Найти в Дзене

Со спиннингом самолётом в отпуск

Если вы собрались провести отпуск с рыбалкой на родной речке знакомой с детства, то вряд ли вам нужно объяснять как транспортировать снасти к водоёму, но если вам манят далёкие края, то тут без перелёта самолётом никак. И вот у тех кто летит в первый раз, возникает множество вопросов, не зная ответов на которые можно попасть в неприятную ситуацию, а то и вовсе остаться без рыбалки. Итак, для начала нужно понять, с какими проблематиками вы можете столкнуться, а потом уже изучить способы их решения. Так как если вы не знаете о проблеме, то это не значит, что её нет или то, что она не может возникнуть в самый неподходящий момент. Можно обозначить следующие проблематики: Готовясь к перелёту с рыболовными снастями вы должны изначально понимать, что не существует никаких универсальных международных правил провоза багажа. Точка. Просто у многих авиакомпаний вы можете встретить схожие правила, но это всего лишь результат конкуренции, а не какое-то жёсткое уложение. Каждая компания вправе устан
Оглавление

Если вы собрались провести отпуск с рыбалкой на родной речке знакомой с детства, то вряд ли вам нужно объяснять как транспортировать снасти к водоёму, но если вам манят далёкие края, то тут без перелёта самолётом никак. И вот у тех кто летит в первый раз, возникает множество вопросов, не зная ответов на которые можно попасть в неприятную ситуацию, а то и вовсе остаться без рыбалки.

Общие вопросы и проблематики

Итак, для начала нужно понять, с какими проблематиками вы можете столкнуться, а потом уже изучить способы их решения. Так как если вы не знаете о проблеме, то это не значит, что её нет или то, что она не может возникнуть в самый неподходящий момент.

Можно обозначить следующие проблематики:

  • Отсутствие единых правил провоза багажа.
  • Нестандартные размеры удилищ с точки зрения багажа.
  • Уязвимость удилищ в процессе перевозки.
  • Сложности провоза рыболовных принадлежностей в ручной клади.
-2

Правила провоза багажа

Готовясь к перелёту с рыболовными снастями вы должны изначально понимать, что не существует никаких универсальных международных правил провоза багажа. Точка. Просто у многих авиакомпаний вы можете встретить схожие правила, но это всего лишь результат конкуренции, а не какое-то жёсткое уложение. Каждая компания вправе устанавливать свои правила провоза багажа, если иное не прописано местным национальным законодательством. В среднем выходит следующее:

  • Максимальный размер багажа. Обычно он не должен превышать 203 см в сумме трёх измерений.
  • Максимальный вес багажа. У разных авиакомпаний могут быть свои ограничения: например, в экономклассе — до 23 кг, в бизнесе — до 32 кг.
  • Объединение багажа у совместно путешествующих пассажиров. По их просьбе вес багажа может объединяться, но объединённое место не должно весить больше 32 кг и иметь размер больше 203 см.

Ещё раз – эти параметры представляют некую "среднюю температуру по больнице" и 100% не касаются компаний лоукостеров. Последние в стремлении выжать из вас лишний рубль, а то и тысячу, придумывают самые заковыристые правила, которые не всегда вяжутся с логикой, делают вам нервы, но отлично сказываются на прибылях.

Многие компании имеют опцию по бесплатному или с небольшой доплатой провозу негабаритного спортивного инвентаря. Но иногда удилища могут не считаться таковым.

Первое, что вы должны сделать перед бронированием перелёта – это чётко изучить правила перевозки багажа и ручной клади конкретной авиакомпании, которой вы собираетесь лететь. Причём изучить строчка за строчкой на их официальном сайте. Только это даст вам определённую уверенность, что вы провезёте ваши снасти именно на тех условиях, на которые рассчитываете.

Даже если вы 100 раз летали этой авиакомпанией и вас всё устраивало, то всё-равно каждый раз обновляйте информацию, иначе возможен вариант, что на 101 раз всё будет не так радужно, как обычно. Всё в мире меняется, зачастую не в пользу потребителей услуг. И авиакомпании тут не исключение.

