Найти в Дзене

Иван Айвазовский - непревзойденный мастер морского пейзажа

Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря... Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника. К. Брюллов Неординарный! Яркий! Великолепный художник-маринист всех времен! Море стало его самой большой страстью. Это были яркие чувства с первого мгновения, взгляда. Прекрасная, могучая, грозная стихия завораживала и увлекала за собой в пучину. Морские пейзажи этого художника не знают себе равных. Они невероятно живые...дышат...шепчут...бунтуют...бурлят...ласково окатывают пенными брызгами... Море стало главным действующим персонажем практически всех работ великого мастера и предметом невероятного восхищения. К своей вершине успеха Иван Айвазовский взлетел на гребне волны, которую же и сам написал. Более 6000 полотен: морские пейзажи, бури и шторма. Примечательно то, что Айвазовский никогда не писал с натуры, не делал эскизов и набросков, считая, что стихию невозможно изобразить, в кажд

Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря... Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника. К. Брюллов

Неординарный!

Яркий!

Великолепный художник-маринист всех времен!

Море стало его самой большой страстью. Это были яркие чувства с первого мгновения, взгляда. Прекрасная, могучая, грозная стихия завораживала и увлекала за собой в пучину. Морские пейзажи этого художника не знают себе равных. Они невероятно живые...дышат...шепчут...бунтуют...бурлят...ласково окатывают пенными брызгами... Море стало главным действующим персонажем практически всех работ великого мастера и предметом невероятного восхищения. К своей вершине успеха Иван Айвазовский взлетел на гребне волны, которую же и сам написал.

Более 6000 полотен: морские пейзажи, бури и шторма. Примечательно то, что Айвазовский никогда не писал с натуры, не делал эскизов и набросков, считая, что стихию невозможно изобразить, в каждое мгновение она иная. Это не прихоть но лишь принципиальная позиция. Гениален и неповторим!

29 июля 1817 года в Феодосии родился Иван Айвазовский (Ованес Айвазян). Отец - Геворка Айвазян - купец армянского происхождения, переехавший в Крым и, сменивший имя на привычное русскому слуху - Константин Гайвазовский. Пройдут годы, и Ованес Гайвазовский также поменяет свое имя на Ивана Айвазовского, коим навеки останется в истории мирового искусства.

Глава семейства владел несколькими языками, занимался предпринимательской деятельностью, отличался находчивым и смекалистым характером. Все располагало к развитию, дела шли в гору, только эпидемия чумы, вспыхнувшая в 1812 году, перечеркнула все планы. Материальное положение Гайвазовских сильно пошатнулось. Приходилось изыскивать средства, чтобы прокормить и вырастить пятерых детей. Мать Ивана была отличной вышивальщицей. Она стала стараться более выгодно продавать свои работы, внося посильную лепту в семейный бюджет.

Родители художника Ивана Константиновича Айвазовского
Родители художника Ивана Константиновича Айвазовского

Пока родители были за работой, юный Ваня Айвазовский все свое свободное время проводил у моря. Любовался бликами, оттенками волн, смотрел вдаль, впитывая и пропуская через себя эту невероятную красоту, природную мощь и силу. Особенно любил ненастные дни, когда море превращалось в грозовую стихию, показывая свой могучий, неукротимый, величавый, а порой и жестокий характер.

Свои первые шедевры мальчик писал на песке, которые растворялись в пенных морских волнах. Спасали кусочки самоварного угля, которыми можно было рисовать на стенах дома. Отцу это баловство было не по душе, но мальца не ругал, понимая родительским сердцем, что простое увлечение может стать верной дорогой в жизни. Да и сами "картины" были не так уж плохи. В свои десять лет Ваня стал работать в кофейне разносчиком, а еще самостоятельно научился играть на скрипке, чем сильно удивил своих родных. Но более всего его интересовало рисование.

