Bugatti Veyron — один из самых ярких и знаковых супер- или даже гиперкаров XXI века. Он сумел стать символом роскоши, инженерного совершенства и устремлённости к рекордам. Однако путь от возрождения бренда Bugatti в конце 1990-х годов до выхода первого Veyron на дорогу в 2005 году был полон сложностей и смелых решений. В этой статье мы проследим историю создания легендарного автомобиля, который навсегда изменил представление о том, каким может быть серийный суперкар.
1. Возрождение легендарной марки
Коротко о Bugatti до Veyron
- Ettore Bugatti основал компанию в 1909 году в городе Мольсайм (тогда территория Германской империи, ныне — Франция). За несколько десятилетий бренд получил всемирную известность благодаря роскошным и технологически передовым спортивным автомобилям.
- В довоенные и послевоенные годы Bugatti выпускала шедевры автомобильного дизайна (Type 35, Type 57 Atlantic и т. д.), но после смерти Этторе и экономических трудностей компания постепенно утратила свой прежний статус.
- В конце XX века марка неоднократно пыталась возродиться: в 1990-е предприниматель Романо Артиоли выпустил модель EB110, но проект не смог обеспечить долгосрочную стабильность.
Приобретение бренда Volkswagen
Ситуация коренным образом изменилась в 1998 году, когда концерн Volkswagen Group выкупил права на марку Bugatti. Под руководством Фердинанда Пиха (тогда председателя правления VW) было решено возродить бренд в духе роскоши и передовых технологий — так, чтобы Bugatti снова ассоциировалась с «лучшим из лучших» на рынке спортивных автомобилей.
Уже в 1999 году на различных автосалонах начали демонстрироваться концепты (EB 18/3 Chiron, EB 18/4 Veyron), дававшие намёк на будущее гиперкара, который должен был стать самым быстрым и самым мощным в истории. С этого момента стартовала работа над тем, что впоследствии получило имя Veyron — в честь французского автогонщика Пьера Вейрона (Pierre Veyron), побеждавшего в гонках 1930-х за заводскую команду Bugatti.
2. Концепция: мощность свыше 1000 л. с. и скорость за 400 км/ч
Одной из ключевых идей, заложенных в проект, было создание первого в истории серийного автомобиля с мощностью свыше 1000 л. с.. Дополнительно ставилась цель достичь максимальной скорости свыше 400 км/ч. В конце 1990-х годов подобные показатели казались чем-то запредельным для дорожного автомобиля.
Изначально концепт носил имя Bugatti Veyron EB 16.4 (где 16.4 указывало на 16 цилиндров двигателя и 4 турбокомпрессора). Его премьерный показ в финальном облике состоялся на автосалоне в Париже в 2000 году — и мир ахнул. Но впереди ждала колоссальная инженерная задача: добиться стабильности и управляемости при невиданной скорости.
3. Титаны инженерии: создание W16 и полноприводной трансмиссии
Рождение двигателя W16
Чтобы преодолеть порог в 1000 л. с., потребовался абсолютно новый силовой агрегат. Инженеры выбрали конфигурацию W16: по сути, это два «V8», скомпонованных под общим коленчатым валом. Объём — 8,0 л, а для достижения заданных параметров устанавливалось сразу четыре турбокомпрессора.
Ключевые особенности:
- Вопреки многим предположениям о сложностях с надёжностью, мотор показал устойчивость на испытаниях, хотя и имел громадный аппетит к охлаждению и топливу.
- Огромное количество тепла (двигатель выдаёт очень высокую температуру на пиках мощности) требовало многоуровневой системы охлаждения, включавшей несколько радиаторов (по одним данным, их число доходило до 10).
- Разработка и доводка заняли несколько лет — от концепции в конце 1990-х до запуска серийной версии лишь в 2005-м.