Отдельной строкой проблем можно выделить произвол и волюнтаризм персонала авиакомпаний на местах. Правила правилами, но иногда вы столкнётесь с тем, что "тётя" на стойке регистрации "лучше знает". Особенно возникают сложности, если общение происходит на неродном для вас языке. Как правило вопрос будет стоять в склонении вас к "доплатить" за "нестандартный" по мнению "тёти" багаж. Если спор не получается решить в рамках стандартного диалога, то совет – не стоит эскалировать ситуацию до конфликта. Это не только не решит проблему, но и может добавить других.

-3
Советуем в качестве "третейского судьи" попросить пригласить супервайзера этой авиакомпании. Часто начальствующий персонал более лоялен к пассажирам. Но если это не помогло, то лучше соглашайтесь с условиями, а претензии в письменном виде предъявите авиакомпании потом.

Кроме габаритов, иногда важен и вес багажа. Даже если вес вашего багажа проходит в нормы вашего тарифа на международной линии, то если у вас есть какой-нибудь дополнительный местный перелёт, то убедитесь, что такой же вес можно провезти и там. Особенно, если вы летите на экзотические рыбалки.

Это касается, если до конечной точки вас будут доставлять небольшим гидросамолётом или вертолётом. Варианта "доплатить за перевес" чаще всего не бывает, так как у таких машин очень небольшие пределы взлётного веса.

Для нас, рыболовов, самым критичным и проблемным является вопрос провозки удилищ. Именно они обладают следующими параметрами, которые не позволяют относиться к ним, как к обычному багажу:

  • Высокое отношение длины к остальным размерениям, что автоматически относит их к длинномерному багажу.
  • Уязвимость к ударным нагрузкам, что требует специальной упаковки.
  • Высокая цена потери, как в денежном выражении, так и ценности для рыбалки.

Именно поэтому к этому вопросу стоит отнестись наиболее ответственно, иначе потерь не избежать. А поэтому перед нами стоит следующий вопрос…

Как правильно упаковать удилища?

Выбор упаковки всегда зависит от условий и формата поездки. Вы должны учитывать не только перелёт, но и все этапы перемещения удилищ в течении путешествия.

Если рыбалка является опциональной в рамках вашего отдыха (а часто это именно так), то везти полноценный комплект удилищ не рационально. И тут вам на на помощь придёт так называемый чемоданный вариант. В качестве него выступают многочастные удилища. Их часто на английском так и называют – travel rods (буквально "удилища для путешествий").

Этот вариант можно рассмотреть и в качестве аварийного, в случае недоставки или повреждения вашего основного комплекта
Один из самых компактных вариантов лёгкого удилища – PROX Multi Piece Trout Rod MOBTS608UL 8 PLUS1 SE
Один из самых компактных вариантов лёгкого удилища – PROX Multi Piece Trout Rod MOBTS608UL 8 PLUS1 SE

О достоинствах и недостатках многочастных удилищ можно рассуждать часами, но в нашем случае они обладают главным свойством – компактностью. Одно или даже два удилища (в зависимости от длинны и класса) можно вполне поместить в свой чемодан, тем самым сняв полностью проблематику перевозки негабаритного багажа. Из минусов – вам потребуется дополнительно потратиться на приобретение удилища, но при условии экономии на провозе нестандартного багажа и регулярности поездок вложение окупится однозначно.

Такие удилища выпускаются многими производителями в рамках обычных серий или отдельными моделями. Есть как более-менее универсальные, так и специализированные варианты, как говорится, на вкус, цвет и размер вашего кошелька.

При подборе учитывайте внутренние габариты вашего чемодана. Не стоит рассматривать варианты впритык по длине, так как удилище может иметь, например, неопреновый защитный чехол, который тоже имеет свою толщину, добавляющую свои миллиметры к этом параметру. Да и нужно понимать, что рассчитывать, что с вашим чемоданом будут обращаться нежно довольно наивно. Скорее наоборот. Поэтому, не должно быть прямого жёсткого пути передачи внешней ударной нагрузки внутрь на удилище. Это касается и других предметов вашего багажа, например тех же катушек. При укладке вещей стоит избегать конфигурации, когда через этот предмет на удилище передастся удар. Удилища безусловно прочные на изгиб очень боятся локальных ударных нагрузок. В идеале, в секции чемодана с удилищем должны быть уложены только мягкие вещи, а в качестве варианта, можно вообще обернуть удилище вашей одеждой.