И. Айвазовский Автопортрет, 1874
И. Айвазовский Автопортрет, 1874

И вряд ли Ваня стал живописцем, если бы в дело не вмешался Его Величество Случай! Судьбоносная встреча с местным архитектором Яковом Кохом поставила жизнь Айвазовского на верную волну. Тот лишь посмотрел на наброски Ивана, понял - несомненно талант и большое будущее! Тут подоспел и градоначальник Александр Казначеев - заинтересовался настенными рисунками. Очень уж был хорош солдат в полной амуниции. Захотел познакомиться с автором поближе, да и определил его в Симферопольскую гимназию, предварительно подарив "лучший и самый памятный подарок – ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги" - пусть практикуется, развивает свой талант. А затем А. Казначеев похлопотал о зачислении мальчика за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Иван Айвазовский становится самым молодым студентом академии, попадая в класс известного пейзажиста Максима Воробьёва в 1833 году. Именно у него будущий художник постигает академические премудрости и тонкости мастерства. Первыми "осмысленными" работами Айвазовского стали "Вид на взморье в окрестностях Петербурга" и "Этюд воздуха над морем".

В ранних работах Ивана Айвазовского явно заметно увлечение голландскими и французскими художниками, работы которых он тщательно изучал. Но нельзя не отметить активное увлечение будущего мариниста естественной природой облаков и совершенно необычной красотой моря...удивительная цветовая палитра и смелое наложение мазков...казалось, что художник выбрал свое направление и путь. Эти картины принесли начинающего живописцу серебряную медаль, с которой связана прелюбопытнейшая история.

По приглашению императора Николая I в Россию приезжает французский маринист Ф. Таннер, к которому в подмастерья и попадает молодой Айвазовский в 1835 году. Только плодотворного сотрудничества не вышло. Иван занимался всей черновой работой: натягивал холсты, мыл кисти, растирал краски, но и зарисовывал виды. Секретами своего мастерства Таннер делился совсем неохотно, работать любил в одиночестве. Работы было много, но Айвазовский находил время и на свои работы.

И в 1836 году юный художник, не предупредив своего нового наставника, представляет на выставку в Академии художеств несколько своих работ. Там же были работы самого Таннера, к которым критики отнеслись достаточно прохладно, восхваляя работы подмастерья. Мэтр не смог простить такую дерзость и пожаловался Николаю I на то, что Айвазовский буквально "похитил его секреты" и обманом проник на выставку.

Император велел снять картины строптивого ученика. Какая неслыханная дерзость! Только на защиту молодого Айвазовского встал учитель рисования царских дочерей - профессор А. Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I, получив дозволение перевести Ивана в класс батальной живописи.

В 1837 году молодой художник окончит Академию художеств досрочно с золотой медалью и проведет два года на побережье Черного моря в Крыму. Он напишет картину "Штиль". Руководители Академии решат выпустить Айвазовского из учебного заведения, так как ничему большему он у них уже не научится..

И. Айвазовский "Штиль", 1837
И. Айвазовский "Штиль", 1837

Умиротворение и покой, безветрие и бескрайность...чувствуется невероятная величественность и простор морского пространства. Художник с невероятным мастерством передает реалистичность водной глади...оттенки зеленого и голубого, удивительная игра света и отражение на поверхности воды. Тонкие светотеневые эффекты придают работе глубину и объем. Но несмотря на это чувствуется напряженность и ожидание, что все может мгновенно поменяться и море пробудится. В этом и есть загадочность и таинственность работы.

В Европу художник попадет в возрасте 23 лет. Душа молодого художника жаждала приключений, новых впечатлений, вдохновения. Он чувствовал себя свободным и счастливым человеком, прекрасно осознавая тот факт, что нашел свой путь, место в жизни и любимое дело. Разве может быть что-то прекраснее этого? Венеция, Рим, Флоренция...Айвазовский оставлял на своих полотнах удивительный колорит морских пейзажей. Каждое его творение было неповторимым, удивительно прекрасным и восхитительным!

Италия - практика с натуры, но только не для Айвазовского! На одной из выставок он замечает, что зрители совершенно равнодушны к его работам с "натуры", но они останавливаются, замирают у его "придуманных" закатов и рассветов, написанных лишь по памяти в мастерской. Художник понимает, что в этих рамках ему тесно, они слишком ограничивают полет фантазии, внутренние чувства и настоящий талант. Прочь условности! Следовать только за своей путеводной звездой, слушать свое сердце, которое никогда не обманет. И слава находит художника! Великий Тёрнер, написавший удивительную песнь моря, солнца и воздуха признал талант русского художника.

Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений... Тёрнер

И. Айвазовский "Хаос. Сотворение мира", 1841
И. Айвазовский "Хаос. Сотворение мира", 1841

За написание картины "Хаос. Сотворение мира" художник был награжден золотой медалью папы Григория XVI. Работа была признана выдающимся произведением искусства. Невероятный магнетизм и ощущение необъяснимой внутренней силы. Морская стихия представлена художником во всем ее великолепии. В основе заложен библейский мотив - создание Творцом всего живого...и мгла, отступающая перед светом...и новая жизнь, очищенная от зла... Бушующее пугающее море, несущее зло в этот мир и полоса сияющего света - это Творец, распростерший руки над великим хаосом и тьмой...надежда...

Художник Айвазовский становиться известен во всем мире. После солнечной Италии он поедет в Голландию, Швейцарию, Португалию, Англию и Испанию. Ему уже не надо экономить, сопоставляя свои расходы на путешествия с пансионом, выделяемым Академией художеств. Успех был невероятным! Только художник Айвазовский засобирался на Родину, в Россию - родные места были ему милее заморских государств. Корабль, на котором находился художник, попадает в сильный шторм...тут же поползли слухи, что живописец погиб. К счастью, они не оправдались, и Иван Айвазовский живым и невредимым вернулся обратно. Разве может художник, воспевающий морскую стихию, погибнуть в сердце шторма? Нет! Но лишь набраться новых ярких впечатлений!

1844 год и художнику двадцать семь лет. И он уже покорил Европу, стал академиком и художником морского флота. Иван Константинович с огромным удовольствием занимается любимым делом - пишет виды русских портов и приморских городов на Балтийском море. К художнику благосклонен император, он принят светским обществом, знаком со многими знаменитыми художниками, композиторами и поэтами.

Все бы хорошо, но Айвазовского невыносимо тянуло к морю, в родные края. Он принимает решение вернуться в провинциальную Феодосию и покидает Петербург. Эта новость взбудоражила свет, только поговорила, да забыли. А Иван Константинович расцвел в родных краях и старался принести как можно больше пользы городу детства. Его дом всегда был открыт для горожан, в Феодосии появилась школа искусств, театр, галерея. Много усилий художник приложил к тому, чтобы в городе была проложена железная дорога, построен порт, а водопровод он просто подарил.

Картинная галерея Ивана Константиновича притягивала множество туристов, сбор платы за вход он доверил местному благотворительному обществу, а саму галерею завещал городу. Наверное это была искренняя благодарность и любовь к родным местам.

А что же происходило в личной жизни художника? Поговаривали, что Иван Айвазовский был нежно влюблен в ведущую солистку Парижской оперы, балерину Марию Тальони. Она была невероятно обаятельной, а "ее глаза, большие, печальные глаза, глубокие и немного таинственные..." Как можно не влюбиться? Безупречная легкокрылая бабочка...она казалась сотканной из лунного света, который таинственно и загадочно освещал сцену...

Мария была старше художника на 13 лет, но разве это может быть препятствием, когда искренне любят? Художник мечтал всем сердцем и душой быть рядом, вместе по жизни, парить...наперекор всем здравым смыслам, но Мария твердо решила, что в ее жизни есть место только балету. Легенда или нет, но на память о своей первой возлюбленной у художника осталась ее розовая балетка...

Ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони
Ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони

А тем временем художник Айвазовский становится завидным женихом, обзаводится своим домом и спустя три года - семьёй. Его первой женой стала дочь врача-шотландца на русской службе, гувернантка Юлия Гревс. Она считалась не лучшей партией, только художник Айвазовский никого не желал слушать, а сделал предложение руки и сердца на пятый день знакомства, в 1848 году.

