы быстро стали популярными у молодёжи. Marvel начала использовать в них "связанный мир" - это когда события одной серии могли влиять на другую, и герои зачастую появлялись "в гостях" друг у друга. Персонажи стали более человечными и сталкивались с проблемами, понятными обычным людям: финансовыми трудностями, любовными переживаниями, семейными конфликтами. Также Marvel активно поднимала актуальные социальные вопросы - проблемы расовой дискриминации, продвигала антивоенные темы, обращала вн

Издательство Marvel в прошлом веке всегда было на шаг, а то на и несколько, позади своего основного конкурента - DC Comics. В начале 1960-х его руководство с большим отставанием приняло решение создавать своих супергероев и их вселенную, позавидовав успеху персонажей DC и особенно её "Лиги справедливости", что собственно и положило начало существованию Marvel в том виде, котором его знают сейчас, до этого оно и называлась по-другому - Atlas Comics.

И благодаря новому подходу к своим историям его комиксы быстро стали популярными у молодёжи. Marvel начала использовать в них "связанный мир" - это когда события одной серии могли влиять на другую, и герои зачастую появлялись "в гостях" друг у друга. Персонажи стали более человечными и сталкивались с проблемами, понятными обычным людям: финансовыми трудностями, любовными переживаниями, семейными конфликтами. Также Marvel активно поднимала актуальные социальные вопросы - проблемы расовой дискриминации, продвигала антивоенные темы, обращала внимание на права меньшинств и гендерные вопросы. Благодаря этому уже к 1970-м годам Marvel стала одним из самых узнаваемых брендов в индустрии комиксов.

Две мини-серии о Карателе лёгших в основу этой новой экранизации: "Каратель: Год первый" (The Punisher: Year One, 1994) и "Добро пожаловать домой, Фрэнк" (Welcome Back, Frank, 2000-2001)
Две мини-серии о Карателе лёгших в основу этой новой экранизации: "Каратель: Год первый" (The Punisher: Year One, 1994) и "Добро пожаловать домой, Фрэнк" (Welcome Back, Frank, 2000-2001)

Но в конце 70-х DC, объединившись с голливудским мейджором Warner Bros. снимает экранизацию приключений одного из своих самый главных героев - "Супермен" (Superman, 1978). Фильм был очень успешным и получил ещё три продолжения в течение следующих 10 лет, но, что самое главное, во много раз увеличил продажи всех комиксов о Супермене, особенно более ранних выпусков, поскольку людям стало интересно узнать поподробней о происхождении полюбившегося героя. Так что и Marvel пришлось думать, как бы перенести своих героев в новый формат.

Практически одновременно компания попыталась запустить в производство несколько фильмов с её самыми популярными персонажами - Люди Икс, Человек-паук, Фантастическая четвёртка, может ещё какие, ну и никому практически неизвестный, по крайней мере в нашей стране, Говард-утка. И из всех этих персонажей до больших экранов добрался только последний в одноименном фильме - "Говард-утка" (Howard the Duck, 1986). Наверное, определяющим фактором стало то, что одним из продюсеров у него был сам отец "Звездных войн" - Джордж Лукас. Благодаря этому задержек в производстве не возникло, а бюджет фильма составил внушительные $37 млн — значительную сумму для того времени (к примеру, у "Империи наносит ответный удар" бюджет был всего $30,5 млн).

Кадр из фильма "Говард-утка" (1986)
Кадр из фильма "Говард-утка" (1986)

А вот экранизациям приключений "Людей Икс" и "Человека-паука" уже не так повезло. Занималась ими поначалу студия Orion Pictures, которая в середине 1980-х начала испытывать серьёзные финансовые проблемы. И контрольный пакет её акций (95%) отошёл компании Viacom, которая была больше заинтересована в производстве контента для своего же кабельного канала Showtime, и многие кинопроекты, разрабатываемые в то время Orion, были свёрнуты. Так что "Человек-паук" отошёл к Cannon Films, а "Люди Икс" - к Carolco Pictures под крыло Джеймсу Кэмерону и его на тот момент супруге Кэтрин Бигелоу. Однако и Cannon, и Carolco в начале 90-х тоже прекратили своё существование и фильмы вновь остались в подвешенном состоянии. Ну а права на "Фантастическую четвёрку" ушли к немецкому продюсеру Бернду Айхингеру, который пытался пристроить проект на Warner Bros. и Columbia Pictures, и тоже безрезультатно, правда он таки снял этот фильм в 1994 году, но сделано это было с минимальным бюджетом в $1 млн и только лишь с целью сохранения прав на персонажей, которые по условию контракта в противном случае должны были вернуться к Marvel.