Среди моделей, которые могут поместиться в чемодан есть и мощные морские удилища, такие как Smith Offshore Stick Lim Pack 70
Среди моделей, которые могут поместиться в чемодан есть и мощные морские удилища, такие как Smith Offshore Stick Lim Pack 70

Использовать ли дополнительно жёсткие и полужёсткие тубусы, которые часто идут в комплекте с такими удилищами – на ваше усмотрение. Да, они дают дополнительную гарантию от повреждений, но и имеют немаленький паразитный вес и объём.

Все последующие варианты перевозки предполагают наличие отдельного тубуса или специального кейса для защиты удилищ, зато позволяют провозить удилища обычного размера, вплоть до одночастных.

Любители серьёзной морской рыбалки давно привыкли, что для провозки их длинных удилищ требуются серьёзные тубусы или защитные кейсы. Наибольшей популярностью пользуются модели из полиэтилена низкого давления, классикой которых являются Flambeau Bazuka Pro и PLANO Guide Series Airliner. Последний имеет модификацию Jambo повышенной вместимости c колёсиками на одном из концов, что облегчает транспортировку. Эти тубусы имеют большой объём, позволяющий зачастую перевозить комплект двух, а то и трёх рыболовов, что сокращает общие расходы. Телескопическая конструкция позволяет подстроить тубус под необходимую длину ваших удилищ. Конструкция имеет формованные рёбра, что позволяет сохранить продольную жёсткость, при относительно небольшой толщине материала изготовления.

PLANO Guide Series Airliner
PLANO Guide Series Airliner

Из относительных новинок стоит отметить продукцию американской компании Sportube, специализирующейся на производстве средств хранения и перевозки спортивного инвентаря, в виде тубусов Series 1/2/3, отличающихся при одинаковом конструктиве вместимостью. Это универсальные кейсы, позволяющие перевозить кроме удилищ любые длинномерные снаряды.

Sportube Series 1, 2 и 3
Sportube Series 1, 2 и 3

Это проверенные временем и тысячами рыболовов модели, которые берут с собой в самые серьёзные экспедиции.

Плюсы:

  • Большую вместимость
  • Материал не подверженный раскалыванию
  • Настраиваемость по длине
  • Возможность защиты от несанкционированного вскрытия

Минусы:

  • Невозможность вытащить или добавить удилище не вынув все удилища целиком
  • Высокая цена
К не очень удачным моделям можно отнести тубусы Prox серии Round Air Rod Case. При общем хорошем качестве изготовления и демократичной цене, стенкам тубуса явно не хватает толщины, что делает его недостаточно жёстким для авиаперелётов.

Отдельной строчкой стоят жёсткие кейсы для удилищ. Главным их достоинством является простой доступ без нужды вытаскивать все удилища. К сожалению, вариантов такого плана не очень много, среди которых самым вместительным является японский Nature Boys Rod Case. Он имеет небольшую телескопическую часть, позволяющую ограниченно регулировать длину.

Nature Boys Rod Case
Nature Boys Rod Case

Если вам не нужно везти большое количество удилищ, то стоит обратить внимание на кейс PROX PX933O. У него уже две телескопические части по обоим концам, что позволяет регулировать длину от 150 до 220 см.

PROX PX933O
PROX PX933O

Плюсы:

  • Лёгкий доступ к удилищам
  • Надёжная фиксация удилищ внутри
  • Настраиваемая длина

Минусы:

  • Относительно высокая цена
  • Ограниченный выбор моделей

Более популярные среди обычных рыболовов в стиле сантехническая труба обшитая со всех сторон кордурой и крышкой на молнии тоже имеют право на использование при перелётах. Это наиболее простое по конструктиву решение. Особенно часто встречаются на нашем рынке тубусы производства Aquatic. Они обеспечивают вполне достойную безопасность вашим удилищам, но конечно же не без недостатков.