Коробка передач и полный привод
Вторым «большим вызовом» стала трансмиссия. При таких значениях крутящего момента (около 1250 Н·м) обычные коробки передач быстро бы вышли из строя. В итоге разработали 7-ступенчатую коробку DSG (преселективная роботизированная трансмиссия с двойным сцеплением), способную «переваривать» колоссальные нагрузки.
Полный привод также был решением, необходимым для адекватной передачи мощности на колёса. Электронноуправляемая муфта распределяла тягу так, чтобы максимизировать сцепление на дороге. В итоге автомобиль сохранял стабильность, даже когда водитель резко нажимал на газ на скоростях свыше 300 км/ч.
4. Аэродинамика и «скоростная» компоновка
Когда перед инженерами стоит задача сделать автомобиль сверхбыстрым, аэродинамика выходит на первый план. Удерживать дорогу на скоростях свыше 400 км/ч — вызов даже для болидов Формулы-1, а здесь речь о дорожной машине.
- Активная аэродинамика
Bugatti Veyron получил выдвижное заднее антикрыло, меняющее угол атаки. При спокойной городской езде (до ~220 км/ч) крыло опущено, чтобы не мешать обзору и сохранить элегантный силуэт. Но на высоких скоростях оно автоматически поднимается, прижимая автомобиль к дорожному полотну. - Режим «Top Speed»
Чтобы достичь максимальных показателей, в Veyron предусмотрен специальный ключ «Top Speed Key». Только при его активации автомобиль «готовится» к скоростям 400+ км/ч: занижается дорожный просвет, убираются передние воздухозаборники для снижения лобового сопротивления, жёстче фиксируется рулевое управление и т. д. - Проверки в аэродинамической трубе
Автомобиль прошёл колоссальное количество испытаний: в частности, тесты в аэродинамической трубе, где проверялись нюансы обтекания воздуха вокруг кузова, выхлопной системы и тормозных механизмов.
Итогом всех этих мер стала невиданная ранее управляемость на рекордных скоростях.
5. Дизайн: баланс роскоши и технологичности
Влияние исторических Bugatti
Внешний вид Veyron отсылает к классическому наследию марки: овальная радиаторная решётка (так называемая «подкова»), двухцветная окраска кузова (как на Type 57), фирменная стилистика эмблемы. При этом автомобиль был очень современен, соблюдая гармонию между гладкими обводами и продуманной аэродинамикой.
Роскошный интерьер
Внутри каждый Veyron отделывался вручную, с использованием высококлассной кожи, алюминиевых вставок и углепластика. Несмотря на экстремальный характер, салон не походил на болид: перед водителем — изысканный руль, центральная консоль с минимумом кнопок, аналоговые циферблаты, показывающие температуру масла, давления турбин и т. п. Атмосфера больше напоминала дорогой «Гран Туризмо», чем «трековый» автомобиль.
Bugatti Veyron всегда выпускался ограниченными сериями и практически каждый экземпляр получал свою персонализацию. Покупатель мог выбрать не только цветовую схему кузова и интерьера, но и различные материалы, эмблемы, шильдики, гравировки.
6. Дебют и мировое признание
Первые предсерийные образцы были готовы к началу 2005 года. Публичный релиз для широкой публики состоялся весной того же года. Модель получила официальное название Bugatti Veyron 16.4.
- Технические цифры
Мощность — 1001 л. с., максимальная скорость — 407 км/ч (изначально заявленный показатель), время разгона 0–100 км/ч — около 2,5 секунды. Эти данные казались феноменальными для дорожного автомобиля. - Стоимость и эксклюзивность
Начальная цена составляла около 1 миллиона евро (в зависимости от рынка и налогов). Для середины 2000-х это был один из самых дорогих массово доступных автомобилей в мире. Более того, говорили, что VW Group продавала Veyron даже с некоторым убытком, но воспринимала проект как «витрину» технологических возможностей концерна. - Реакция медиа
Автожурналисты были в восторге: Вейрон мгновенно завоевал титулы «Автомобиль десятилетия» и «Чудо инженерной мысли». Его тест-драйвы часто становились «вирусными» видео на YouTube (тогда ещё немногочисленном) и провоцировали массовое обсуждение среди автолюбителей.