В конце 80-х Marvel объединилась с быстро набиравшей обороты кинокомпанией New World и собиралась совместно начать переносить на киноэкраны других своих персонажей, начав с Карателя, но, к сожалению, и у New World начались серьёзные финансовые трудности и фильм, хотя и был закончен, но так и не был выпущен в американский прокат, удостоившись только релиза на видеокассетах спустя два года, после того как был снят. Почти такая же судьба была у вышедшего годом позже "Капитана Америки" (Captain America, 1990) режиссёра Альберта Пьюна (Киборг, Немезида).

А тем временем у DC Comics вышел очередной кинохит - "Бэтмен" (Batman, 1989) Тима Бёртона и его чуть менее успешное продолжение "Бэтмен возвращается" (Batman Returns, 1992). Понимая, что так дальше дело не пойдёт, Marvel решает расформировать своё наспех созданное в 1993 году подразделение Marvel Films под руководством Ави Арада и создать новое, которое назвало Marvel Studios, на создание которой было выделено около $100 млн. Деньги не малые и чтобы их получить компания даже продала приличную часть акций принадлежавшей ей компании по производству игрушек ToyBiz.

Планировалось, что Marvel Studios будет полностью контролировать весь подготовительный процесс, то есть заказывать сценарии, нанимать режиссёров и вести переговоры с актёрами. После чего компания должна была передать готовый проект для съёмок, постпродакшена и дальнейшего кинопроката какой-нибудь крупной голливудской студии. Возглавили Marvel Studios лично президент всей Marvel Entertainment Group Джерри Калабрезе и бывший глава Marvel Films Ави Арад.

Офиициальные логотипы Marvel Films (1993-1996) и Marvel Studios (1996-2002)
Офиициальные логотипы Marvel Films (1993-1996) и Marvel Studios (1996-2002)

И первым фильмом этой новой структурной единицы в громадной медиа империи под названием Marvel стал "Блэйд" (Blade, 1998). Это был не абсолютный кассовый хит, но вполне успешный жанровый проект, получивший довольно лестные отзывы от критиков и двух продолжений. Затем последовали наконец-то добравшиеся до кинотеатров "Люди Икс" (X-Men, 2000), установившие новую планку в экранизациях комиксов и собравшие почти $300 млн. в мировом прокате. Потом не менее успешные тоже многострадальный "Человек-паук" (Spider Man, 2002), продолжения "Блэйда" и "Людей Икс".

Так что, находясь на волне успеха, Marvel решает задействовать и своих менее известных персонажей, для чего заключает договор с небольшой голливудской студией Artisan Entertainment. После феноменального кассового успеха псевдодокументального хоррора "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" (The Blair Witch Project, 1999) и не менее феноменального, но уже в плане реакции критиков "Реквиема по мечте" (Requiem for a Dream, 2000), Artisan тоже не прочь была войти в высшую голливудскую лигу с быстро набирающими популярность экранизациями комиксов.

Логотип компании Artisan Entertainment
Логотип компании Artisan Entertainment

Согласно этому договору, планировалось запустить в работу фильмы и сериалы посвящённые 15 героям комиксов Marvel - Капитан Америка, Тор, Черная Пантера, Дэдпул, Железный Кулак, Морбиус, Лонгшот, Могучая кучка, Морт-мёртвый подросток, Человек-муравей и наконец-то Каратель. Artisan брала на себя обязательства по финансированию, производству и прокату, а Marvel занималась контролем, лицензированием и получала прибыль от продажи всех сопутствующих товаров. Права на готовые фильмы и сериалы делились между сторонами.

