Volvo уже долгие десятилетия ассоциируется у автолюбителей со словом «безопасность». Шведский бренд сумел выстроить репутацию одного из самых надёжных производителей в автомобильном мире. Все модели компании, независимо от класса и стоимости, активно внедряют и совершенствуют как пассивные, так и активные системы защиты водителя и пассажиров. Но в чём конкретно заключаются эти технологии и каким образом Volvo удалось завоевать доверие миллионов людей по всему миру? Давайте разберёмся.
1. Исторический контекст: ремень безопасности от Nils Bohlin
Чтобы понять, почему Volvo ставит безопасность во главу угла, стоит обратиться к истории. Именно этому бренду мы обязаны появлением трёхточечного ремня безопасности, который изобрёл инженер Nils Bohlin в 1959 году.
- Принцип свободного патента
Volvo не стала патентовать ремень безопасности с целью получения прибыли. Напротив, компания сделала изобретение доступным всем автопроизводителям, ведь главная цель – спасать человеческие жизни. - Новая эра безопасности
С тех пор трёхточечный ремень стал стандартом во всём мире, значительно снизив количество смертельных случаев при авариях. Именно этот жест со стороны Volvo во многом закрепил за ней репутацию «самого заботливого автопроизводителя».
Таким образом, ещё в середине XX века бренд задал высокую планку, показав, что безопасность – это не просто маркетинговый ход, а реальная миссия компании.
2. Философия Intellisafe: расширенное видение безопасности
Современные автомобили Volvo объединены концепцией IntelliSafe – это комплексное решение, включающее в себя целый набор электронных систем и ассистентов. Философия Intellisafe предполагает, что автомобиль не только защищает своих пассажиров в случае аварии, но и активно предотвращает ДТП. Основные компоненты этой платформы:
- City Safety
Система, которая сканирует дорогу перед автомобилем и способна автоматически тормозить при обнаружении препятствий: будь то другой автомобиль, велосипедист или пешеход. Причём City Safety работает и в тёмное время суток, используя лазерные и радарные датчики. - Pilot Assist
Полуавтономный режим вождения для трасс и городских дорог: поддерживает заданную скорость, дистанцию до впереди идущего транспорта, помогает удерживаться в полосе. Не заменяет водителя, но существенно снижает нагрузку и утомляемость в долгих поездках. - BLIS (Blind Spot Information System)
Система отслеживает «слепые» зоны по бокам автомобиля, предупреждая о приближающихся машинах. Это позволяет избежать опасных манёвров при перестроении. - Cross Traffic Alert
Функция, часто интегрированная с BLIS, которая помогает при выезде с парковки задним ходом: автомобиль предупредит о машинах, движущихся сбоку, даже если их не видно водителю.
Все эти электронные помощники тесно взаимодействуют друг с другом, формируя единое «поле безопасности» вокруг автомобиля.
3. Пассивная безопасность: «клетка» для защиты жизни
Несмотря на впечатляющий прогресс в сфере электронных ассистентов, Volvo не забывает и о традиционных методах защиты. Автомобили шведского бренда славятся прочными кузовами и продуманными зонами деформации. Ключевые элементы пассивной безопасности:
- Высокопрочная сталь и алюминий
В наиболее уязвимых местах кузова (стойки, силовые элементы) применяются специальные марки стали и алюминиевые сплавы, обеспечивающие максимально возможную жёсткость при столкновении. - Зоны программируемой деформации
Передняя и задняя части кузова сконструированы так, чтобы в случае удара «складываться» по заранее рассчитанным траекториям. Это снижает перегрузки, приходящиеся на пассажирский отсек. - Система SIPS
Боковая защита (Side Impact Protection System) включает в себя усиленные двери, центральные стойки и особое расположение сидений, уменьшающее риск серьёзных травм при боковом столкновении. - Подушки и шторки безопасности
В типичной комплектации Volvo не только фронтальные и боковые подушки, но и специальные «шторки», защищающие головы пассажиров от боковых ударов и осколков стекла.
Такой комплекс пассивных мер многократно увеличивает шансы на благополучный исход даже в серьёзных авариях.
4. Ассистенты движения и предупреждения водителя
Помимо City Safety и BLIS, Volvo разрабатывает и совершенствует дополнительные ассистенты, направленные на предельно «внимательное» сопровождение водителя в любых условиях. Среди них можно выделить:
- Run-off Road Protection
Система, которая помогает избежать опасности съезда с дороги. Если автомобиль почувствует, что траектория пересекает край полотна, он предупредит водителя и скорректирует рулевое управление или торможение. При неизбежности съезда машина предпримет меры для уменьшения последствий: например, преднатянет ремни. - Driver Alert Control
Отслеживает поведение водителя, анализируя углы поворота руля, нажатие педалей и другие факторы. Если система «заметит» признаки усталости (неконтролируемые рывки рулём, плавание по полосе), на панели появится сообщение с рекомендацией сделать перерыв. - Adaptive Cruise Control
Более усовершенствованная версия круиз-контроля, способная автоматически регулировать скорость, сохраняя заданную дистанцию до впереди идущих авто. В сочетании с функцией Stop & Go (остановка и продолжение движения без участия водителя) особенно полезно в пробках и на загруженных трассах.
Все эти системы не пытаются полностью заменить водителя, но существенно повышают уровень безопасности, вовремя обращая внимание на потенциальные риски.
5. Забота о пешеходах и велосипедистах
Volvo традиционно подчёркивает, что в сфере безопасности важен не только комфорт водителя и пассажиров, но и сохранность жизни остальных участников движения. Компания одной из первых внедрила технологии, способные предупреждать о пешеходах и автоматически тормозить при опасном сближении.
