Введение
В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил после себя ни опер, ни симфоний, ни увертюр. Это делает еще более удивительным талант композитора, который смог создать столько живой и новой фортепианной музыки.
Жизнь и творчество
Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, столицы Польши, в деревне Желязова Воля. Мать Шопена была полькой, отец - французом. Семья Шопена жила в поместье графа Скарбека, где его отец работал репетитором. После рождения сына Николая Шопена взяли преподавателем в Варшавский лицей, и вся семья переехала в столицу. Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Поскольку ребенок еще не умел говорить, он начинал громко плакать, как только слышал пение матери или игру отца. Родители думали, что Фридерик не любит музыку, и это их очень огорчало. Но вскоре они убедились в обратном. В пять лет мальчик уже уверенно играл простые произведения, которые разучивал под руководством своей старшей сестры Людвики. Вскоре его учителем стал известный чешский музыкант Войцех Живны. Чуткий и опытный педагог, он пробудил в своем ученике любовь к классической музыке, особенно к творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Прелюдии и фуги Баха для клавишных инструментов впоследствии всегда были на столе композитора.
Первое выступление
Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему было семь лет. Концерт прошел с успехом, и вскоре имя Шопена стало известно во всей Варшаве. Тогда же было опубликовано одно из его первых сочинений - полонез для фортепиано соль минор. Музыкальный талант мальчика развивался так быстро, что к двенадцати годам Шопен уже стоял в одном ряду с лучшими польскими пианистами. Живень отказался брать уроки у юного виртуоза, так как ничему другому он его научить не мог.
Одновременно с уроками музыки мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно говорил по-французски и по-немецки, очень интересовался историей Польши и читал много художественной литературы. В тринадцать лет он поступил в лицей и через три года окончил его. В студенческие годы проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно карикатуры. Его мимический талант был настолько выражен, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юном возрасте Шопен отличался острым умом, наблюдательностью и большой любознательностью.
Шопен с детства проникся любовью к народной музыке. По словам родителей, мальчик подолгу сидел под окном хижины и слушал народные песни во время прогулок по деревне с отцом или товарищами. Во время летних каникул в имениях своих школьных товарищей Фридерик сам принимал участие в исполнении народных песен и танцев. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества и его характера.
С высшим образованием в светлое будущее
Окончив лицей, Шопен поступил в Высшую музыкальную школу. Здесь его уроки вел опытный педагог и композитор Жозеф Эльснер. Эльснер быстро понял, что его ученик не только талантлив, но и гениален. Среди его записей есть краткая характеристика, которую он дал молодому музыканту: «Удивительные способности. Музыкальный гений». В это время Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Зрел и его композиторский талант. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Эти концерты можно услышать и сегодня, они входят в число любимых произведений пианистов всего мира.
В это же время Фридерик познакомился с молодой певицей Констанцией Гладковской, которая училась в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. В письме к своему другу Войцеховскому он признавался: «...у меня уже есть, может быть, к сожалению, мой идеал, которому я верно служу, не разговаривая с ним полгода, о котором я мечтаю, воспоминанием о котором было адажио моего концерта, вдохновившее меня написать сегодня утром этот вальс, который я вам посылаю». Под впечатлением этого юношеского чувства любви Шопен сочинил одну из самых прекрасных своих песен, «Желание» («Если бы в небе светило солнце»).
В 1829 году молодой музыкант совершил короткую поездку в Вену. Его концерты прошли с большим успехом, и Шопен, его друзья и семья пришли к мнению, что ему следует отправиться в более длительное концертное турне. Долгое время Шопен не мог решиться на этот шаг. Его терзали сомнения. Ему казалось, что он навсегда покинет свою родину. Наконец, осенью 1830 года Шопен покинул Варшаву. На прощание друзья подарили ему чашу, наполненную польской землей. Его учитель Эльснер трогательно попрощался с ним. В предместье Варшавы, через которое проезжал Шопен, он вместе со своими учениками исполнил хоровое произведение, написанное им специально для этого случая. Шопену исполнилось двадцать лет. Счастливая, юношеская пора, полная поисков, надежд и успехов, закончилась. Предчувствия Шопена не обманули его. Он навсегда расстался с родиной.
Помня о хорошем приеме, оказанном ему в Вене, Шопен решил начать свои концерты там. Но, несмотря на все усилия, ему так и не удалось дать ни одного самостоятельного концерта, а издатели согласились печатать его произведения только бесплатно.