Самым приоритетным проектом стала очередная экранизация приключений Карателя, которую Marvel и Artisan решили перезапустить, не беря в расчёт хоть и ставшую довольно культовой, но всё же весьма проблемную и неизвестную широкой массе зрителей версию 1989 года.

Продюсер фильма Гейл Энн Хёрд со своим мужем Джеймсом Кэмероном (фото 1986 года)
Продюсер фильма Гейл Энн Хёрд со своим мужем Джеймсом Кэмероном (фото 1986 года)

Продюсером нового фильма была назначена Гейл Энн Хёрд, бывшая супруга Джеймса Кэмерон, с которым они вместе сделали такие фильмы как "Терминатор" (The Terminator, 1984), "Чужие" (Aliens, 1986), "Бездна" (The Abyss, 1989). Видимо у Marvel была заключена с ней какая-то сделка, поскольку это был уже второй фильм, над которым она для них работала - первым стал "Халк" (Hulk, 2003) Энга Ли. А позже она занималась и производством ремейков этих же картин - "Невероятный Халк" (The Incredible Hulk, 2008) и "Каратель: Территория войны" (Punisher: War Zone, 2008). А со стороны Marvel, проект курировал Ави Арад, также ставший продюсером фильма наряду с Хёрд.

Для Artisan, до этого большей частью снимавшей недорогие жанровые фильмы, которые в лучшем случае можно было отнести к категории "Б", "Каратель" должен был стать поворотным проектом, призванным вывести студию на качественно иной уровень. Планировалось, что бюджет у фильма будет в районе $60-70 млн. с привлечением лучших специалистов и актёров. Благо опыт в создании крупнобюджетных блокбастеров у Гейл был не маленький.

Сценарист Майкл Франс
Сценарист Майкл Франс

Для написания сценария ещё в конце 90-х Marvel Studios пригласила Майкла Франса, ответственного за два культовых боевика из 90-х - "Скалолаз" (Cliffhanger, 1993) с Сильвестром Сталлоне и "Золотой глаз" (Golden Eye, 1995) с новым Джеймсом Бондом - Пирсом Броснаном. Причём Франс также написал для Marvel и сценарий к "Халку". Так что история, устраивающая продюсеров, уже была у них на руках, осталось только найти режиссёра.

И эту должность было решено предложить ещё одному сценаристу знаковых боевиков из 90-х - Джонатану Хенсли. Он написал оригинальный сценарий под названием "Саймон говорит", который студия 20th Century Fox выкупила за $1 млн. и превратила в итоге в "Крепкий орешек 3: Возмездие" (Die Hard with a Vengeance, 1995). Tакже его имя значится в титрах к таким фильмам как "Святой" (The Saint, 1997) и "Армагеддон" (Armageddon, 1998), а вот его работа над сценарием "Скалы" (The Rock, 1996) осталась без официального упоминания. На съёмках "Армагеддона" он судя по всему и познакомился с Гейл Энн Хёрд, которая исполняла там функции одного из продюсеров. Для Хенсли этот фильм должен был стать дебютом в качестве режиссёра, и одним из его условий было право написания своего сценария. Продюсеры согласились, и он полностью переработал историю, созданную Франсом. Но несмотря на это, в титрах Франс всё равно указан как соавтор сценария, хотя от его оригинальной работы практически ничего не сохранилось.

Режиссёр и сценарсит фильма Джонатан Хенсли
Режиссёр и сценарсит фильма Джонатан Хенсли

"Вам нужно обратиться в Гильдию сценаристов США, - комментировал эту ситуацию Хенсли. - В отдел по работе с титрами. Этот сценарист написал более раннюю версию сценария. К оригинальному автору в подобных случаях всегда относятся с большим уважением, но я не использовал ничего из его материала."

Что касается выбора актёра на главную роль, то и продюсеры, и режиссёр в один голос заявляли, что их первым и единственным выбором был Томас Джейн. Видимо очень уж они впечатлились его персонажем из кассового хита "Глубокое синее море" (Deep Blue Sea, 1999) режиссёра Ренни Харлина. Однако сам Джейн не был особо рад, когда ему предложили сняться в этом фильме: "Ну, они предложили мне эту роль, а я отказался! Сказал им, что не люблю роли супергероев. Тогда они объяснили мне, что это не супергерой. Фрэнк Кэстл больше похож на анти-супергероя. У него нет сверхспособностей и костюма супергероя. И именно это заставило меня сказать "да": возможность сделать нечто в стиле Чарльза Бронсона."