- Датчики распознавания людей
Камеры и радары работают в связке с алгоритмами компьютерного зрения, способными распознать фигурку человека или велосипедиста. Если система решит, что столкновение неизбежно, машина предпримет экстренное торможение. - Подушки капота
В некоторых моделях для европейских рынков применялась уникальная технология, когда при ударе по пешеходу подушка срабатывала в районе основания лобового стекла, смягчая травмы головы и груди. - Забота об окружающей среде
Эти решения не только делают бренд Volvo более социально ответственным, но и формируют позитивный имидж марки, для которой действительно важна жизнь каждого, кто оказался рядом на дороге.
6. На пути к нулевой смертности: стратегия Volvo
Volvo уже давно артикулирует свою амбициозную цель: достичь нулевой смертности в новых автомобилях марки. Этот проект носит название Vision 2020, и хотя к моменту 2023–2025 года он не был воплощён в абсолютном виде, бренд сделал огромные шаги в направлении снижения числа жертв и тяжёлых травм в ДТП.
- Ограничение скорости
С 2020 года компания начала устанавливать на все новые автомобили электронный лимит в 180 км/ч. По мнению инженеров Volvo, это вклад в борьбу с лихачеством: большинство смертельных аварий происходит при слишком высоких скоростях. - Keyless Access и забота о вождении
Новые системы доступа к машине и настройки профиля водителя (особенно для молодёжи) помогают контролировать стиль езды: например, можно ограничить максимальную скорость в настройках автомобиля для определённого ключа. - Продолжающееся внедрение автономных функций
По мере развития беспилотных технологий Volvo планирует довести свои автомобили до состояния, при котором человеческий фактор (основная причина аварий) будет сведен к минимуму.
Хотя достичь полной нулевой статистики крайне сложно, Volvo продолжает оставаться одним из лидеров в этом направлении, напоминая всему миру, что безопасность – не роскошь, а необходимость.
7. Цифровые инструменты и связь со смартфоном
В современном мире нельзя игнорировать роль мобильных устройств и Интернета. Volvo активно внедряет цифровые решения, расширяя функционал систем безопасности и делая взаимодействие с автомобилем ещё более удобным.
- Volvo On Call
Приложение, позволяющее через смартфон удалённо управлять некоторыми функциями автомобиля: запустить двигатель, проверить уровень топлива или заряд аккумулятора, включить климат-контроль. В экстренных случаях оно может быть использовано для вызова помощи и определения местоположения автомобиля при угоне. - Обновления «по воздуху»
Новейшие модели Volvo оснащаются функцией беспроводных обновлений программного обеспечения. Это значит, что система может «получать» новые версии ассистентов безопасности, улучшенные алгоритмы распознавания объектов и т. д., не требуя посещения сервиса. - Интеграция с экосистемой Google
Некоторые модели Volvo используют Google Automotive Services, включая Google Maps, Google Assistant и Google Play. Это обеспечивает более точную навигацию, голосовое управление на русском и других языках, а также доступ к дополнительным приложениям. Все эти функции косвенно увеличивают безопасность, снижая уровень отвлечения водителя.
8. Будущее: электрические модели и автономное вождение
Volvo заявила о глобальном курсе на полную электрификацию своего модельного ряда к ближайшим десятилетиям. Переход на электрическую тягу тоже влияет на безопасность: в электрокарах ниже центр тяжести (батарея под днищем), что улучшает устойчивость и поведение на дороге.
- Архитектура под электромотор
В электромобилях Volvo (например, в линейке Recharge) отсутствует передний ДВС, что даёт инженерам свободу в проектировании зоны деформации. Появляется дополнительное пространство для смещения элементов, поглощающих силу удара. - Продвинутая электроника
Электромобиль от природы тесно связан с бортовым компьютером, ведь вся силовая установка управляется электроникой. Это упрощает внедрение новых «умных» функций, в том числе связанных с безопасностью. - Дальнейшее развитие автономии
Цель – создать автомобиль, который сможет самостоятельно и безопасно передвигаться по дорогам без постоянного контроля водителя. Промежуточные этапы – расширение возможностей Pilot Assist, а в будущем – полноценный автопилот.
Таким образом, вектор движения Volvo остаётся неизменным: компания стремится максимально убрать человеческий фактор, давая машину, которая сама сможет предотвращать ошибки на дороге.
9. Заключение и призыв к обсуждению
Volvo сумела создать и поддерживать имидж одного из самых безопасных брендов планеты, внедряя новейшие технологии как в области пассивной, так и активной защиты. От изобретения трёхточечного ремня безопасности в 1959 году до современных систем полуавтономного вождения и обширного комплекса IntelliSafe — каждая инновация Volvo направлена на то, чтобы снижать количество жертв и тяжёлых травм на дорогах.
При этом шведский бренд не останавливается на достигнутом. Электрификация модельного ряда, намерение достичь нулевого уровня смертности и постоянная работа над новыми ассистентами вождения лишь доказывают, что Volvo остаётся в передовых рядах автопрома по части безопасности.
А как вы относитесь к технологиям безопасности в современных автомобилях? Считаете ли вы при выборе машины «безопасность» главным фактором, или больше обращаете внимание на дизайн и мощность? Поделитесь своим мнением в комментариях! Возможно, у вас есть опыт владения или тест-драйвов Volvo и вы можете рассказать, как эти системы работают на практике. Будет интересно обсудить!