Неожиданно с его родины пришли тревожные вести. В Варшаве началось восстание, организованное польскими патриотами против российского самодержавия, и Шопен решил прервать свое концертное турне и вернуться в Польшу. Он знал, что среди восставших находятся его друзья, возможно, даже отец. Ведь Николай Шопен в молодости участвовал в народном восстании под предводительством Тадеуша Костюшки. Однако родные и друзья срочно написали ему письмо, в котором советовали не идти с ними. Близкие Шопена люди опасались, что преследования могут повлиять на него. Он должен оставаться на свободе и служить родине своим искусством. Озлобленный, композитор подчиняется и отправляется в Париж. По дороге Шопен получает потрясшее его известие: Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьму и сосланы в Сибирь.
Самый знаменитый этюд Шопена под названием «Революционный», который он сочинил еще до приезда в Париж, был напрямую связан с мыслями о трагической судьбе его родины. В нем воплощен дух ноябрьского восстания, а также гнев и печаль.
Жизнь за границей
Шопен приехал в Париж осенью 1831 года. Здесь он прожил до конца своей жизни. Однако Франция не стала для композитора вторым домом. Шопен оставался поляком и в своей любви, и в своем творчестве. И даже после смерти он завещал свое сердце родине.
Шопен впервые «покорил» Париж как пианист. Он сразу же поразил слушателей своей своеобразной и необычной игрой. В это время Париж был наводнен музыкантами из разных стран. Самыми популярными были пианисты-виртуозы Калькбреннер, Герц и Гиллер. Их игра отличалась техническим совершенством и блеском, что поражало слушателей. Именно поэтому первое концертное выступление Шопена прозвучало так полно контрастов. По воспоминаниям современников, его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной.
Знаменитый венгерский музыкант Ференц Лист, который в это время также начинал блестящую карьеру пианиста и композитора, писал о первом концерте Шопена: «Мы помним его первое выступление в зале Плейель, когда все усиливающиеся аплодисменты, казалось, не могли адекватно выразить наш восторг перед талантом, который вместе со счастливыми новшествами в области его искусства открыл новый этап в развитии поэтического чувства. Шопен покорил Париж, как когда-то Моцарт и Бетховен покорили Вену. Как и Лист, он был признан лучшим пианистом мира.
На концертах Шопен исполнял в основном собственные сочинения: Концерты для фортепиано с оркестром, концертные рондо, мазурки, этюды, ноктюрны и вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Известный немецкий композитор и критик Роберт Шуман писал об этих вариациях: «Снимаю шляпу, господа, перед вами гений».
Музыка Шопена и его концертные выступления вызывали всеобщее восхищение. Только музыкальные издатели ждали. Они публиковали произведения Шопена, но, как и в Вене, бесплатно. В результате первые издания не принесли Шопену никакого дохода. Он был вынужден каждый день по пять-семь часов давать уроки музыки. И хотя эта работа приносила ему доход, она отнимала слишком много времени и сил. И даже позже, будучи всемирно известным композитором, Шопен не мог позволить себе прекратить обучение своих учеников.
По мере роста популярности Шопена как пианиста и композитора рос и круг его знакомых. Среди его друзей были Лист, выдающийся французский композитор Берлиоз, французский художник Делакруа и немецкий поэт Гейне. Но какими бы интересными ни были новые друзья, он всегда отдавал предпочтение своим соотечественникам. Ради гостя из Польши он изменил строгий распорядок своего рабочего дня и показал ему достопримечательности Парижа. Он мог часами слушать рассказы о своей родине, о жизни родственников и друзей. С юношеской ненасытностью он наслаждался польскими народными песнями и часто писал музыку к своим любимым стихам. Очень часто эти стихи, превращенные в песни, возвращались в Польшу и становились национальным достоянием. Когда к нему приезжал близкий друг, польский поэт Адам Мицкевич, Шопен сразу же садился за фортепиано и играл для него часами. Как и Шопен, Мицкевич был вынужден жить вдали от родины и тосковал по ней. И только музыка Шопена немного смягчала боль этой разлуки, унося его туда, далеко-далеко, в родную Польшу. Благодаря Мицкевичу, благодаря бурному драматизму его «Конрада Валленрода» родилась Первая баллада. А Вторая баллада Шопена связана с образами поэзии Мицкевича.