Джейн очень серьезно подошёл к подготовке для этой роли. Для начала он прочёл все комиксы о Карателе, которые только смог найти. Затем провел более полугода под руководством бывшего морпеха Майкла Мелло, тренируя свои навыки обращения с различными видами огнестрельного и холодного оружия и отрабатывая тактику ведения боя. Параллельно он приводил себя и в необходимую физическую форму под руководством личного фитнес тренера Джона МакЛарена и к началу съёмок он выглядел практически идеально, набрав 10 кг мышечной массы.

Ну а на роль злодея было принято решение пригласить Джона Траволту. Джейн хоть и подходил идеально на роль Карателя, но всё таки на тот момент был не тем актёром чьё имя на плакате смогло бы привлечь большую аудиторию в кинотеатры, а вот Траволта, чьи гонорары в начале нулевых колебались в размере от $15 до $20 млн., вполне.

Также среди актёрского состава можно выделить Ребекку Ромейн, исполнительницу роли Мистик из другой экранизации комиксов Marvel - "Люди Икс", которая в то время ещё носила приставку Стамос к своей фамилии; ещё только начинавшего свою карьеру Бена Фостера; известного характерного актёра Уилла Паттона и ветерана голливуда Роя Шнайдера. Последнего уговорил сняться в этом фильме Джонатан Хенсли, с которым они вместе были соседями в Нью-Йорке.

Кэвин Нэш до того как он состриг волосы для этого фильма
Кэвин Нэш до того как он состриг волосы для этого фильма

Ну и отдельного упоминания достоин известный рестлер Кевин Нэш, сыгравший роль злодея по прозвищу Русский. Сцена поединка между ним и Карателем получилась наверное самой запоминающейся во всём фильме. Любопытно, что Нэш был изначальным выбором на роль Саблезубого в "Людях Икс", но эта роль в итоге досталась его коллеге по рестлингу Тайлеру Мэну, так что Marvel, видимо, решило таким образом реабилитироваться перед спортсменом. Ради этой роли Нэш даже пожертвовал своими фирменными длинными волосами, но в лучших традициях WWE сделал из этого шоу для фанатов - его волосы состриг Крис Джерико во время их поединка, состоявшегося 18 августа 2003 года.

В общем начиналось всё довольно многообещающе, однако к началу 2003 года у Artisan начались финансовые проблемы, как это зачастую и бывает, когда небольшие кинокомпании после парочки успешных проектов вдруг пробуют играть наравне с крупными голливудскими студиями. Так что, когда дело дошло до выбора места съёмки, Хенсли был очень приятно удивлён, что бюджет его фильма будет всего немногим больше $30 млн. (по некоторым источникам он доходил до $33 млн.), и это с учётом гонораров всех актёров, включая и дорогущего Траволту. По словам самого Хенсли, на весь съёмочный период, который продлился 52 дня у него осталось всего около $13 млн. и ещё $2-3 млн. ему впоследствии дополнительно выделили на постпродакшн.

Рой Шайдер и Джонатан Хенсли на съёмках фильма
Рой Шайдер и Джонатан Хенсли на съёмках фильма

Так что от идеи съёмок в родном для Карателя Нью-Йорке пришлось сразу отказаться, и выбрать куда менее брутальный, но зато много более дешёвый вариант - субтропический город Тампа, что в штате Флорида.

"Нет никакой возможности снимать по сценарию, который я написал, в Торонто [одно время рассматривался как заменитель Нью-Йорка] за 13 миллионов долларов, - жаловался Хенсли. - Просто нет никаких шансов. Вы не смогли бы снимать его в городе, перекрывая для этого его части. Не знаю, понимаете ли вы, что требуется для частичного перекрытия города, но затраты просто колоссальные. Причина выбора Тампы заключалась в том, что Тампа хотела стимулировать своё кинопроизводство. Поэтому они позволили нам делать практически всё бесплатно. Полиция Тампы практически стала нашими вторыми помощниками режиссёра. Мы сказали мэрии и кинокомиссии города: «Привет, мы хотим перекрыть весь центр города с семи утра и до шести вечера в будние дни» всего с 48-часовым уведомлением. Они ответили: «Да без проблем, вперед». Это можно было бы сделать в Торонто, но это обошлось бы в восемь раз дороже."