Aquatic ТT-110
Aquatic ТT-110

Плюсы:

  • Высокая надёжность
  • Низкая цена
  • Большой выбор моделей

Минусы:

  • Излишний вес
  • Фиксированная длина
  • Нет защиты от несанкционированного вскрытия

Следующим по списку вариантом идут так называемые полужёсткие кейсы. Они бывают двух типов. Первые по конструктиву похожи на жёсткие кейсы с одной лишь разницей – вместо жёсткого петлевого соединения половинок с защёлками, тут в качестве соединительного элемента выступает круговая молния. Да и материал самих половинок более лёгкий и менее прочный.

-11

Выпускаются они все в Китае обычно на тех же фабриках, на которых производятся и пластиковые чемоданы. Так что не сильно важно под каким брендом он будет сделан. Есть конечно и тут нюансы, в основном связанные с качеством молнии, толщиной пластика и качеством другой фурнитуры. Сначала может показаться, что для перевозки удилищ такая конструкция не сильно надёжна, но молния выступает демпфером, который поглощает до определённого уровня как сжимающие, так и ударные нагрузки. Единственное, что не переносит такой кейс – точечных ударов. Но практика показала, что даже внешне повреждённый, он часто сохраняет сами удилища в целости.

Плюсы:

  • Презентабельный внешний вид
  • Лёгкий вес
  • Быстрый доступ к удилищам
  • Надёжное крепление удилищ внутри
  • Низкая цена
  • Широкий выбор

Минусы:

  • Относительная непрочность
  • Фиксированная длина
Опыт эксплуатации этих кейсов показал, что иногда их, если длина не превышает 110 см, их позволяют брать в салон в виде ручной клади. Но это лотерея. Помните, что кроме авиакомпании есть ещё служба безопасности аэропорта и им может не понравиться наличие каких-то карбоновых палок в салоне самолёта, хотя однозначных запретов на это нет.

И наконец, есть ещё один вариант полужёстких кейсов. В самом простом варианте они представляют из себя U-образную полутрубу в свободный промежуток которой вшит клапан с молнией. В более сложном они ещё имеют отсек под перевозку удилищ прямо с катушками. Но рекомендовать последние мы бы не стали. Всё-таки катушки лучше перевозить отдельно, о чем мы поговорим позже.

Molix Rod case 125
Molix Rod case 125

Здесь выбор огромен, как по длине так и по вместимости. Есть модели на 1-2 удилища, а есть монстры с несколькими отделениями и ещё с дополнительными карманами. Рекомендовать последние тоже не станем. Надёжно защитить внешние отсеки от воровства сложно, а зачем лишний раз подвергать такому соблазну персонал аэропорта?

Плюсы:

  • Презентабельный внешний вид
  • Быстрый доступ к удилищам
  • Надёжное крепление удилищ внутри
  • Средняя цена
  • Широкий выбор

Минусы:

  • Излишний вес
  • Фиксированная длина
  • Нет защиты от несанкционированного вскрытия

Ну и напоследок нельзя не озвучить самый бюджетный вариант перевозки удилищ. Это тубус сделанный своими руками. Изготавливают его из сантехнических фановых труб. Берётся труба нужного диаметра и две заглушки. Ремень тоже можно хоть скотчем примотать. Получается дёшево и сердито. Но, как всегда, есть нюанс. Если вы заявляете эту часть багажа как спортинвентарь, то были прецеденты, когда авиакомпания отказывалась считать эту трубу таковым. Да и по надёжности голая труба показала себя не очень, так как она довольно легко раскалывается при ударе.

Такая же печальная участь часто постигала и некогда популярный, подкупающий своей яркой внешностью тубус от Pantoon21. Имеющий удобную телескопическую конструкцию, но выполненный из голых труб из ABS-пластика, он часто не доживал до конечной точки отправления.

