Давно никуда не ездили, но настало время немного отвлечься от работы.
За прошедший год удалось разжиться новым транспортным средством - Тойота Ленд Крузер 78. В течении нескольких месяцев велись работы по строительству автодома высокой проходимости. Было применено много новых решений, но обо всё по порядку...
Изначально обратил внимание на великую древнюю страну, которой нет на картах - Курдистан, расположенный на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Но, буквально за неделю до выезда, политическая ситуация начала изменяться - турки стали стягивать войска к границам Сирии. Поэтому пришлось изменить направление. Едем в Армению через Грузию.
Стартовали 25 декабря, дубасим по трассе через Волгоград, Элисту в Северную Осетию на КПП Верхний Ларс. В Волгограде отметили ДР одного из участников, погуляли по городу.
Надо отметить, что наконец отремонтировали дорогу от Элисты на юг. Ранее первые 100км было очень много колдобин, стоял знак ограничения скорости 60км/ч на протяжении 100км! В Калмыкии оказались вечером и нас накрыли очень густые туманы, а с учётом отсутствия разметки, ехать приходилось со скоростью 20и-30км/ч!! GPS в больших населённых пунктах не ловит, приходится ездить по-старинке, используя планшет, как бумажную карту. До В. Ларса добрались к вечеру третьего дня. Машин на границе на удивление не очень много, Оба КПП прошли прмерно за час. При этом русские вывернули машину, благо сумки не вытряхивали. Грузины отработали минут за 15. В этот раз Грузию шли транзитом, но хотели тормознуть в Тбилиси, чтобы поменять деньги - но не нашли места для парковки!!! Весь город - один большой митинг. Надо отметить весьма культурный, в отличии от России. Никто никому морду не бьёт, люди спокойной стоят на мостах и вдоль центральной улицы с транспорантами и флагами Грузии и Евросоюза, свистят в свистки, мимо еду машины и гудят. Если людям нужно перейти дорогу, полиция останавливает не на долго поток. Общались с местными - отношение либо нейтральное, либо позитивное. В обменниках выгоднее менять доллары или крипту, чем рубли. Старые баксы принимают по тому же курсу, как и новые. В Турции старые баксы не принимают, в Армении курс примерно на 1% хуже, В РФ новые баксы найти сложно, а если хочешь поменять старые на новые, то берут 5% комиссию. ДТ в Грузии по 2,75-3,1 лари за литр (120-140р). Курс Лари 40-45р. На АЗС всё взаимодействие происходит исключительно с заправщиком. Он принимает деньги и заправляет автомобиль. Качество топлива на сетевых АЗС очень хорошее. За много поездок заправлялся и бензином и дизелем техника чувствовала себя великолепно! Старшее поколение по-русски говорит хорошо, С полицией общаться сложно. Ни русского, ни английского они не знают (как в РФ). Молодёжь по-русски говорит плохо, но в больших городах говорят на английском. Сотрудники банков свободной изъясняются и на русском и на английском. В кафе как повезёт, но чаще удаётся общаться по-русски. Что в Грузии, что в Армении бросается в глаза культура вождения! Всю поездку было очень приятно и комфортно находиться на дороге, чего не скажешь и Южном и Северо-Кавказском федеральных округах РФ... Полиция в этих странах тоже достойна уважения! Не смотря на языковой барьер, они пытаются помочь, если затупил на перекрёстке в каком-нибудь захолустье, глядя в карту. Местные нарушают не часто (высокие штрафы). Довелось посидеть в машине рядом с очень оживлённым перекрёстком около получаса и понаблюдать за окружающим миром: 2 регулировщика исправно выполняют свою работу (у русских так не получается). на пртяжении всего времени никто никого не подрезал и грубо не втёрся в поток! народ бибикает друг другу, но это происходит уважительно - просьба чтоб пропустили, а после благодарят. Россия в этом плане во всех регионах находится на уровне развития средневековья. Не удивительно, что Грузины не хотят сближаться с Россией - они не хотят в прошлое.