7. Дальнейшие версии и рекорды
На протяжении жизненного цикла модель Bugatti Veyron получила несколько модификаций, каждая из которых превышала предыдущую по мощности и эксклюзивности.
- Veyron Grand Sport
Родстер-версия с съемной панелью крыши, выпускавшаяся ограниченным тиражом. Благодаря особым решениям кузова автомобиль сохранял высокие динамические показатели и близкую к «купе» жёсткость. - Veyron Super Sport
Модификация, доведённая до 1200 л. с. и способная развивать официально зафиксированные 431 км/ч. В 2010 году «Супер Спорт» стал быстрейшим серийным автомобилем планеты (согласно рекорду Гиннесса). - Special Editions
За годы выпуска появлялись специальные и лимитированные варианты: «L’Or Blanc», «Black Bess», «Les Légendes de Bugatti» и другие, отличавшиеся уникальной окраской, отделкой салона и дизайнерскими элементами.
Всего же было выпущено около 450 экземпляров Veyron во всех вариантах. Производство длилось примерно десять лет, завершившись к 2015 году. После этого Bugatti представила Chiron — следующую эволюцию гиперкара, унаследовавшую многие решения от Veyron, но выведенную на ещё более высокий уровень.
8. Значение Veyron для автомобильной индустрии
Революция гиперкаров
Bugatti Veyron открыл новую эпоху, в которой производители стали массово стремиться к показателям свыше 1000 л. с. и 400 км/ч. Фактически, это породило класс гиперкаров, где границы возможного для серийного автомобиля постоянно смещаются вперёд.
Витрина технологий
Для концерна Volkswagen проект Veyron стал «тренировочным полигоном», позволившим продвинуть многие инженерные наработки, применённые позднее в других брендах и моделях. Трансмиссия DSG, методы работы с карбоновыми материалами, новые алгоритмы для систем охлаждения — все эти решения так или иначе нашли отражение и в более массовом сегменте.
Наследие брендовой роскоши
Возрождённый Bugatti показал, что ручная сборка, сложнейшая инженерия и исторический дизайн могут сочетаться в одном автомобиле, оправдывая цену в миллионы евро. Любители коллекционных машин восприняли Veyron как инвестиционный объект, а сама марка Bugatti надёжно закрепилась на рынке сверхпремиум, не теряя позиции до сих пор.
9. Завершение истории Veyron и переход к Chiron
В 2015 году последний экземпляр Veyron, получивший название La Finale, был продан и торжественно показан на Женевском автосалоне. Этот автомобиль стал своеобразной «точкой» в жизни уникального гиперкара. Но, как мы уже упомянули, на смену ему пришёл Bugatti Chiron, ещё более мощный (1500 л. с.), ещё более технологичный и рассчитанный на ещё более высокие скорости.
Тем не менее, Veyron навсегда останется в истории как тот самый «прорыв», который расширил границы инженерии, продемонстрировал всему миру возможности VW Group и воскресил дух великого бренда Bugatti в XXI веке.
Заключение и призыв к обсуждению
Bugatti Veyron — автомобиль, который даже спустя почти 20 лет с начала производства продолжает вызывать восхищение у автолюбителей и профессионалов индустрии. Он объединил в себе богатейшее наследие марки, колоссальные ресурсы концерна VW и смелые инженерные эксперименты. Результат: гиперкар, поставивший новые рекорды мощности и скорости, и по сей день выглядящий актуально на фоне современных конкурентов.
А как вы относитесь к Bugatti Veyron? Нравится ли вам идея суперкара, созданного как «витрина» технологий, или считаете, что подобные проекты — лишь громкая реклама для автогигантов? Поделитесь своим мнением в комментариях! Возможно, вы задумывались, каким будет следующий этап развития гиперкаров — будет ли это ещё больше мощности, или инженеры сконцентрируются на весе и аэродинамике? Давайте обсудим!