Это были яркие, чистые чувства. Увидел и полюбил...после первого знакомства художник всю ночь напролет рисовал прекрасную Юлию, а утром подписал картину "Юлия, жена моя". Айвазовскому шел тридцать первый год, Юлии - девятнадцать. Через год у супругов родилась дочь Елена, затем еще три наследницы - Мария, Александра и Иоанна. Брак продлился двадцать девять лет, но счастья супругам не принес. Что же было не так?

Художник Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери
Художник Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери

Юлия сильно уговаривала мужа переехать в Москву, Петербург или Одессу, ссылаясь на то, что девочкам необходимо дать должное образование, выход в свет, чтобы найти для себя выгодную партию. Только с этими доводами супруги Иван Константинович примириться не мог. Он совершенно не думал о смене места жительства, родовое поместье его устраивало - удивительные морские пейзажи, невероятный простор для творчества, свежий воздух, соленые брызги моря - что может быть прекраснее для художника?! А Юлия наверное так и не смогла принять его творческую, страстную натуру...не поняла, что его сердце навеки отдано морю и мольберту - это его жизнь, его дыхание...

А тем временем ссоры, взаимные обиды, недовольства набирали обороты, жизнь становилась невыносимой...но были факторы, которые заставляли ее терпеть - дети, репутация и воспитание. Художник буквально выходил из себя и терял контроль, когда речь заходила о переезде и будущем девочек. Юлия стала все чаще болеть, врачи предлагали сменить климат на более мягкий, но супруг не шел ни на какие уступки.

И в 1867 году Юлия Гревс собрала детей и уехала в Одессу. Светское общество тут же ее обвинило в легкомыслии и предательстве, но истинную ситуацию знали лишь близкие друзья. Художник же был занят творчеством, часто навещал сбежавшее семейство и ходили слухи, что воссоединение возможно. В 1877 году брак между супругами Айвазовскими был официально расторгнут. Стоит отметить, что после развода ни бывшая супруга, ни дети в финансовом отношении ни в чем не нуждались.

Второй супругой Ивана Константиновича станет Анна Саркизова - вдова феодосийского купца, которая была моложе художника на сорок лет. Ему было шестьдесят пять, а ей всего лишь двадцать пять. Анна невероятно и искренне любила Айвазовского, принимая все его слабости и тонкости удивительной души, не требуя для себя больше того, что он мог дать. Художник был счастлив! Обожал!

Ревновал!

Восхищался!

Но писал с превеликим удовольствием!

И. Айвазовский "Сбор фруктов в Крыму", 1882
И. Айвазовский "Сбор фруктов в Крыму", 1882

"Счастье улыбнулось мне!", скажет он однажды...

Анна станет для художника целым миром, вдохновением, прекрасной музой и верным другом по жизни. Она просто научится его понимать - в этом и будет заложен секрет их счастливого брака...не обижаться, не расстраиваться, но лишь поддерживать...

Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит тусклая... И. Айвазовский

И. Айвазовский "Портрет жены художника", 1882
И. Айвазовский "Портрет жены художника", 1882

Восемь лет счастливого супружества. В 1900 году великого художника не стало, Анна почти 25 лет провела затворницей в доме, в котором узнала прекрасное чувство любви и счастья. Первая мировая, Гражданская война, Вторая мировая...все прошло мимо и в одиночестве...лишь после того, как немцы оставили Феодосию, ее отыскал художник Николай Самокиш, перевез в свой симферопольский дом.

Анна Саркизова-Айвазовская похоронена рядом с любимым мужем, в небольшом сквере церкви, где когда-то их повенчали. Она осталась верна ему до последнего своего вздоха...

Художник Иван Константинович Айвазовский так и остался непревзойденным мастером морского пейзажа. Его творения стали поистине бессмертными.

Неповторимые шедевры русской живописи, где главными героями всегда становились море, небо и стихия. До конца своих дней великий мастер не выпустит из рук кисть, оставаясь всегда актуальным и каждый раз удивляя критиков...никогда ни с кем не препирался, его ответом были лишь работы... Однажды Ивана Константиновича спросили - какие свои работы он считает наиболее удавшимися? " Те, в которых главная сила - свет солнца", ответил он...и мне нечего к этому более добавить...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))