Хенсли и Джейн на съёмках фильма
Хенсли и Джейн на съёмках фильма

Также из-за постоянных сокращений бюджета пришлось и неоднократно переписывать сценарий, чтобы как можно больше удешевить его производство. В частности, была удалена дорогостоящая сцена пролога, действие которой происходило в Кувейте во время первой войны в Персидском заливе. Также было сделано и множество других правок, чтобы как можно больше снизить нагрузку на скромный бюджет. Все экшн сцены приходилось делать по старинке без использования дорогостоящей в то время компьютерной графики.

В поисках вдохновения Хенсли и оператор Конрад У. Холл просмотрели десятки боевиков 1960-х и 1970-х годов, среди которых были такие культовые фильмы как "Грязный Гарри" (Dirty Harry, 1971) и "Хороший, плохой, злой" (Il Buono, il brutto, il cattivo, 1966) с Клинтом Иствудом, "Побег" (The Getaway, 1972) со Стивом МакКуином, , "Крёстный отец" (The Godfather, 1972) и "Бонни и Клайд" (Bonnie and Clyde, 1967). Хенсли также заявлял, что его фильм является данью уважения "Безумному Максу" (Mad Max, 1979) Джорджа Миллера и "Отелло" (Othello, 1603) Уильяма Шекспира.

Джейн и Хенсли на съёмках фильма
Джейн и Хенсли на съёмках фильма

Сами съёмки продолжались в течение 52 дней, начавшись 2 августа и завершившись 14 октября 2003 года. Снимали всё таки боевик и с минимумом компьютерной графики, так что без небольших травм не обошлось. Так, во время съёмок поединка Карателя с Русским, Джейн нечаянно ударил Кэвина Нэша ножом-бабочкой, которую перед съёмками забыли заменить на такую же с убирающимся лезвием. И хотя нож был специально затуплен для съёмок, удар был довольно болезненным, но это это не остановило Нэша и он продолжил сцену, чем вызвал уважение всей съёмочной группы, которая впоследствии угостила его за это пивом. Ну а чуть позже Ребекка Ромейн отомстила за Нэша, проткнув Джейна иголкой, которой зашивала раны, полученные его героем во время схватки с Русским. Актриса немного не рассчитала, слишком сильно надавила на иглу и в итоге наложила пару швов на теле актёра, а не только на специальном протезе.

Пока продолжались съёмки финансовая ситуация у Artisan становилась всё плачевнее, и в конечном итоге студию вместе со всеми её текущими проектами и каталогом на почти 7000 тысяч фильмов, среди которых был и "Терминатор 2: Судный день" (Terminator 2: Judgment Day, 1991), приобрела другая независимая кинокомпания Lions Gate Entertainment. Объявлено об этом было в конце октября 2003 года, а сам договор на сумму $160-220 млн был подписан 15 декабря. Что касалось Marvel, то новые владельцы вернули им права на всех персонажей кроме Карателя.

Джонатан Хенсли, Саманта Мэтис и Маркус Джонс (сыграл сына Фрэнка Касла) на съёмках
Джонатан Хенсли, Саманта Мэтис и Маркус Джонс (сыграл сына Фрэнка Касла) на съёмках

Пока продолжалась вся эта закулисная возня, Хенсли начал монтировать свой фильм. Поскольку денег оставалось совсем мало, и не надеясь на помощь студии, которой явно в то время было не до лишних трат, режиссёр предложил должность монтажёра Тони Чикконе, который до этого работал только помощником монтажёра на крупных голливудских проектах, таких как "Перл Харбор" (Pearl Harbor, 2001) и "Миссия невыполнима 2" (Mission: Impossible 2, 2000). Однако новые хозяева фильма таки расщедрились и выделили на завершение фильма дополнительные средства, как я полагаю, те самые $2-3 млн. из общего бюджета в $33 млн. Так что продюсеры и режиссёр решили не рисковать и нанять старого и опытного Стивена Кэмпера, с которым Гейл Энн Хёрд уже вместе работала над фильмом "Реликт" (The Relic, 1997).

