Найти в Дзене

Как «гипотеза справедливого мира» связана с обвинением жертвы?

Виктимизация — это процесс, при котором человек становится жертвой. Понятие «виктимизации» близко к «виктимности», но не тождественно ей. Виктимность в криминологии означает повышенную способность (повышенные свойства) человека и/или определенной группы людей становиться при определенных ситуациях жертвами преступлений («жертва как соучастник преступления»). Выделяют т.н. «первичную» и «вторичную» виктимизацию. «Первичная виктимизация» связанна с развитием неблагоприятных ситуаций, в которые попадает человек, трактовки этой роли и получение статуса «жертвы». Зачастую люди, которые например, потеряли работу, подвергшиеся сексуальному нападению, жертвы домашнего насилия, заболевшие раком или ВИЧ-позитивные люди, зачастую подвергаются «вторичной виктимизации». Их обвиняют в особой личной ответственности за то, что с ними произошло или происходит. Т.е. «вторичная виктимизация» предполагает обвинение жертвы в несчастье, которое с ней случилось. «Вера в справедливый мир» (англ. beli

Виктимизация — это процесс, при котором человек становится жертвой.

Понятие «виктимизации» близко к «виктимности», но не тождественно ей.

Виктимность в криминологии означает повышенную способность (повышенные свойства) человека и/или определенной группы людей становиться при определенных ситуациях жертвами преступлений («жертва как соучастник преступления»).

Выделяют т.н. «первичную» и «вторичную» виктимизацию.

«Первичная виктимизация» связанна с развитием неблагоприятных ситуаций, в которые попадает человек, трактовки этой роли и получение статуса «жертвы».

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Зачастую люди, которые например, потеряли работу, подвергшиеся сексуальному нападению, жертвы домашнего насилия, заболевшие раком или ВИЧ-позитивные люди, зачастую подвергаются «вторичной виктимизации».

Их обвиняют в особой личной ответственности за то, что с ними произошло или происходит. Т.е. «вторичная виктимизация» предполагает обвинение жертвы в несчастье, которое с ней случилось.

«Вера в справедливый мир» (англ. belief in a just world), или «гипотеза справедливого мира» – когнитивное искажение, сформулированное Мелвином Лернером.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

«Гипотеза справедливого мира» заключается в том, что люди, в большей или меньшей степени, испытывают потребность верить в то, что мир, в котором они живут, - это место, где каждый человек получает то, что он заслуживает.

Это верование «в справедливость», кажется необходимым дабы осуществлять долгосрочные проекты и жить с уверенностью в завтрашнем дне.

Как правило, «гипотеза справедливого мира» предполагает существование некой всемогущей силы (которую можно как персонализировать (бог, боги, духи, умершие родственники и пр.) так или напротив, обезличить и придать характер «закона», например, «закон кармы»).

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Эта гипотетическая сила занимается тем, что мониторит, ведёт учёт поступков, и естественным образом восстанавливает равновесие («Всем сестрам по серьгам и всем старцам по ставцам»). Она вознаграждает за добро и наказывает за зло.

В рамках этой логики, даже случайность – это «справедливый процесс» и «люди обязательно получают то, что они заслужили».

«Гипотезе справедливого мира» ничего не угрожает когда несчастья происходит с какими-то другими людьми или когда у самого человека дела идут прекрасно («хорошие вещи случаются с хорошими людьми» – Lerner, 1987).

Более того, череда позитивных событий воспринимается не только как «заслуженная», но и исключительно как «справедливая», что и подтверждает «истинность» «справедливого мира».

Почти никому в голову не приходит трактовать свою хорошую и сытую жизнь как «несправедливую».

Однако когда люди лично сами сталкиваются с явно негативными ситуациями, которые они не смогли предотвратить или когда беда случается с их близким, то это событие, как правило, серьезным образом бросает вызов их вере в «справедливый мир».

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Потребность сохранить «гипотезу справедливого мира» заставляет людей использовать свои когнитивные способности дабы рационализировать явное несоответствие между знанием, действиями и исходами, а также искать «скрытые причины» исходящие как из нравственности («это наказание за тайные грехи, порочные мысли» и пр.) так и из бессознательного («дело в том, что она подсознательно мазохистка и любит страдать»).

Другими словами, вторичная виктимизация возникает как реакция на угрозу разрушения «гипотезы справедливого мира», дабы это убеждение могло и дальше находится в целости и сохранности.

Жертва несчастного случая самим фактом того, что с ней случилось абсурдное и/или жестокое несчастье или произвол – бросает вызов «гипотезе справедливого мира».

Жертва не виновата, она не провоцировала, а обстоятельства в которых она оказалась действительно невозможно было контролировать или предотвратить. Иногда беды и несчастья просто случаются. Никто не застрахован. На месте этой жертвы мог быть любой другой человек, включая меня или Вас.

Источник изображения нейросеть DALL·E 3
Источник изображения нейросеть DALL·E 3

Как правило, жертва дискриминируется двумя способами, во-первых, ей предписываются отрицательные характеристики («сама виновата потому что...»), а во-вторых, отрицается наличие у жертвы положительных черт и качеств («если бы он был бы нормальный человеком, то...»).

Это необходимо, чтобы поддерживать идею относительно того, что «плохие вещи случаются с плохими людьми».

Яростно обвиняя жертву (что выглядит как явная агрессия и враждебность), человек на самом деле, пытался сохранить тот душевный покой, который даёт ему вера в «справедливый мир».

Для сторонников идеи справедливости особенно опасна именно невинная жертва, чьи страдания до сих пор продолжаются в настоящем, так как это, самым серьезным образом подрывает сами основы «гипотезы справедливого мира» – «люди обязательно получают то, что они заслужили».

Вместо того, чтобы задуматься над тем, что «справедливый мир» это как «идеальный газ» в физике – несуществующая, иллюзорная конструкция, люди готовы обвинить жертву, дабы остаться при своей идее.

Зачастую люди атакуют жертв несчастья, только потому что хотят сохранить и защитить свои представления о действительности.

© Автономов Денис, 2025

По мотивам:

Lerner M.J., Lerner M.J. The Belief in a just World. Springer US,

1980. 210 p.

Correia, I., & Vala, J. (2003). When will a victim be secondarily victimized? The effect of observer's belief in a just world, victim's innocence and persistence of suffering. Social Justice Research, 16(4), 379-400.

#мораль

#этика

#справедливость

#психология