Границу Грузии и Армении Пересекали в Садахло. Работают быстро, шмонают машины мало. На обе границы потратили около часа. При въезде требуется оплатить экологический сбор - зависит от класса ДВС. Нам с евро4 обошёлся в 4000 драм (~1000р). ОСАГО и Грузии и В Армении обязательна, на 15дней стоит около 1500р. На Границе пообщались с местными перегонщиками, которые гонят из РФ жигули. Говорят в Армении ВАЗ 2107 - местный мерседес. В целом в стране очень много автомобилей семейства ВАЗ, особенно в почёте Нивы! Какого только тюнинга мы ни встретили. Вторая по численности марка - Мерседес, преимущественно модели из девяностых нулевых. В отличии от самодостаточной Грузии, Армения достаточно нищая страна, живущая только за счёт добычи угля и туризма. При осмотре одной из достопримечательностей, к нам подошла женщина и пригласила к себе домой. Судя по убранству дома, живёт она бедно, но не смотря на это, готова выставить на стол последнее.
В малых населённых пунктах кафе не найти, в небольших городках большей популярностью пользуется фастфуд, кафе найти сложно. Если сравнивать с Россией, то Ереван по размерам как Тула или Рязань, остальные населённые пункты - посёлки городского типа...
Наш путь лежал к оз. Севан. От Дилижана есть 2 дороги: через тоннель и через перевал. Конечно же мы выбрали перевальную! Озеро расположено на высоте 1900м н.у.м. Перевал высотой около 2150м. Около перевала расположена деревня, дорогу чистят. Снег начался на высоте 1500м. Озеро окружено горами, которые отличаются по виду от Кавказских. На них нет леса и они более пологие, скал нет. Снега не очень много на уровне озера - сантиметров 10-15. Но мы несколько раз пытались заехать на гору повыше. Да да, на некоторые горы ведут автомобильные просёлочные дороги, а наверху горы иногда встречаются небольшие озёра - очень похоже на вулкан с кратером! Максимум, куда нам удалось подняться на 2300м, не прибегая к жёсткому рубилову на цепях и стравливанию шин. Теоретически на лопате заехать на 2800 было реально - вперёд уходили колеи квадриков.
На одну из ночёвок в лесочке на берегу Севана к нам приходили волки. Утром рядом с машиной было много следов, хотя вечером была нетоптаная поляна, и среди ночи я слышал волчий вой поблизости.
Перед поездкой я был в раздумьях, нужна ли нам мобильная связь, ведь на офлайновых картах Osmand есть вся необходимая информация.. В итоге не стали подключать роуминг и покупать местную симку. Но 31декабря нас посетила мысль встретить Новый Год в Ереване! и в 18.00 начался квест по поиску жилья без помощи телефона! В итоге жильё было найдено. Дешёвое. Очень дешёвое... Но мужская часть команды в итоге спала в машинах на парковке около гостиницы... все остались довольны. 4 местный номер был нам предложен на 6чел, без окон, зато с санузлом, в котором был частичный засор. Вентиляция принудительная включалась только при включении света! Решение было найдено - не гасить свет в санузле и спать с открытой дверью. С другой стороны гостиница нужна было только чтобы переночевать и помыться, так что всех всё устроило. Вечером пошли гулять в центр Еревана. в 20.00 уже все кафе и рестораны закрыты! На улице в очень ограниченном количестве присутствует только фастфуд... В целом навивало уныние... в РФ на похоронах веселее, чем в Армении на Новый Год... Салютов почти не было. Зато местные ряженые навязывали свои услуги сфоткаться, а потом требовали money.
На утро мы "немного приболели" из-за некачественного коньяка, купленного в большом городе в большом магазине... Вино, выпитое ранее, тоже оказалось паршивым... Грузинские вина лучше. Чтобы развеять хворь, пошли гулять по городу. Первые пафосные кабаки начали открываться только к 14.00, всё что попроще не работало совсем. Зашли пообедать - ценники, как в самых мажорных кабаках областных центров РФ или средненьких ресторанчиках Москвы. По пути к Еревану и в самом Ереване повстречали велопутешественников. Первый ехал уже пол года из Бельгии, дальнейший его путь лежал в Россию, Казахстан, Монголию. Обещал заглянуть на обратном пути к нам в гости осенью 2025года. Второго же русского велопута-кругосветчика мы встретили несколькими месяцами ранее в России. Направлялся изначально в Иран, но звёзды изменили своё положение и он решил лететь с велосипедом в Африку. Очень интересный человек, исколесил почти все материки, кроме Антарктиды и Австралии. Едет уже более 10 лет. Работает 2 дня в неделю, остальное время странствует.