Первая смонтированная черновая версия фильма со всем отснятым Хенсли материалом длилась 2 часа и 56 минут. Естественно, для развлекательного кинокомикса это было явным перебором, так что ему пришлось сократить её больше чем на полчаса до 2 часов и 20 минут. Именно эта версия была показана на первых тестовых просмотрах, состоявшихся за два месяца до релиза в кинотеатрах. После этих просмотров было принято решение сократить фильм ещё почти на 20 минут, полностью вырезав сюжетную линию бывшего сослуживца и друга главного героя по имени Джимми, который по ходу истории предаёт Карателя и получает от него по заслугам.

Джейн и Хенсли на съёмках
Джейн и Хенсли на съёмках

Отдельного упоминания заслуживает и саундтрек к фильму, который звучит крайне необычно для боевика середины нулевых - очень уж он получился эмоциональным. Написал его итальянский композитор Карло Силиотто, он же выступил и в роли дирижёра. Хенсли очень понравились работы Силиотто и он выбрал его среди множества других претендентов, и полностью доверившись его таланту, совершенно никак не вмешивался в его работу. Что любопытно, композитор до этого никогда не писал музыку для боевиков, а в основном к историческим драмам у себя на родине, самой известной из которых стал мини-сериал "Юлий Цезарь" (Julius Caesar, 2002).

На проведение рекламной кампании Lion Gate выделила стандартную для всех своих театральных релизов сумму - $20 млн. Деньги по голливудским меркам более чем скромные. Да и дата для премьеры была выбрана - 16 апреля (с премьерным показом в Голливуде 12 апреля), а весна у киношников считается не особо прибыльным сезоном, и на это время обычно планируют премьеры семейных фильмов, в преддверии пасхальных праздников, или каких-нибудь фильмов ужасов, поскольку изголодавшаяся по острым ощущениям молодёжь после обильных хэллоуиновских премьер и рождественского затишья, очень неплохо на них реагирует. Так что для боевика хоть и со взрослым возрастным рейтингом "R" (18+), это явно было не самое удачное время, и всё указывает на то, что студия не особо верила в его успех.

В премьерный уик-энд фильм собрал $13,8 млн. очутившись на второй срочке хит-парада, уступив только тарантиновскому "Убить Билла 2" (Kill Bill: Volume 2, 2004) с его $25,1 млн. На второй недели выручка была уже в два раза меньше, а итоговые сборы в США и Канаде составили довольно скромные $33,8 млн., и ещё $20,9 он собрал за рубежом, но там его прокатывала Sony, так что и выручка шла в их карман. Учитывая, всё вышесказанное, выходит что это был провал, не полный конечно, но всё же.

Критики тоже не особо были довольны - 29% свежести на основании 171 рецензии, довольно красноречиво об этом свидетельствуют. Их консенсус на том же сайте гласит: "Хороший актёрский состав не спасает этот чрезмерно жестокий и шаблонный фильм о мести." Но и без наград он не остался тоже, правда только за трюки. Марк Чэдвик получил престижную в этой области премию Taurus в категории Лучший огненный трюк - в сцене убийства семьи главного героя, каскадёра отбрасывает взрывом газового баллона, и он при этом загорается.

Лучший огненный трю можно увидеть на исходе 24-й минуты фильма
Лучший огненный трю можно увидеть на исходе 24-й минуты фильма

Релиз фильма на домашнем видео состоялся 7 сентября 2004 года силами компании Lions Gate, на территории США и Канады, в остальных странах, также как и в случае с кинотеатральным релизом, этим занималась Sony. И какого же было удивление боссов Lions Gate и Marvel, когда "Каратель" возглавил продажи DVD и VHS, заработав только за первую неделю для них ещё $10,8 млн. Так что продюсеры предложили Хенсли вернуться и смонтировать расширенную версию фильма, которую бы можно было продать фанатам ещё раз.