Ну с удилищами вроде мы разобрались. Как положить приманки в чемодан, думаем, тоже разберётесь. Но часто возникает момент, что объёма чемодана не хватает и хочется задействовать максимально дозволенный весовой лимит ручной клади. Поэтому стоит ответить ещё на один вопрос.

Что можно положить в ручную кладь?

К сожалению, список запрещённых к перевозке в ручной клади предметов постоянно только пополняется, поэтому этот вопрос тоже стоит изучить заранее. Но есть некоторые вещи, хоть и не прописаны явно, но служба безопасности аэропорта может не допустить их к проносу. И они имеют на это полное право.

Что точно не надо класть в ручную кладь:

  • Всё острое, в том числе крючки и, тем более, приманки с крючками.
  • Лески и шнуры, в том числе намотанные на шпули катушек.
  • Свинцовые грузила и приманки из свинца.
  • Рыболовный инструмент, в том числе челюстные захваты.

Что желательно положить в ручную кладь:

  • Катушки (со снятыми или пустыми шпулями).

Если вас вдруг угораздит везти катушку в ручной клади и забыть смотать леску, то вас в большинстве случаев ждёт весёлое занятие по сматыванию её со шпули с последующей утилизацией. Особенно на сканерах "светится" и привлекает к себе особое внимание флюрокарбоновая леска.

Стоит конечно пояснить по поводу помещения катушек в ручную кладь. Логика тут простая. Катушки являются одной из самых дорогостоящих частей рыболовного набора, особенно морского класса. Даже если ваши удилища приедут в разобранном виде, то шанс купить на месте недорогую замену или взять в аренду всегда есть. Если чемодан с приманками потеряют по дороге, то тоже можно будет приобрести минимальный набор. А вот с катушками всегда сложнее, поэтому лучше держать их ближе к сердцу.

Многие приобретают специальные кейсы для катушек, чтобы защитить их от повреждений, но это имеет обратную сторону – большой паразитный объём. Даже мягкие неопреновые кейсы съедают немало места. Если конечно объём и вес позволяет, то, безусловно, лучше защитить катушку дополнительно. Но часто достаточно обернуть её в какую-нибудь из ваших футболок.

Общие рекомендации

И напоследок дадим несколько полезных советов, в том числе обобщая предыдущую информацию:

  • Сохраняйте чеки на покупку снастей. Это понадобится в случае их утери или повреждения.
  • Всегда внимательно изучайте правила перевоза багажа авиакомпаний до покупки билета.
  • Старайтесь избегать этапов перелёта лоукостерами.
  • Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы в случае возникновения спорных ситуаций с багажом у вас было время на их разрешение.
  • Если персонал авиакомпании нарушает свои же правила, то не вступайте в конфликт, но фиксируйте диалог на видео. Это потом лучшее доказательство как в досудебном, так и судебном разбирательстве.
  • Никогда не отправляйте даже короткие тубусы с удилищами по транспортёрной ленте, даже если вам позволит персонал. Отнесите их лично в отдел приёма негабаритных грузов.
  • Фиксируйте внутреннее содержимое тубуса на фото перед сдачей в багаж вместе с посадочным талоном.
  • Заклеивайте возможные места несанкционированного проникновения в тубус армированным скотчем. Не панацея, но всё-таки. Но не делайте это до проверки службой безопасности, иначе придётся расклеивать и заклеивать заново, если попросят открыть.
  • Не пытайтесь перевозить удилища в ручной клади. Если вам даже повезёт и служба безопасности одного аэропорта пропустит вас, то это не значит, что так же поступит такая же служба другого.
  • Не провозите новые приманки в заводской упаковке.
  • Если у вас организованный рыболовный тур, заранее узнайте о возможности аренды снастей.
  • Проверяйте тщательно состояние и количество удилищ сразу по прилёту.
  • Страхуйте багаж от повреждений, потери и недоставки вовремя на суммы адекватные потерям.

Что делать, если всё таки случилось страшное?