За 4 дня мы объехали всю страну. На круг вышло около 600км - даже заправляться не пришлось. Как по мне страна так себе, ехал только чтобы поставить галочку. Расстояния между городами 15-20 км. Только нажал газ, уже пора тормозить. Очень много церквей (как по мне одинаковых и унылых. Не люблю я цивилизацию...) Пожалуй эта страна подойдёт тем, кто перемещается на велосипеде, либо прокатном авто(топливо и прокат дорогие).
Довелось отведать местный фастфуд - продают шашлык, жарят при тебе, предлагают порубить в шаурму. В целом вполне съедобно. Количество мяса можно определить самостоятельно.
Температура воздуха в Армении разнообразна! В Ереване на высоте 1000м днём +10, ночью -4. на 1500-2100м днём 0 +5, ночью -7 -13. По пути к Грузии днём на 2000 поймали температуру -17, предположительно ночью там было -20 -25.
Спали в машинах. У нас отлично себя показал автономный отопитель. Тот, что мы использовали в поездке на Дальний Восток. Я его разобрал и установил стационарно в салон. 5кВт, в -13 работал на 1 уровне мощности из 5. в Салоне температура около 20градусов. Ради эксперимента вырубил среди ночи и засёк время. через 1,5ч температура упала до 10 градусов. Салон утеплён штатной шумкой. Делал ещё шторы из строительного утеплителя, крепил на канцелярские зажимы. Не понравилось, слишком хлипкие зажимы. Решили отказаться в этот раз от бытовой газовой плиты и бытового газового баллона. Попробовали мультиварку и термопот, запитываемые от инвертора 220В. Эту концепцию подгядел у известного автопутешественника, который ездил неоднократно к ледовитому океану в лютые морозы. В итоге термопот не выдержал нагрузок, помялся и отвалилась защёлка крышки, но греть продолжал. Не хватало штатного генератора на 75А. При включении термопота 900Вт на кипячение сильно высаживало АКБ и иногда инвертор отрубался. Более менее сносно работало только если гнать по трассе газ в пол. В режиме поддержания 35Вт работало исправно. Мультиварка на 600Вт работала исправно, но ждать 30мин, пока она сварит реально только когда едешь по трассе. На всякий случай взяли обычную туристическую газовую горелку, которой в итоге и пользовались. За 15лет китайская промышленность шагнула вперёд, теперь можно всего за 1500р купить горелку на 7кВТ, а за 2500р на 10кВт. Мы ограничились 7кВт. Кипятила бодро. 450г баллона на семью из 3чел, если готовить ужин/завтрак хватило на 7дней. Посчитав расход газа, пришли к выводу, что на будущее удобнее ездить с горелкой и термосом. При этом, если поездка до 2-3 недель, то использовать туристические баллоны, если более, то возить бытовой баллон с переходником для горелки Теперь все эти приблуды, в т.ч. и для заправки баллончиков доступны в продаже за вменяемые деньги.
На обратном пути границу проходили в Бавре. На границе мы были единственные. Все посты прошли за 30-40мин. В Грузии оказалось, что у нас нет Лари, все обменники закрыты, а нам надо заправиться. Заехали на одну заправку, молодой заправщик не говорил ни на русском, ни на английском, заехали на вторую - заправщик лет шестидесяти вполне хорошо говорил по-русски. У нас были баксы и рубли. В итоге он сказал, что русские деревянные в Грузии не в почёте и охотно принял плату американскими президентами, взяв себе комиссию. На 100 баксов заправили около 90л ДТ. Заехали в Вардзию и попытались пробиться в Батуми южной дорогой, но год на год не приходится и перевал был засыпан снегом (в прошлые годы удавалось пробиться). Пришлось развернуться и ехать сразу в сторону России.
На границе русские опять долго мурыжили, вывернули всю машину. Возвращаться домой не было никакого желания... В Ставропольском крае "доблестные повелители хвоста зебры" успешно развели на бабки, воспользовавшись потерей нашей бдительности после посещения цивилизованного общества. В начале нашего путешествия тоже случился подобный инцидент, но, отменно поругавшись, ушли ни сола нахлебавшись. На ночёвке под Владикавказом рядом с Кармадонским ущельем снова выли волки и были слышны выстрелы. По пути в сторону Элисты была великолепная безоблачная погода, что позволило нам наблюдать во всей красе Эльбрус от Будённовска, а это более 200км по прямой!!!
За 12 дней пройдено около 5000км.
Трек интересной части маршрута