Встречи с польскими друзьями были особенно важны для композитора еще и потому, что у Шопена не было своей семьи. Его надежды жениться на Марии Водзиньской, дочери богатого польского дворянина, не оправдались. Родители Марии не хотели видеть свою дочь замужем за музыкантом, который был всемирно известен, но зарабатывал на жизнь работой. Многие годы он связывал свою жизнь с известной французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в прессе под псевдонимом Жорж Санд.
Судя по «музыкальным портретам» Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен особенно ценил очарование чистоты, созданное его воображением. В Жорж Санд можно было найти все, что угодно, только не это. В то время она имела скандальную репутацию. Это не могло остаться незамеченным Шопеном. Но Лист и его подруга Мари д'Агу высоко ценили литературный талант Жорж Санд и обсуждали его с Шопеном и Мицкевичем, подчеркивая, что ценят ее прежде всего как писательницу. Они также благосклонно относились к появлению Жорж Санд на музыкальных концертах Шопена. Достоверных сведений об истории отношений Шопена и Жорж Санд немного.
Не все согласны с мнением самой Жорж Санд, которая была ангелом-хранителем Шопена для его друзей, описывая ее «самопожертвование» и «материнскую заботу» о композиторе. В книге, опубликованной при жизни Жорж Санд, Лист прямо обвинил ее в том, что она стала причиной его ранней смерти.
Войцех Гржимала, один из ближайших друзей Шопена, также считал, что Жорж Санд, «отравившая все его существование», была виновна в его смерти. Вильгельм Ленц, ученик Шопена, называл ее «ядовитым растением» и был глубоко возмущен тем, как нагло, высокомерно и покровительственно Жорж Санд обращалась с Шопеном, даже в присутствии посторонних.
С годами Шопен давал все меньше и меньше концертов, ограничиваясь выступлениями для узкого круга друзей. Он полностью посвятил себя творчеству. Он писал сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новую серию этюдов, поэтические ноктюрны, прелюдии, по-прежнему популярные мазурки и полонезы. Наряду с легкими, лирическими произведениями он все чаще писал произведения драматической глубины, часто трагические.
Это вторая соната (с похоронным маршем), которая является одним из высших достижений композитора, польской музыки и романтического искусства в целом. Юзеф Хоминьский охарактеризовал первые две части сонаты словами: «После героической битвы похоронный марш, очевидно, уже является последним актом драмы». Шопен рассматривал похоронный марш как эмоциональную кульминацию, которая драматически завершает развитие образов. Мы вправе назвать эту драму, образы которой разворачиваются в сонате Шопена, национальной трагедией.
Траурный марш Шопена считается самым выдающимся произведением этого жанра. Этот марш занял особое, исключительное место не только в музыкальной литературе, но и в жизни человечества, ибо трудно найти более возвышенное, прекрасное и трагическое воплощение чувства скорби.
Жизнь Шопена в Париже была если не счастливой, то, по крайней мере, благоприятной для творчества. Его талант достиг своего апогея. Изданию произведений Шопена больше не препятствуют, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, выпадающим лишь немногим.
Последние годы жизни композитора
Последние годы жизни композитора были печальными. Умер его друг Ян Матушинский, за ним последовал любимый отец. Ссора и разлука с Жорж Санд сделали его совершенно одиноким. Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов судьбы. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юности. В последние два года композитор почти ничего не писал. Его финансовые ресурсы иссякли.
Чтобы поправить свое тяжелое материальное положение, Шопен по приглашению английских друзей отправился в Лондон. Собрав последние силы, он, будучи больным, давал там концерты и уроки. Восторженный прием поначалу привел его в восторг и придал сил. Но сырой климат Англии вскоре оказал пагубное влияние. Беспокойная жизнь, полная рутинных, часто пустых и бессмысленных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение и частые страдания. «Я не тревожусь и не радуюсь, я больше не могу - я вообще ничего не чувствую - я только тоскую и жду, что это скоро кончится», - писал он одному из своих друзей.
Свой последний концерт в Лондоне, который оказался последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он поспешил вернуться в Париж. Последним произведением композитора стала мазурка фа минор, которую он уже не мог играть и записал только на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он и умер.
Смерть Шопена
Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием Моцарта, который он так любил. Прозвучали и его собственные сочинения, в том числе «Похоронный марш» из сонаты для фортепиано си-бемоль минор в исполнении оркестра. Друзья принесли на его могилу чашу с польской землей. Шопена похоронили в Париже рядом с могилой его друга Беллини. А его сердце, как он и хотел, было отправлено на корабле в Польшу, в Варшаву, где оно до сих пор бережно хранится в церкви Святого Креста.