"Все причастные, я, Томас Джейн, Marvel и Lionsgate, были согласны с тем, что мы не будем делать «режиссёрскую версию», - комментировал своё отношение к новой версии Хенсли. - Другими словами, это не та версия фильма, которую я бы предпочёл выпустить. Это просто расширенная версия. Другими словами, мы предлагаем фанатам совершенно новую сюжетную линию, сюжетную линию Джимми Уикса, которая была вырезана из фильма, потому что у нас не было денег на съёмки вступительной сцены в Кувейте. Также были проблемы с продолжительностью при включении всего остального материала с Джимми Уиксом, но мы захотели включить его сейчас. Сцена в Кувейте была основой всей сюжетной линии, и если её убрать, то во всём этом не будет смысла, поэтому мы пытались найти способ сократить фильм так, чтобы она вообще не попала в него."

Естественно, денег на съёмки этой самой сцены в Кувейте давать никто не собирался, но было принято решение сделать её в виде анимации, которую озвучили Томас Джейн и Эндрю Расселл, исполнивший роль Джимми Хикса, и положить в раздел дополнительных материалов к этой "расширенной" версии которую выпустили на DVD 21 ноября 2006 года. А ранее, 27 июня, в том же году фильм был выпущен и в только появившихся дисках формат Blu-Ray в HD-разрешении, но только в "театральной" своей версии. "Расширенная" версия была выпущена вместе с "театральной" только в германии в 2019 году на Blu-Ray релизе от компании Sony. С новым трансфером в 4К разрешении фильм был выпущен 25 сентября 2018 года и только в США и Канаде.

Разговоры и возможном продолжении велись ещё и до запуска фильма в кинопрокат, но после его скромных кассовых сборов они прекратились и возобновились только в ноябре, после более чем успешных продаж на DVD. Около трёх лет Хенсли проработал над сценарием, однако из-за разногласий со студией, в итоге предпочёл покинуть проект, а вскоре его оставил и Джейн. Актёр впоследствии не раз заявлял, что ему очень нравиться это персонаж и он в любой момент готов вернуться к нему. А студия предпочла запустить в работу ещё один полный перезапуск, с другим актёром и режиссёром.

Постер к короткометражному фильму "Каратель: Грязная стирка" (The Punisher: Dirty Laundry, 2012)
Постер к короткометражному фильму "Каратель: Грязная стирка" (The Punisher: Dirty Laundry, 2012)

Джейн же в 2012 году снялся в неофициальной короткометражке "Каратель: Грязная стирка" (The Punisher: Dirty Laundry, 2012), объяснив это так: "Я хотел снять фанатский фильм о персонаже, которого всегда любил и в которого верил, - признание в любви к Фрэнку Каслу и его поклонникам. Это был невероятный опыт, когда все участники проекта вкладывали своё время просто ради удовольствия. Было здорово участвовать в этом проекте от начала и до конца; мы надеемся, что друзьям Фрэнка понравится его смотреть так же, как нам понравилось его снимать."

Так же стоит отметить, что по мотивам фильма в 2005 году была выпущена видеоигра в жанре экшн с видом от третьего лица. Разрабатывалась она компанией Volition, а издавалась компанией THQ для PlayStation 2, Xbox и Windows. Главного героя в ней озвучил сам Томас Джейн. Оценки она получила довольно средние, но все отметили довольно инновационную механику пыток, которым подвергал Каратель своих противников, чтобы добыть необходимую информацию.

-21

Вот какие версии фильма выходили в разное время на различных носителях.

1. "Театральная", она же со слов Хенсли и "режиссёрская", версия демонстрировавшаяся в кинотеатрах почти по всему миру и выпущенная впоследствии на DVD, Blu-Ray и 4К UltraHD. Продолжительность 2 часа 3 минуты 26 секунд.

2. "Расширенная" версия, с добавленной сюжетной линией о предательстве боевого друга Карателя. Выходила на специальном издании на DVD в США и на Blu-Ray в Германии. Продолжительность 2 часа 19 минут 1 секунда.

3. В кинотеатрах германии была выпущена сокращённая на 34 секунды версия "театральная" версия, это было сделано чтобы получить рейтинг "18+".