Самый большой страх рыболова-путешественника – это когда по конвейерной багажной ленте выезжает не тубус с удилищами, а набор из карбоновых трубок в перемешку с фурнитурой, упакованный в то, что когда-то было тубусом. К сожалению, даже самые прочные тубусы не гарантия того, что работники аэропорта приложат все усилия по его уничтожению. Есть даже где-то рейтинг аэропортов мира где хуже всего относятся к багажу. Негабаритный багаж, такой как тубус с удилищами могут кинуть в тележку с багажом поверх всех чемоданов, откуда он благополучно свалится под колёса следующей тележки, а могут наоборот привалить всей массой других чемоданов, то тоже не лучшим образом скажется на его физическом состоянии.

-13

Второй страх, что в тубусе внешне не повреждённом вдруг окажется меньше удилищ, нежели вылетало. К сожалению, кражи в аэропортах, несмотря на все камеры наблюдения и иные меры безопасности, не редкость. Часто расчёт на то, что вы сразу не заметите кражу, а потом просто забьёте на это.

Третий, чуть меньший страх, когда не выезжает ничего. Меньший, потому что остаётся надежда, что они где-то там ещё "живые" и ожидают, когда их любимый рыболов найдёт их.

Если багаж пришёл повреждённым или утерян:

  • Если тубус не появился на ленте выдачи багажа, то поищите его в зоне выдачи негабаритного груза. Часто в небольших аэропортах это может быть просто какой-то медвежий угол никак не обозначенный. И часто его выносят позже, чем выгружается основной, так что стоит немного подождать.
  • Если багаж так и не появился или появился в ненадлежащем виде, то примите таблеточку валидола – не помешает :).
  • Зафиксируйте с максимального количества ракурсов на фото повреждения, в том числе на фоне табло линии выдачи багажа с названием рейса и посадочным талоном.
  • Сохраните документы, которые подтверждают, что вы летели этим рейсом: билеты, посадочные талоны, багажные бирки.
  • Обратитесь в службу поиска багажа аэропорта (обычно называется Lost&Found) и документально зафиксируйте факт повреждений (PIR — Property Irregularity Report).
  • Напишите претензию в авиакомпанию-перевозчик. На внутрироссийских рейсах это можно сделать в течении 6 месяцев, а вот на международных лучше сразу не выходя из аэропорта, так как на всё у вас будет всего 7 дней с момента его получения.
  • Если багаж утерян, то у авиакомпании будет 21 день на его розыск, после чего он будет считаться утраченным и вам будет положена компенсация.
  • Обязательно укажите как с вами связаться, если багаж найдётся в ближайшее время
  • Желательно иметь при себе копии чеков на покупку удилищ и тубуса, иначе, если у вас багаж не застрахован, то авиакомпании обычно компенсируют по весу повреждённого, а учитывая невеликий вес удилищ, это будут копейки.

Конечно утрата или повреждение багажа при перелёте – это та ещё головная боль. А уж сражение с авиакомпаниями по поводу компенсации – ещё большая. Поэтому в рамках этой статьи мы лишь вскользь коснулись этого аспекта. Подробную информацию можно найти на более специализированных ресурсах, посвященных авиаперелётам.

Так как такое всегда может случиться, нужно быть морально и материально быть к этому готовым. Поэтому, если ваша поездка посвящена исключительно рыбалке, то заранее:

  • Узнайте где можно арендовать или приобрести аварийный комплект. Элементарно, найдите ближайший к вашему отелю рыболовный магазин, где вам точно подскажут местные реалии.
  • Оцените примерную стоимость аренды или приобретения, чтобы иметь достаточно наличных средств на это.
  • В случае аренды, сохраните чек на неё – потом можно будет добавить в требование компенсации от авиакомпании.

P.S.

Перелёт с рыболовными снастями – это всегда определённый квест разной степени сложности. Нужно понимать, что вы всегда будете выделяться на фоне пассажиров с их стандартными чемоданами, что потребует от вас выполнения определённых правил, которые мы постарались описать выше. Таким образом вы сильно сократите вероятность негативного исхода.